СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: изучение нового материала и первичного закрепления.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Цели и задачи:

  • Образовательные: - дифференцировать понятия «продукты питания и «питательные вещества», раскрыть значение пищеварения, обработки пищи в ротовой полости;

- познакомить со строением зубов;

- свойствами ферментов слюны;

- рефлекторной регуляцией пищеварения.

- способствовать формированию представлений о строении органов пищеварения и выполняемых ими функций; пониманию взаимосвязи между строением и функциями органов пищеварения.

  • Развивающие: - способствовать обучению учащихся выделять главные мысли и фиксировать в виде схемы, коллажа.
  • Воспитательные: - способствовать развитию познавательного интереса, бережного отношения к своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
««Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости».»

Учитель биологии 1 квалификационной категории Лобанова Виктория Владимировна

Разработка урока для 8 класса по теме: «Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости».


Дидактическая цель: изучение нового материала и первичного закрепления.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Цели и задачи:

  • Образовательные: - дифференцировать понятия «продукты питания и «питательные вещества», раскрыть значение пищеварения, обработки пищи в ротовой полости;

- познакомить со строением зубов;

- свойствами ферментов слюны;

- рефлекторной регуляцией пищеварения.

- способствовать формированию представлений о строении органов пищеварения и выполняемых ими функций; пониманию взаимосвязи между строением и функциями органов пищеварения,

- составлять схемы по прочитанному тексту и рисункам учебника.

  • Развивающие: - способствовать обучению учащихся выделять главные мысли и фиксировать в виде схемы, коллажа.

  • Воспитательные: - способствовать развитию познавательного интереса, бережного отношения к своему здоровью.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Организация деятельности учащихся: обсуждают проблемный вопрос урока, работают с текстом и рисунками учебника, делают записи в тетради, составляют схемы, коллаж, анализируют информацию и делают выводы.

Средства обучения: презентационный материал «Строение органов пищеварения», «Строение зубов».

Ведущие понятия: питание, пища, питательные вещества, пищеварение, пищеварительная система, фермент, ротовая полость.

Опорные точки урока: - пищевые продукты и питательные вещества;

- питание, пищеварение;

- органы пищеварения;

- значение кулинарной обработки пищи;

- слюнные железы;

- функции ферментов слюны;

- слюноотделительные рефлексы (безусловные и условные);

- глотание;

- органы ротовой полости и их функции;

- строение и функции зубов;

- гигиенические правила ухода за зубами и полостью рта;

- слюна, ее состав;

- функции слюнных желез. Значение ферментов слюны в

пищеварении;

- рефлекторная регуляция слюноотделения и глотания.

Ход урока

1.Мотивация. (слайд 1) Постановка проблемы. Каждому из нас знакомо чувство голода. Как вы объясните выражение: «Человек живет, чтобы есть или ест, чтобы жить».

Формулирование вывода по итогам беседы: Человеку, как и любому живому организму, для нормальной жизнедеятельности необходима энергия. Животные, в том числе и человек, не могут использовать готовую солнечную энергию, как зеленые растения. Животные получают энергию в виде пищи, а затем уже в клетках их тела в результате химических превращений энергия солнечного света высвобождается и используется на нужды организма. Поэтому человек ест, чтобы жить.


2.Пищевые продукты и питательные вещества, их функции.

Вызов информации. (слайд 2) Пища, которой пользуется человек, очень разнообразна.

Стрелками соедините слова правого и левого столбиков, устанавливая соответствие, логическую связь между ними.

Капуста белки

Сливочное масло жиры

Фасоль углеводы

Соль витамины

Сахар минеральные соли

Мясо вода

Соевое масло

Печень

Минеральная вода


Учитель выполняет эту работу у доски со слов учащихся. Если были допущены ошибки, учитель не исправляет.

Работа с карточкой (осмысление) (слайд 3).

Дополните схему.

Проверка правильности соответствия пар слов в предыдущем задании.

Перепишите в тетрадь.

Пищевые продукты питательные вещества

Растительного ? ? неорганические

происхождения вещества

Белки вода

? минеральные соли

?

Витамины

Учитель предлагает ребятам назвать тему урока. (слайд 4)

3.Пищеварение и его значение. Строение органов пищеварения.

Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов.

Постановка проблемы. (слайд 5) Почему пища (например, молоко или куриный бульон), введенная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а, пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе?

Свои предположения обсудите с соседом по парте и проверьте их, прочитав текст учебника.

Формулирование выводов: а). Механическое измельчение и химическая обработка пищи ферментами называется пищеварением.

б). Почему клетки не могут усваивать пищевые белки, жиры и сложные углеводы? На какие составные части распадаются белки, жиры, углеводы?

Вывод: Пищевые белки, жиры, углеводы должны стать растворимыми простыми соединениями. Появление чужеродных белков и других соединений в крови вызвало бы иммунную реакцию (аллергию) и их уничтожение антителами или отравление организма.


