Урок 95
Тема: Письменная нумерация чисел от 11 до 20
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с записью чисел от 11 до 20; закрепления знаний устной нумерации чисел от 11 до 20, состава чисел первого десятка, умений решать задачи и выражения изученных видов; развития навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): знать устную нумерацию чисел 11–20; состав чисел первого десятка; уметь записывать числа от 11 до 20; решать задачи и выражения изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные: имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
1 5 1 5
1 7 1 7
II. Устный счёт.
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | |
| | 6 | | 6 | 1 | | | |
2 | | 4 | | 3 | | | 5 | 2 | | |
| 3 | | 1 | | 3 | | 5 | 4 | | | 3 | | 1 | |
2 | | 3 | | 1 | | 4 | | | 3 | 4 | | | | 3 |
III. Знакомство с письменной нумерацией чисел от 11 до 20.
1. Подготовка к восприятию письменной нумерации чисел второго десятка.
Знакомство с записью чисел от 11 до 20 основано на знании разрядов числа. Поэтому прежде чем начать знакомить учащихся с письменной нумерацией, следует поупражнять их в определении количества десятков и единиц в числах.
– Какое число изображено на первом рисунке (учебник, с. 50)? (Двенадцать.)
– Сколько в нём десятков? (Один.) Сколько единиц? (Две.)
Аналогичная работа проводится по следующему рисунку и далее с использованием палочек.
– Положите тринадцать палочек.
– Сколько это десятков и сколько единиц? (Один десяток и 3 единицы.)
– Сравните все числа и определите место десятков и единиц в записи чисел.
– В записи числа цифра, которая обозначает число десятков, предшествует цифре, которая обозначает число единиц.
– Прочитайте числа, записанные на доске: 15, 13, 18, 11, 10, 20.
– Что обозначает каждая цифра в записи каждого числа?
2. Запись чисел от 11 до 20. Закрепление знания месторасположения числа на числовой прямой.
Работа в тетради (задание 1, с. 23).
Ученики считают количество квадратиков и записывают число, соответствующее их количеству.
– Расположите числа в порядке возрастания. (14, 15, 16, 17, 18.)
– Является ли данный ряд чисел отрезком числовой прямой? (Да.)
– Рассмотрите запись на доске: 10, 11, 13, 17, 18, 20.
– Что заметили? Какие числа пропущены? (12, 14, 15, 16, 19.)
– Восстановите отрезок числового ряда, данный в задании 2 (с. 23 тетради).
– Проверьте выполненную вами работу.
– Рассмотрите внимательно задание 4 (с. 23 тетради). Что хотите сказать?
– Допишите недостающие числа.
– Является ли данный ряд чисел отрезком числовой прямой? (Нет.)
– Почему? (Так как числа записаны в порядке уменьшения.)
3. Сравнение чисел (задание 4, с. 50 учебника).
Учащиеся определяют, какое число больше (меньше) другого, опираясь на знание месторасположения числа на числовой прямой и на разрядный состав чисел. Можно также использовать палочки и пучки палочек.
IV. Решение задач и выражений (задание 5, с. 50 учебника).
– Вы прочитали задачу? (Да.) Прочитайте условие. О чём в задаче спрашивается?
– Каким действием будете находить ответ на первый вопрос задачи? (Сложением.)
– Почему? (Так как для куклы Веры вырезали на 3 платья больше.)
– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (Сложение.)
– Почему так считаете? (Спрашивается, сколько всего платьев вырезали.)
– Запишите решение. Проверьте работу друг друга. Ответьте на вопросы задачи.
Разбирают выражения из задания 6 (с. 50 учебника). Выражения 3 и 4-го столбиков ученики решают устно (с подробным объяснением). Выражения 1 и 2-го столбиков – самостоятельно.
Проверка:
– Чем интересны выражения 1-го столбика? Что можно сказать о выражениях 2-го столбика?
Выполняют задания 3, 5 (с. 23 тетради) самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
V. Итог урока.
Вопросы: Что узнали сегодня на уроке? Чему научились? Оцените свою работу на уроке?