СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пища настоящего и будущего

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пища настоящего и будущего»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»






Игра – практикум

«ПИЩА НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»











Разработчик:

Дресвянина Нина Михайловна,

педагог-организатор









п. Ревда
2021г.

Игра – практикум

«ПИЩА НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»


Цели:

- донести до учащихся информацию о различных пищевых добавках, имеющих как положительное действие, так и опасное влияние на организм человека;

- показать, что здоровье людей зависит от знаний и самостоятельного,
обдуманного выбора, какие продукты употреблять в пищу.

Оборудование и материалы: овощи, фрукты, черный ящик, бумага, ручки.

Может использоваться: педагогами, учителями, тренерами-преподавателями.

Возраст учащихся: 11-15 лет


ХОД ИГРЫ

Пищевые добавки


Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Разрешенные к применению, не опасны для здоровья человека, однако некоторые из них способны вызвать аллергическую реакцию или другие побочные эффекты, которые не сразу проявляются.

Натуральные или аналогичные им синтетические добавки не имеют пищевой ценности и вводятся в продукты питания для придания им нужной консистенции цвета, увеличения срока хранения и т.д.

В странах Европейского Союза (ЕС) принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из них обозначается буквой «Е», что значит «европейская» и соответствующим цифровым индексом.

Вступление: «Здоровье - всему голова» - гласит народная мудрость. Когда у человека ниче­го не болит, он не задумывается о своем здоровье. Но стоит только почувствовать недомогание, как мы сразу начинаем себя лечить. Хорошо, если с помощью ле­карств или каких-нибудь проце­дур мы поможем своему организ­му. К сожалению, иногда бывает и так, что восстановить здоровье в полной мере невозможно. И тогда развиваются хронические заболевания. А если бы мы зара­нее подумали о причинах, вызы­вающих недуги, и постарались изменить что-то в своем питании или откорректировать режим дня, тогда можно было бы этого избежать.

Опаснейшие консерванты!


В связи с массовым наплывом импортных товаров в нашу страну следует предупредить об одной серьезной опасности.

Для увеличения срока годности продуктов питания в них добавляют так называемые консерванты. На упаковке товара они обозначаются буквой Е с соответствующим номером.

Прежде чем приобрести продукт, посмотрите, какие консерванты в нем использованы. Многие из них вредны (и очень) для здоровья, с такими добавками в развитых странах продавать продукты запрещено, поэтому производители сбывают эти продукты в других странах, где не столь строго законодательство, защищающее потребителя, а покупатели не избалованы 1 выбором продуктов или просто не знают о вредных добавках.

Перечень наиболее опасных консервантов, вызывающих:


  • злокачественные опухоли (рак); Е131, Е142, Е152, Е210, Е211, Е213, Е217, Е240, Е330, Е447:

  • заболевания желудочно-кишечного тракта: Е221, Е222, Е223, Е224, Е225, Е226, Е320, Е321, Е322, Е328, Е339, Е340, Е341, Е405, Е407, Е461, Е462, Е46, Е464, Е465, Е466;

  • заболевания печени и почек: Е171, Е172, Е173, Е320,Е321, Е322.


А вот другие консерванты, употребление которых в пищу также запрещено в развитых странах: Е102-105, Е110-111, Е120-127, Е130, Е141, Е150, Е180, Е212 Е215-216, Е230- 232, Е238, Е241, Е250, Е311, Е312, Е313, Е450, Е477. Если на упаковке продукта отсутствует перечисление входящих в него пищевых добавок (а они всегда используются!), это является грубейшим нарушением защищающих нас стандартов и может означать такую адскую смесь, заявлять о которой производители посчитали большим злом, нежели нарушение требований по оформлению упаковки,

К сожалению, 80% импортных продуктов питания, сигарет и напитков содержат перечисленные вредные консерванты. Будьте бдительны!


О «родной» колбасе

Вредные консерванты (и красители) содержит и такой, многими любимый продукт, как колбаса. Любовь к колбасе – это чуть ли не общенациональная идея. Хотя колбаса – та, что мы едим, – является одним из самых вредных продуктов для человека. (Обратите внимание, что кошки отворачиваются от многих сортов колбасы, особенно от вареной.)