в). Органы пищеварения. (слайд 6,7) (Рассказ с элементами беседы по схеме.) Установление сходства пищеварительной системы человека и млекопитающих. Вычерчивание схемы на доске, учащиеся в тетради.


Органы пищеварения

Пищеварительный Пищеварительные

канал железы

1.Ротовая полость 1. 3 пары слюнных выделяют

2. Пищевод желез (подъязычная, ферменты,

3. Желудок околоушная,подниж- а поджелу-

4.Кишечник нечелюстная) дочная –

5. Анальное отверстие 2.Печень еще и гор-

3.Поджелудочная ны

железа


г). Внутреннее строение пищеварительного канала. (Рассказ с вычерчиванием схемы на доске, учащиеся в тетради.)

Все живое состоит из клеток, а клетки формируют ткани. Давайте вспомним, какие ткани присущи животным (эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная).

Слои пищеварительного канала

Наружный слой (волокнистая рыхлая соединительная ткань)

д). Роль ферментов в пищеварении. (слайд 8)


Самостоятельная работа с учебником. В учебнике найдите информацию о ферментах и ответьте на вопросы:

1.Что такое фермент и каковы его функции?

2. Может ли один фермент переваривать белки, жиры и углеводы?

Учитель дает определение «Ферменты- это…»(слайд 9)

4. Работа в группах. Создание проекта «Пищеварение в ротовой полости» (слайд 10)

Каждой из трех групп предложена тема («Ротовая полость и ее преддверия», «Зубы» и «Слюна и слюнные железы» и набор для работы (лист формата А3, рисунок и текстовые предложения). Каждая группа выбирает: капитана, докладчика, оформителя, исследователя. В течение 8 минут ребята должны подобрать к соответствующему изображению нужный текст и оформить на листе бумаги.

Задача: подобрать к предложенной вашей группе иллюстрации правильное описание; из обрывков текста составить краткую характеристику объекта, определить его местонахождение в ротовой полости и функцию. Затем докладчик из каждой группы защищает свой получившийся плакат. Между выступлениями ребят учитель рассказывает интересный факт по теме «А знаете ли Вы…?»

Перед выступлением группы «Ротовая полость и ее преддверия», рассказ учителя: (слайд 11) «Ротовая полость - это начальный отдел желудочно-кишечного тракта. Она, как прихожая в доме. Потому что именно здесь решается вопрос пропускать то, что попало в рот дальше или нет. Потому что именно здесь происходит подготовка пищи к дальнейшему продвижению: с нее снимают "лишнюю одежду" и укутывают в "домашний халат". А затем легонько подталкивают в коридор. Вы думаете, я шучу? Вовсе нет! В полости рта находится масса вкусовых, тактильных, температурных и болевых рецепторов. Это маленькие клеточки, чувствительные к вкусу, к прикосновению и температуре.

Вот послушайте, что же действительно происходит в полости рта! (Докладчик команды выходит к доске и защищает свой мини – проект. Слушатели, остальные участники мероприятия, на основе услышанного, составляют опорный конспект).


(слайд 12) Слова учителя: «В 18 веке принято было считать людей, у которых черные зубы, безумно богатыми, так как они могли позволить себе есть много сахара (от которого зубы чернели), а сахар в те времена стоил дорог. Вот поэтому люди специально чернили себе зубы - чтобы казаться богаче. Как Вы думаете, задумывались ли они о том, из чего состоят зубы, какими они бывают и почему чернеют на самом деле? Этот секрет нам откроет следующий докладчик из команды «Зубы».


Слушатели, остальные участники мероприятия, на основе услышанного, составляют опорный конспект).


(слайд 13) Слова учителя: «Еще в Древнем Китае собачью слюну применяли для лечения раненых солдат. Для этого при госпиталях содержались специальные "лечебные" собаки, которые допускались к пациентам и языком вылизывали раны. На Руси, также знали о лечебных свойствах собачьей слюны. Как гласит народная мудрость: " У кошки во рту сто болезней, а у собаки сто рецептов". Для лечения ран, дерматитов и даже грибковых заболеваний, в дореволюционные времена пользовались слюной пса. На участок, пораженный грибком, наносилась сметана и собака ее с удовольствием ее слизывала, даруя хозяину выздоровление». О составе слюны и железах, которые ее вырабатывают нам расскажет докладчик группы «Слюна и слюнные железы».

Слушатели, остальные участники мероприятия, на основе услышанного, составляют опорный конспект).

Итоги урока: учитель вместе с ребятами составляют схему «Пищеварение в ротовой полости», применяя наводящие вопросы:

- какие органы принимают участие в ротовой полости?

- что способствует расщеплению пищи в ротовой полости?

- где расположены вкусовые рецепторы в ротовой полости?

(слайд 14) Рефлексия.

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

II. Закрепление.1. «Горячий стул». По желанию к доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель пишет на доске понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

III. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме «Пищеварение в ротовой полости»

IV. Оценивание учащихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!