Прозвенел звонок, Начинается урок! Встаньте прямо, Распрямитесь. Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. Тихо за парты садитесь.
Тема урока :
Пищевые цепи и рищевые сети.
ЦО:
7.3.1.2 сравнивать природные пищевые цепи
7.3.1.3 составлять пищевые цепи и пищевые сети
Цели урока:
- Определяют абиотические факторы различных экосистем;
- Различают пищевые взаимосвязи животных и растений на примере данных экосистем;
- Умеют строить пищевые цепи и пищевые сети используя примеры организмов обитающих на данных экосистемах.
Критерии оценивания:
- Учащиеся умеют определяют тип экосистем, абиотические факторы в экосистеме, виды растений и животных, пищевые связи между живыми организмами.
- Используя данные умеют строить пищевые цепи и пищевые сети.
Стратегия «Чтение про себя»
1.Прочитайте текст §2, стр.11-13
2.Выпишите определения: пищевая цепь, производители, потребители, разлагатели
Дескрипторы:
1.Читает текст.
2. Выписывает определения.
САМООЦЕНИВАНИЕ
Пищевая цепь - это ряд взаимосвязанных организмов, где предыдущий организм используется в качестве пищи последующим организмом .
Производители - это организмы, Потребители- это организмы,
которые в процессе фотосинтеза, которые питаются готовыми
используя солнечную энергию, органическими веществами
создают органические вещества.
/продуценты/ /консументы/
Разлагатели – организмы, которые разлагают остатки
животных и растений, получая необходимую для своей
жизнедеятельности энергию.
/редуценты/
Пищевая сеть-
множество пищевых цепей тесно переплетающихся между собой
Моделирование «Построение пищевых цепей и сетей»
- Экосистема дубового леса
- Экосистема степи
- Экосистема океана
Пищевая цепь дубового леса
- дуб→кабан→волк
- дуб→ белка→ орёл
- дуб→ гусеница→ кукушка
Пищевая цепь степи
клевер→ шмель → лягушка→журавль→ лиса
Пищевая цепь океана
водоросль → рачки→ сельдь→ треска→ акула
Экосистема дубового леса
Экосистема степи
Экосистема океана
Экосистема леса-степной зоны
Критерий оценивания
Дескриптор
Уровень А
Могут дать определение для продуцентов и определить правильную пищевую цепь
Выбор одного правильного ответа:
Уровень В
Умеют распределять организмы в соответствии с трофическим уровнем питания.
1.Находит верное определение.
2.Отмечает «да» правильно составленную пищевую цепь, «нет»- неправильно.
Устанавливает соответствие между организмом и трофическим уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, и вписывают в таблицу
Взаимооценивание
Задание 1
Уровень А Выбери один правильный ответ
1. Как получают энергию продуценты (производители)?
1) Они используют энергию солнца.
2) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов
3) Они питаются органическими веществами живых организмов.
4) Они питаются зелеными растениями.
Отметь «да»- если правильно составлена пищевая цепь; «нет»- неправильно
1) листья → лисица → землеройка (да\ нет )
2) листья → жуки → ушастый ёж → ястреб ( да \нет)
3) листья→ личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж (да\ нет )
4) листья → гусеница бабочки → синица → орел ( да \нет)
Задание 2
Уровень В
1.Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу: полевая мышь, бактерия гниения, злаковые семена, сова, песец.
Взаимооценивание
Продуцент
Консумент 1 порядка
Консумент 2 порядка
злаковые семена
Консумент 3 порядка
полевая мышь
Редуцент
сова
песец
бактерия гниения
Задание 3 Уровень С
Даны пищевые цепи природных экосистем:
Болото: Клюква---- белая куропатка --- болотный лунь
Река: Водоросли--- рачки---- карась ------щука
Задание:
1. а) Назовите три сходных признака между предложенными пищевыми цепями
б) Назовите одно отличие между этими пищевыми цепями
2. Объясните, что произойдет если исчезнет один из компонентов пищевой цепи экосистемы-река
Домашнее задание
Кто выполнил все задания без ошибки-читать
§§2-3, стр.11-18
Кто допустил одну и более ошибок – читать
§§ 2-3, стр.11-18, задание 1 на стр.18-
письменно.
Рефлексия
- Чему ты научился своими глазами на сегодняшнем уроке?
- Чему ты научился своими ушами на сегодняшнем уроке?
- Чему ты научился своими руками на сегодняшнем уроке?