Почему же колбаса так популярна? По-видимому, кроме убогого в целом ассортимента, предлагавшегося «плановым хозяйством», сыграла роль социальная структура нашего общества, Когда в большинстве своем стала нормой работа и мужа, и жены, остро встал вопрос о быстром завтраке, К тому и свелось, что самое быстрое – кусок колбасы на кусок хлеба с маслом или на сковородку и залить яйцом. Тем более это пришлось по душе холостякам, не желающим утруждать себя приготовлением пищи. Нарезал – и сыт.


Жвачка: польза или вред?

Удивительно, но "жевательное" за­нятие старо, как мир. Письменные источ­ники свидетельствуют, что еще древние греки жевали смолу мастико­вого дерева, чтобы очи­стить зубы и освежить дыхание. Ацтеки исполь­зовали для этого нату­ральный каучук, а або­ригены Америки научи­ли колонистов жевать сок елейного дерева. Колонистам это занятие, видимо, пришлось по вкусу. Наверное, потому США и стали первыми производить современ­ную жвачку.

Практически вся продаваемая в СНГ, жевательная резинка содержит консерванты из вышеприведенного «черного» списка. Но кроме этого в последнее время появились сомнения в безопасности даже самых лучших (в смысле консервантов) ее сортов, продаваемых в Европе и США,

Несколько американских групп защиты потребителей вновь выступили с критикой вещества аспартам, ссылаясь на новое исследование, указывающее на возможную связь между этим искусственным заменителем сахара и опухолями головного мозга, аспартам используется в различных жевательных резинках, не содержащих сахара.

Американский Общественный институт питания и Центр за науку в общественных интересах призвали правительство провести дополнительные испытания аспартама, в безопасности которого ранее уверяло государственное Ведомство по контролю за продуктами питания и лекарствами (ВКППЛ).

Очередная волна интереса к этой теме возникла после опубликования результатов нового медицинского исследования в «Журнале невропатологии и экспериментальной неврологии». Автор исследования, доктор Джон Олни из Вашингтонского университета Сант-Луисе, утверждает, что в США количество больных раком головного мозга подскочило на 10% вскоре после того, как аспартам был одобрен ВКППЛ для широкого использования в 1983 г.

В исследовании говорится, что хотя нет прямого доказательства существования; связи между аспартамом и увеличением количеств, а заболеваний раком мозга, однако это увеличение вызывает подозрения, особенно в свете предыдущих исследований, в результате которых выяснилось, что у крыс, которым давали аспартам, развивалось необычайно высокое число опухолей мозга.

Понятно, что ВКППЛ и компании-производители оспаривают это утверждение. И пока нет окончательного решения этого вопроса, потребителю приходится самому решать, кому верить.


Плюсы и минусы


Сначала поговорим о "сильных" сторонах же­вательной резинки. Она помогает очистить полость рта после еды, немного дезодорирует ее, усиливает слюноотделение, что способствует улучшению работы же­лудка и кишечника. Кро­ме того, с помощью жвачки можно улучшить память. По крайней мере, так считают британ­ские ученые. Они объяс­няют свои выводы тем, что в процессе жевания учащается сердцебие­ние, после чего возрас­тает приток кислорода к головному мозгу. Это и вызывает повышенную активность памяти. А не­давнее исследование американских ученых показало, что жеватель­ная резинка без сахара помогает восстановить работу кишечника после операций на желудочно-кишечном тракте. Она сокращает срок пребывания в больнице на несколько дней.


Жуй после еды!


Что же касается вред­ных свойств жвачки, то они проявят себя в пол­ной мере, если ты бу­дешь жевать ее постоян­но, а тем более на голод­ный желудок. Дело в том, что жевательная резинка вызывает мощное выделение желудочного сока. Как утверждают врачи-гастроэнтрологи, жевание на голодный желудок может привести к появлению или обострению гастрита. Так что помни: жевать резинку можно только после приема пищи и не более 15 минут.


А сейчас нем­ного интересных фактов.


1. Почему от сладостей дырки в зубах?

Комментарий:

Наши зубы защищает специальная пленочка. Она очень полезная, хоть и сделана из не очень приятных вещей – слюны, бактерий и малюсеньких части­чек пищи. Когда на эту защитную пле­ночку попадает сахар, он превращается в кислоту, которая разъедает зубную эмаль. В зубах появляются дырочки. Появление этой кислоты зависит не от того, сколько сладостей ты съешь, а от того, как часто ты их ешь. Лучше один раз съесть большой кусок торта, чем весь день грызть конфеты. Есть защи­та от кислоты – это слюна. Она моет зубы и растворяет кислоту. Но когда ты спишь, слюна почти не выделяется. Поэтому, если не почистить зубы на ночь, кислота примется буравить ды­рочки.


