СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварение в ротовой полости

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 9 классе с использованием ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Пищеварение в ротовой полости»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тюшинская средняя школа» 

 

 

 



 

Конспект урока по биологии в 9 классе

«Пищеварение в ротовой полости»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель биологии

Никитина Светлана Николаевна

 

 

 

 

2021 учебный год

Цель: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в ротовой полости.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Предметные результаты: обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.

Метапредметные результаты: продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично-поисковой деятельности; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.

Личностные результаты: воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Методы и приёмы:

1.     словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

2.     наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);

3.     практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа).

Средства обучения:

1.     учебно-материальные (принадлежности для опытов, ноутбук, экран);

2.     дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);

3.     психолого-педагогические (тесты).

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная установка, презентация к уроку, компьютерный диск «Биология. 8 класс», «1С: Школа. Биология. 8 класс» (Сопровождение -  презентация к уроку), накрахмаленный бинт, чашка Петри, раствор йода, ватная палочка, 2 пробирки, продукты питания (куриное мясо, растительное масло, крахмал).

 



Ход урока

 

I.                  Организационный момент.

Вам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.

Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох.

Вдох-выдох.

Садитесь.

II.               Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

 

Фронтальный опрос.

Пищеварение – это … (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)

Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)

Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде.)

Пищеварительный канал состоит из: … (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.)

 

Функции пищеварительной системы:

1.     … (Секреторная – выработка пищеварительных соков: слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, кишечного сока.)

2.     . … (Двигательная – захват и перемещение пищи по пищеварительному каналу.)

3.     … (Всасывающая – переход питательных веществ, воды и минеральных веществ в кровь или лимфу.)

 




Работа по вариантам.

Задание №1

Выбрать:

1 вариант – питательные вещества

2 вариант – продукты питания

 

1.Мороженное;  2. Лимон; 3. Жирные кислоты; 4. Нуклеиновые кислоты; 5. Углеводы; 6. Хлеб; 7. Треска; 8. Сливочное масло; 9. Белки; 10. Глицерин; 11. Картофель; 12. Мясо; 13. Минеральные соли; 14. Аминокислоты; 15. Глюкоза; 16. Колбаса;  17. Жиры.

 

Задание №2

Вариант №1

Установить последовательность органов пищеварительной системы:

1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.

Вариант №2

Запишите формулу зубов.

Взаимопроверка

 

III.           Изучение новой темы.

Учитель:

Представим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.

       Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)

       Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)

       Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостью.

 

Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»

Какова цель нашего урока? (познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости)

Давайте обратимся к исторической справке…

… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать?(Ответы учащихся)

Учитель:

 Мы вернемся к этому историческому факту в конце урока.

 

Учитель:

1.   Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.

В ротовой полости есть такой орган – язык.  

 

Вопрос: Для чего нам нужен язык? (ответы учеников).

Учитель:

       Да, совершенно верно. Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса. 

       “Покажите язык!” – эту фразу большинство из нас слышали на приёме у врача. Действительно, язык может многое сказать о состоянии, как органов желудочно-кишечного тракта, так и других органов и систем организма. В восточной медицине существует отдельная отрасль медицины, занимающаяся диагностикой всего организма по языку.

 

Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?

(Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается ….).

Вопрос: Откуда берется слюна? (ответ учеников: из слюнных желез)

Учитель:

 Правильно, но какие же железы находятся в ротовой полости?

 (работа с текстом учебника)

Ответы учеников:

1.     Околоушная.

2.     Поднижнечелюстная.

3.     Подъязычная.

 

Учитель:

А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение  (работа с текстом учебника)

1.     Определение положения околоушных слюнных желез.

Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.

 

Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.

 

2.     Определение положения подчелюстных слюнных желез.

Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

 

Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).

 

3.     Подъязычная железа.

Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

 

Вопрос:  Какова функция слюны? (сообщение ученика)

 

В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.

При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. В состав слюны входят ферменты.

Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.

 

СОСТАВ СЛЮНЫ:

1.     Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.

2.     Лизоцим убивает микробы.

3.     Амилаза является ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы

А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя лабораторную работу.

