СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письма с фронта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Письма с фронта»

Автор: Ленчук Н.Г.

Класс: 4

Тема: Письма с фронта

Цели:

Формирование чувства патриотизма через изучение писем, полученных с фронта.

Развитие интереса к историческому наследию русского народа, а именно к событиям ВОВ.

Воспитание бережного отношения к памяти о великих исторических событиях; уважения к защитникам родины.


Задачи:

1. Развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.


2.    Способствовать формированию у учащихся представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.


Планируемы результаты:

Личностные:

воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою Родину, историю России, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.


Оборудование:

Презентация, портрет Козлова В.Е., фронтовые письма Козлова В.Е.

Ход классного часа:

I.Вступительная часть.

  1. Целеполагание

На классный час принесла вам конверты. (Показываю два конверта: современный и треугольный.)

Скажите, что у них общего? Чем отличаются?

Сегодня мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.

У вас будет возможность получить ответы на следующие вопросы:

1. Когда, чем и на чём писались фронтовые письма?

2.Интересные случаи, связанные с фронтовым письмом.

3. Как приходили письма, если у военной части не было постоянного адреса?

4.Почему письмо треугольной формы? А как сложить такое письмо?

(Вопросы на листах, на доске)

II. Основная часть.

Разделимся на группы.

Договоритесь, на какой вопрос будет отвечать ваша группа.

По одному представителю от группы подойдите и выберите № вопроса и текст с информацией (карточки 1,2,3,4).

(Тексты, вопрос и бумага в файле для каждой группы). Приступайте к работе.

1.Работа в группах. (8 мин.)

Каждая группа работает над своим заданием. (Тихо звучит музыка)

2.Слушаем ответы на вопросы (10 мин.)

Задание для группы № 1


1.Прочитайте текст:


Фронтовые письма писались в госпиталях, в перерывах между боями, в окопах, в блиндажах, когда выдавалась у солдата минутка, что бы отдохнуть и вспомнить о своих родных и близких. На передовой с бумагой было трудно, поэтому письма писали на всем, на чем только можно: на тетрадных листах, картоне, упаковочной бумаге. Поскольку бумага на фронте была на вес золота, послание писалось мелкими буквами, заполнялось текстом всё свободное пространство листа.

Писали фронтовые письма преимущественно простым или химическим карандашом, в лучшем случае, из госпиталя чернилами и перьевой ручкой.

Писали письма родителям, жёнам, сестрам и братьям, но чаще писали своим мамам.


2.Ответьте на вопрос: Когда, чем и на чём писались фронтовые письма?


3.Зачитайте отрывки из фронтовых писем Козлова Владимира Еремеевича (учителя математики и физики нашей школы), писал он эти письма своей сестре Екатерине Еремеевне Матющенко. Она их бережно хранила, затем передала в наш школьный музей. Мы благодарны ей за то, что она сберегла эти бесценные документы. (На слайде фото оригиналов писем).


- «Здравствуйте, дорогие мои мама, папа, сестра Катя и брат Леня!

Сегодня получил от вас письмо. Какая радость! Сколько я ждал! Меня беспокоило, получили ли вы мои письма? Я так долго не писал в связи с переездом. Как вы из письма видите, жив, здоров, учусь в военно-политическом училище.

Я очень рад, что Катя и Леня перешли в следующий класс. Спасибо тебе, Катя, за твою учебу, за твое старание. Помню, когда собирали Леню в школу, то я обещал ему подарок, если он будет учиться отлично. Сейчас подарка у меня нет, ты уж, Леня, обожди, учись отлично, а потом, когда кончится война, когда разобьем озверелых фашистов, тогда ты получишь подарок за все сразу. Леня, ты должен мне написать письмо своей рукой, я посмотрю, чему ты научился за год.

Целую, ваш сын и брат В. Козлов. 19 августа 1941 года.»

-«Здравствуй, любимая сестра Катя!

Дорогая моя сестра, какие ты пишешь трогательные письма, просто, когда читаю, то сердце сжимается и радостно бьется, какая хорошая ты у меня, сестра. Конечно, за твою доброту я тебя никогда не забуду. Ты должна получить хорошее воспитание и образование. Твоя задача- лучше учиться, заботиться о себе. Помни: пока я в армии, многим помочь тебе не могу. Только после войны, после разгрома фашистских гадов, я опять могу быть с вами вместе. Катя с Леней, живите лучше, дружите, выручайте друг друга. Катя, пиши письма, пиши об учебе, о жизни школы, о подругах, об учителях. Передай мой красноармейский привет учащимся 7-х классов. Я скоро буду политруком, проведу красноармейцев в бой за ваше счастье, дети. Пока.