2. Почему все дети так любят сладости?

Комментарий:

Многие замечали: стоит съесть че­го-нибудь сладенького, как настроение улучшается. Отчего это происходит? Дело в том, что сахар, входящий в сос­тав шоколада или конфет, способствует выработке в мозгу особого химическо­го вещества – серотонина. Когда его количество возрастает, мы ощущаем

радость. Серотонин называют еще «гормоном счастья». Но осторожно! Для хорошего настроения и отличной работы мозга сладкого нужно совсем немного, максимум 10 чайных ложек в день. Для сравнения: в обычной шоко­ладке содержится 5 чайных ложек, а в банке «Пепси» – все 10.


3. Зачем человеку аппендикс?

Комментарий:

У нас внутри есть «мусорка». Назы­вается аппендикс. Это такой маленький мешочек внизу живота, куда складыва­ется всякая несъедобная нечаянно проглоченная ерунда – шелуха семе­чек, косточки и тому подобное. Очень долгое время аппендикс счи­тали совершенно ненужным для че­ловека органом. Но оказалось, что это не так! На самом деле аппендикс «делает» особенные бактерии, кото­рые помогают нам нормально пере­варивать пищу. Эти бактерии могут жить только в такой «мусорке». Но иногда в аппендиксе начинают раз­виваться плохие бактерии. Тогда он воспаляется. Эта болезнь называет­ся аппендицит. Вот это нам совер­шенно не нужно. Поэтому заболев­ший аппендикс удаляют.

4. Почему детям вредно пить кофе?

Комментарий:

Кофе – это дерево. Оно растет в жарких странах. Весной кофе цветет, а потом на нем появляются ягодки! У этих ягодок в серединке есть косточ­ка. Если ее посадить, вырастет новое кофейное дерево. Люди эти зерныш­ки собирают, сушат, жарят, измель­чают, варят – и только тогда полу­чается кофе, из которого мы варим кофейный напиток. В плодах кофе содержится вещество, которое назы­вается кофеин. От него учащается дыхание, и сердце начинает биться быстрее. Молодой организм от такой активности быстро устает. Сначала становишься бодрым, но потом начи­наешь страдать от бессонницы. Ста­новишься вялым, сонливым, быстро утомляешься. Кстати, кофеин есть и в шоколаде, и в кока-коле. Так что на ночь лучше пить чай.


Викторина «Выбери здоровье»


1 часть «Угадай витамин».


  1. Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, оздоравливает кожу. Особенно много его в моркови. (Витамин А.)

  2. Этот витамин повышает сопротивляемость орга­низма к инфекциям, влияет на наполнение и расходова­ние энергии, укрепляет кровеносные сосуды, способству­ет заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии десны, зубы, кости, является сильным антиоксидантом, делает чело­века сильным и выносливым. (Витамин С.)

  3. Этот жирорастворимый витамин необходим для аб­сорбции и утилизации кальция и фосфора в желудочно-кишечном тракте. Он нужен для роста организма и осо­бенно важен для нормального роста и развития костей и зубов у детей. Он также важен для профилактики и лечения остеопороза. Это витамин может сам образовываться в организме человека под влиянием солнечных лучей. (Витамин D.)

  4. Этот витамин – антиоксидант, который имеет боль­шое значение для предотвращения развития злокачественных и сердечно-сосудистых заболеваний. Помогает усваивать пищу, оздоравливает кожу, активизи­рует жизненные силы организма, замедляет процессы старения. (Витамин Е.)

  5. Он необ­ходим для хорошей работы сердца, отвечает за то, чтобы было хорошее настроение. (Витамин В.)


2 часть «Какой витамин содержится в этих продуктах?»

1. Черная смородина, шиповник, лимонах, апельсин, красный и сладком пе­рец, помидор, клюква, капуста, зеленый лук. (Витамин С.)

  1. Ржаной хлеб, салат, морковь, картофель, оре­хах, мясе, фасоли, бобах, горохе, дрожжи. (Витамин В.)

  2. Яичный желток, подсолнечное масло, говяжья и тресковая печень, арахис, облепиха, шиповник, черно­ плодная рябина. (Витамин Е.)

