СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письмо как вид речевой деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять знания учащихся о письмах. Формировать навыки написания писем.

Просмотр содержимого документа
«Письмо как вид речевой деятельности»

Тема: Урок развития речи по теме «Письмо как вид речевой деятельности»

Цель: расширять знания учащихся о письмах, об истории письма,                       формировать навыки написания личных писем, развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к предмету.   

           

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2.    Поверка домашнего задания.

  1.  Фронтальный опрос:

А) что такое существительное?

Б) что обозначает существительное?

В) на какие вопросы отвечает существительное?

Г) как изменяются имена существительные?

Д) какими членами предложения могут быть имена существительные в предложении?

  1. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

В наше время трудно представить себе, что когда-то люди не умели писать. Все, что было изобретено человеком, хранилось в памяти и передавалось устно. Так как трудно было запомнить все, стали использовать в посланиях разные предметы. Но трудность заключалась в том, что передающий предметы хотел сказать об одном, а получающий – понимал по–своему.  Так, скифский гонец принес царю Дарию подарки: лягушку, птицу, мышь и пять стрел. Обрадовался царь, решив, что скифы решили покориться, но рано он торжествовал. Оказалось, что посланные предметы обозначали совсем другое.

Мы с вами видим, как неудобно было обмениваться информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов.

Позже люди придумали письменность. Это были разные знаки и иероглифы. Писались такие письмена на разных материалах. Так ассирийцы писали на глиняных табличках, которые потом обжигали, чтобы знаки не смазывались. Египтяне писали сначала на камне, потом стали использовать папирус. Жители Пергама писали на пергаменте. Русичи долгое время писали на бересте. Только китайцы во 2-м веке изобрели бумагу, но в Европе научились ее делать лиши  в 10-м веке.  В 863 году просвещенные братья Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Они составили первую славянскую азбуку, которая состояла из 40  букв. Называлась она кириллицей. С тех пор русские люди могли писать письма. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма.                                                                                                                                    

5. Беседа по вопросам.

           Ребята, а зачем пишут письма?

           Почему в наше время письмам нет цены?                                                                              

           Какие виды писем вам известны?

6. Составление схемы.

Письмо

Деловое              личное

Письмо-поздравление          письмо-рассказ

                                 Письмо-просьба

                                 Благодарственное письмо.

7. Словарный диктант.

     Отгадать и записать слова.

     Тот, кому адресовано послание (адресат); тот, кто пишет это послание (адресант); сообщение, поздравление, послание, просьба, написанные на бумаге, предназначены для отправки на расстояние (письмо); бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт); пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено (адрес); цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс); человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (почтальон).

8. Определение частей письма.

    Письмо состоит из:

  1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.

  2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.

  5. Подпись. Дата.

    Правила заполнения конверта:

От кого Петрова И. И.

Откуда ул. Светлая, д. 45, кв. 9,

              П. Северный,

               Константиновский район, Тюменская область

Индекс 758607

                                         Кому Федорову Ф. Ф.

                                         Куда ул. Горная, д. 78, кв. 1, г. Уфа

                                         Индекс 675843

9. Восстанови письмо, правильно распределив части. Определи вид письма. (Письмо-просьба).

   

  1. С уважением, ученица 6-го класса Света Ш.

  2. Буду с нетерпением ждать вашего ответа.

  3. Помогите, пожалуйста, узнать, действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится?!

  4. Мне очень хочется стать подводником. Мои подруги говорят, что лучше не думать об этом, потому что это не женская профессия. Мальчишки просто смеются надо мной. Говорят, девчонок туда не берут.

  5. Дорогая редакция!

  6. Может быть, есть специальные клубы подводников, куда можно поступать девушкам? Или есть особая система самостоятельной спортивной подготовки? Ведь я понимаю, что эта профессия требует и специальных знаний, и очень хорошей физической подготовки.

10. Закрепление материала. 

      1. -Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать на каникулы к вам.      

      (1 вариант).

       Слова-подсказки: у меня к тебе большая просьба; очень прошу тебя; с     приветом; заранее благодарен.

      -Напишите письмо-поздравление первой учительнице. (2 вариант).

      Слова-подсказки: поздравляю; разрешите поздравить… от всей души; позвольте пожелать… от всего сердца; уважаемая…; дорогая… сердечно.

      -Напишите бабушке письмо с благодарностью за присланный подарок. (3 вариант).

       Слова-подсказки: сердечно; от всего сердца… благодарю Вас за то, что…; от всей души; я очень благодарен; как я благодарен; большое (огромное) спасибо.

 

    -Напишите письмо другу о делах в классе. (4 вариант).

Слова-подсказки: дорогой…; хочу рассказать тебе о…; мы очень скучаем без тебя; напиши нам о…; с нетерпением ждем ответа.

   2.-Чтение  сочинений-писем.

11. Итог урока.

  • сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что же объединяет эти письма? (Все письма относятся к личным.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!