До свидания, твой брат В. Козлов. 28 августа 1941 года. Ст. Кубинка.»

-«Здравствуйте, дорогие мои мама, папа, сестра Катя и брат Леня!

Я очень беспокоюсь за вас, вы так мало пишите о себе. Как вы там живете? Я понимаю, что вам очень трудно, но ничего, потерпите. Сейчас самое напряженное положение в стране, люди жертвуют самим дорогим- жизнью, а после войны, мы, конечно, заживем еще лучше, чем жили. Враг, конечно, будет разбит, я в этом уверен, ибо на защиту Советского государства встал не только советский народ, но и лучшие люди в мире.

Пока. Ваш сын и брат В.Козлов.»

После ответа на 1вопрос. 

Письма, письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?” Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Звучит песня “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова).


Бойцы берегли письма, носили их в нагрудном кармане (поближе к сердцу), читали и перечитывали, стирая до дыр бумагу. И с нетерпением ждали новых весточек из родного дома.

В каждой строчке писем видна любовь к своим родным, близким людям. А какими нежными, ласковыми словами они начинаются: «Дорогая моя женушка», «Моя душенька», «Моя милая», «Моя родная», «Многоуважаемая супруга Соня», «Дорогие уважаемые родители»…и потом обязательно: «Жив, здоров…» Писем ждали. Очевидцы вспоминают, что солдаты плакали, целовали конверты, полученные из родного дома.

Задание для группы № 2


1.Прочитайте текст:

Во время войны были интересные случаи связанные с письмами солдат. В письмах солдаты писали и стихи.

2.Прочитайте стихотворение.


Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь,
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты,
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.


Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье - зови.
Мне в холодной землянке тепло,
От твоей негасимой любви.


Что напоминает это стихотворение ?

Такое Письмо в стихах, написал Алексей Сурков своей жене после выхода из окружения, осенью 1941 года. А через год, композитор Константин Листов, это стихотворение превратил в песню «В землянке». Песню, которая стала лирическим символом Великой Отечественной.


3.Приготовьтесь рассказать об этом интересном факте ребятам.

После ответа на 2 в. Слушаем песню «В землянке» 

Задание для группы № 3


1.Прочитайте текст:

С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Почте придавалось большое значение. Солдаты отправляли письма родным и получали весточки из дома.

Воинские подразделения постоянно передвигались, и у частей не было постоянного адреса, поэтому каждой войсковой части был присвоен свой пятизначный номер полевой почты. Он записывался на наружной нижней стороне конверта. Каждый солдат точно знал свой номер полевой почты.

Письма были самыми дорогими, самыми важными в годы войны. Без них невозможно было выжить и сохранить себя.


2.Ответьте на вопрос: Как приходили письма, если у военной части не было постоянного адреса?

3.Обьясните на письме где писали адрес назначения, а где номер полевой почты.

Учитель: Получение письма для солдата было самым важным событием. Их интересовало всё: здоровье родных, чем и как питаются, судьба знакомых и соседей. А тысячи женщин ждали фронтового письма. Пришел солдатский треугольник, значит муж, или сын, или брат – жив и здоров! По данным Управления военно-полевой почты, в годы войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. А всего за Великую Отечественную войну было переправлено около 6 миллиардов писем.

Задание для группы № 4


1.Прочитайте текст:

В первые недели войны люди столкнулись с проблемой – нехваткой обычных конвертов. Солдаты придумали бесконвертные письма – знаменитые треугольники. Письма складывались простым треугольником.

На письмо-треугольник марки не требовалось, письмо не заклеивалось. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный адрес. Обратным адресом был номер полевой почты, пятизначное число.

Письма не заклеивались, потому, что все они в обязательном порядке просматривались военными проверяющим. После проверки на конверт ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».


2.Ответьте на вопрос: Почему письмо треугольной формы?

3. Сложите по инструкции конверт – треугольник.

ИНСТРУКЦИЯ:

1.Берём верхний правый угол – сгибаем его к левой стороне прямоугольника.

2.Затем верхний левый угол -сгибаем к нижнему правому.

3.В нижней части прямоугольника остались два уголка – сгибаем их вперёд.

4.Оставшуюся нижнюю часть заправляем внутрь.


4. Научите это делать ребят класса.

Складывание солдатских треугольников.

(предложить написать письмо ветерану)

V. Итог.

-Что вы запомнили, что было для вас интересным?

-Были ли письма нужны на войне?
- Помогали ли письма побеждать?

-Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале классного часа?

Ребята, вы сегодня увидели и прочитали настоящие солдатские письма. Письма с той страшной войны, которая унесла миллионы жизней, в которой победили ваши прадедушки и прабабушки. Благодаря этой Победе мы с вами сейчас живем.

Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!