  3. Морковь, сливочное масло, молоко, яйцо, рыбий жир, горох, капуста, щавель, облепиха. (Витамин А.)

  4. Рыбьем жир, яйца, моло­ко, сливочное масло. (Витамин D)


3 часть «Выбери нужное» (каждая команда пишет ответы на листах бумаги, потом отдают жюри).

1. В каком из продуктов питания наибольшее разнооб­разие витаминов, причем в самом большом количестве?

  • в хлебе;

  • в свежей капусте;

  • в печени;

  • в молоке.

2. Какой витамин вырабатывается в организме только под воздействием солнечных лучей?

  • витамин А;

  • витамин D;

  • витамин Е;

  • витамин В.

3. Какой из перечисленных витаминов является во­дорастворимым?

  • витамин А;

  • витамин В;

  • витамин D;

  • витамин К.

4. Как лучше приготовить картофель, чтобы сохранить в нем витамин С?

  • сварить;

  • поджарить;

  • запечь в кожуре.


4 часть «Подумай - ка»

    1. Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на ра­бочий лад. Что это за действие? (Зарядка.)

    2. Если вы не соблюдаете это, то пропадает аппетит, уходит сон, уменьшается работоспособность. (Режим дня.)

    3. В этом состоянии люди про­водят треть своей жизни, а в древ­ нем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. (Сон.)

    4. Эти органические вещества необходимы человеку и живот­ным. Они в большом количестве содержатся в овощах и фруктах. Что это такое? (Витамины.)

    5. Как называется жидкость красного цвета, которая обеспе­чивает питание клеток и обмен ве­ществ в организме? (Кровь.)

    6. В организме человека имеет­ся стержень, который состоит из 33 костей с дисками. Как он назы­вается? (Позвоночник.)

    7. Как по-другому называется подбор кушаний, блюд для обеда, завтрака, ужина, а также листок с перечнем блюд? (Меню.)

    8. Какие растения являются главным источником сахара? (Са­харная свекла, сахарный трост­ник.)

    9. Как по-другому назвать зуб­ного врача? (Стоматолог.)

    10. Как называется то, чем заде­лывают дыру в зубе? (Пломба.)

    11. Как называется врач – спе­циалист по глазным болезням?(Окулист.)

    12. Мельчайший микроорганизм, который является возбудителем за­разных заболеваний. (Микроб.)

    13. Как называется искус­ственный водоем для плавания? (Бассейн.)

    14. Как по-другому называется душистый, приятный запах? (Аро­мат.)

    15. Как называется лечебное учреждение, в котором одновре­менно с лечением больных ведет­ся учебная и научная работа?(Клиника.)

    16. Обычные люди их едят, а боксеры предпочитают их бить. (Груши.)

    17. Какой болезнью никогда не болеют на земле? (Морской.)

    18. Как называется совокуп­ность наук о болезнях человека, их предупреждении и лечении? (Меди­цина.)

    19. Как можно назвать человека, который страдает болезненным
      влечением к употреблению нарко­тиков? (Наркоман.)

    20. Как называется внезапная потеря сознания вследствие бо­лезненного состояния или душев­ного потрясения? (Обморок.)

    21. Как называется детский врач? (Педиатр.)

    22. Как называются огородные плоды и зелень, которые мы упот­ребляем в пищу? (Овощи.)

    23. Как называется хирурги­ческий нож? (Скальпель.)

    24. Как называет больного врач, который его лечит? (Паци­ент.)


5 часть «Правда ли, что»

  1. Наше тело состоит из клеток. (Да.)

  2. Год назад у тебя было такое же количество клеток, как сейчас. (Нет.)

  1. Кровь разносит питательные вещества по всему телу. (Да.)

  2. Нужно чистить не только зу­бы, но и язык. (Да.)

5. Полезно грызть орехи, ле­денцы. Это укрепляет зубы. (Нет.)

6. Микробы боятся мыла. (Да.)

7. Расческой должен пользо­ваться только один человек. (Да.)

8. Зарядка — это источник бод­рости и здоровья. (Да.)

  1. Два человека могут иметь одинаковые отпечатки пальцев. (Нет.)

  2. После активного бега необ­ходимо сразу же садиться на скамейку. (Нет.)

  1. Весной яблоки далеко не так полезны, как осенью. (Да.)