Всё необходимое для её выполнения у вас находится на столах (приложение 1).

 

Лабораторная работа.

«Действие слюны на пи­тательные вещества»

Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.

Оборудование и реактивы:

       2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель раститель­ного масла (жир);

       2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);

       раствор слюны;

       ватные палочки;

       чашка Петри;

       раствор йода.  

Ход работы:


Проделайте опыты и запишите результаты в таблицу.


1.     В пробирку (№1), в которой находится кусочек  мяса, добавьте несколько капель раство­ра слюны. Что наблюдаете?

2.     В пробирку (№ 2), содержа­щую растительное масло, также до­бавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?

3.     На кусочке накрахма­ленной ткани с помощью ватной па­лочки, смоченной слюной, на­пишите первую букву вашего имени.

4.     Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.

5.     Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?

Свойства ферментов слюны

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Раствор слюны +белок (мясо)

Нет реакции

Белок в ротовой полости не расщепляется

Раствор слюны +жир (подсолнечное масло

Нет реакции

Жиры в ротовой полости не расщепляются

Раствор слюны +углевод (крахмал)

На марле написали слюной букву, выдержали в тепле 1 мин., подействовали йодной водой. На синем фоне появилась белая буква

Слюна содержит ферменты расщепляющие крахмал


Выводы:

1.     Белки и жиры в ротовой по­лости не перевариваются.

2.     Ферменты слюны подействовали на крахмал, он подвергся расщеплению, поэтому мы видим белую фигурку на синем фоне.

 

Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)

 

Вопрос: Значит, какие вещества начинают перевариваться в ротовой полости? (углеводы)

 

Физкультминутка для глаз.

 

Учитель:

Я вам кое-что приготовила, посмотрите на этот лимон (выдавливается сок лимона). Чувствуете, как во рту появляется слюна?

Попав в рот, пища раздражает рецепторы в ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс называется безусловный.

Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками.

 

Итак, слюна выделяется рефлекторно.

С механизмом выделения слюны рефлекторно более подробно мы познакомимся на последующих уроках.

 

Вернемся к нашему историческому факту и попробуем ответить на вопрос.

 

В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.

 

Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)

При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.

 

IV.            Рефлексия.

         Как называются три пары крупных слюнных желез? (околоушная, поднижнечелюстная, подъязычная).

         Какую слюну выделяет околоушная слюнная железа? (жидкую).

         Какую слюну выделяет поднижнечелюстная слюнная железа? (вязкую, густую – в ней содержится муцин - слизь).

         Какие функции слюнных желез вы знаете? (механическая, выделительная).

         До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы? (до мальтозы и сахарозы).

Какие вещества называются ферментами? (Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов).

         Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость? (муцин, лизоцим, амилаза).

 

 

V. Подведение итогов

Продолжите фразу …

1.     Сегодня на уроке я узнал…

2.      Я научился…

3.     Мне было непонятно…

4.     Для меня этот урок…

5.     Интерес вызвало, …

VI. Домашнее задание:

стр.176-181. Прочитать материал параграфа, ответить на вопросы, выполнить задания в рабочей тетради.

 

Творческое задание.

 За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров. Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животным.

Учитель: Урок окончен.Спасибо за работу. Желаю удач.


 


















Приложение 1

 

Лабораторная работа

 «Действие слюны на пи­тательные вещества»

 Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.

 Оборудование и реактивы:

       2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель раститель­ного масла (жир);

       2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);

       раствор слюны;

       ватные палочки;

       чашка Петри;

       раствор йода.

Ход работы:

Свойства ферментов слюны

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Раствор слюны +белок (мясо)

 

 

Раствор слюны +жир (подсолнечное масло

 

 

Раствор слюны +углевод (крахмал)

 

 

 

1.     В пробирку (№1), в которой находится кусочек  мяса, добавьте несколько капель раство­ра слюны. Что наблюдаете?

2.     В пробирку (№ 2), содержа­щую растительное масло, также до­бавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?

3.     На кусочке накрахма­ленной ткани с помощью ватной па­лочки, смоченной слюной, на­пишите первую букву вашего имени.

4.     Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.

5.     Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?

 

Выводы:

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!