  2. Не следует, погревшись на солнце, сразу лезть в воду. (Да.)

  3. После дождя воздух делает­ся чище. (Да.)

  4. Под новым ватным одеялом теплее, чем под старым. (Да.)

15. Жвачка сохраняет зубы. (Нет.)

  1. От курения ежегодно поги­бает более 10 тыс. человек. (Да.)

  2. Бананы поднимают настро­ение. (Да.)

  3. Морковь замедляет процесс старения организма. (Да.)

  1. Есть безвредные наркоти­ки. (Нет.)

  2. Отказаться от курения лег­ко. (Нет.)

  3. Молоко полезнее йогурта.(Нет.)

  4. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги. (Да.)

  5. Недостаток солнца вызыва­ет депрессию. (Да.)

  6. Летом можно накопить в организме запас витаминов на це­лый год. (Нет.)

  7. Полезно бывать на свежем воздухе. (Да.)

26. Мы мигаем каждые 6 се­кунд, и при этом каждый раз глаз омывается слезой. (Да.)

21. Зубы мудрости есть только у мудрых людей. (Нет.)

28. Нужно есть каждый день в определенные часы. (Да.)

29. Между приемами пищи должно проходить хотя бы несколько часов. (Да.)

30. После горячего чая можно сразу есть мороженое. (Нет.)


6 часть «Черный ящик»

1. Это самая крупная ягода в растительном мире. Самое луч­шее мочегонное средства; со­держит минеральные соли каль­ция, железа, натрия, фосфора; благотворно влияет на органы кроветворения, пищеварения, сердечно-сосудистую систему. (Арбуз.)

2. В черной коробке находит­ся овощ, в котором много вита­минов и фитонцидов. Его упот­ребляют для улучшения пище­ варения, при дизентерии, бо­лезнях органов дыхания, ин­фекционных заболеваниях, для
изгнания глистов. Еще египетс­кие фараоны приказывали своим рабам есть его, чтобы те сохраняли силы при строительстве пирамид, а воины Древней Греции и Рима потребляли его, полагая, что он придает храбрость и отвагу. Что за овощ? (Чеснок.)

3. Из того, что лежит в чер­ной коробке, можно пригото­вить вкусные блюда. Это приме­няют при заболевании сердца, желудка, почек, при ослаблении зрения, нарушении солевого обмена. Это едят с медом при
простуде. А еще это очень лю­бят зайцы. (Морковь.)

4. В черной коробке нахо­дится овощ, который полезен как успокаивающее и обезболи­вающее средство при желудоч­но-кишечных заболеваниях, желтухе, кашле, плохом состоя­нии зубов, его соком протирают лицо для удаления угрей и пиг­ментных пятен. Он на 95 про­центов состоит из воды. (Огу­рец.)

5.В быту часто для добыва­ния сока этого овоща пользуют­ся следующим приемом: в це­лом овоще выдалбливают ямку, куда кладут сахар или мед. После того как корнеплод пускает сок, его сливают и пьют по 4 ложки в день. Этот сок полезен при бронхите, коклюше, при песке и камнях в почках. Им растирают больные суставы, прикладывают к ранам. Что за овощ находится в черной короб­ке? (Редька.)

6. В черной коробке находят­ся вещества, которые необходи­мы человеку в количестве лишь нескольких миллиграммов в день, но без них человек болеет и быстро устает. Не зря же и название их образовано от латинского слова «жизнь». (Вита­мины.)

7. В черной коробке нахо­дится цветок, который реко­мендуют обязательно иметь в жилом помещении, так как он очищает воздух. Что это за цве­ток? (Хлорофитум.)

8. Из того, что лежит в чер­ной коробке, можно пригото­вить вкусные блюда. Это приме­няют при заболевании сердца, желудка, почек, при ослаблении зрения, нарушении солевого обмена. Это едят с медом при
простуде. А еще это очень лю­бят зайцы. (Морковь.)

9.В черной коробке нахо­дится такая вода, которая по своему составу представляет сложный комплекс солей, мак­ро- и микроэлементов. Не зря ее называют также «живой во­дой». (Минеральная вода.)



















Используемая литература:


1. Читаем, учимся, играем – 5 выпуск 2006г.

2. Читаем, учимся, играем – 6 выпуск 2006г.

3. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 6 выпуск 2007г.




14