ОС «Школа 2100
Открытый урок по математике
Тема урока: Письменное деление многозначного числа на однозначное
Класс: 3 класс
Тип урока: ОНЗ
Цель урока:
Формировать умение выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное.
Вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число
Способствовать развитию умения оценивать свою деятельность.
Ход урока.
1.Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности деятельности. (1-2 мин.)
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Добрый день, ребята!
- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня проведу его я. Зовут меня Елена Сергеевна. Надеюсь, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.
-Сегодня каждый из вас побывает в роли открывателя. Так как у нас урок открытия новых знаний.
-Каким должен быть ученик открывающий новые знания?
Девиз нашего урока: Учимся
Учиться и
Действовать!
-Как вы понимаете эти слова?
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(4-5мин.)
Форма работы – фронтальная.
1.Ведёт подводящий диалог.
(Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
- Посмотрите внимательно на экран.
( слайд)
49:7 72:24 39:5 56:4
-Что записано? ( примеры)
-Как ещё можно назвать?( выражения)
Делимое
Делитель
Частное
( слайд)
-Решите эти выражения записывая только ответы.
-Проверьте себя по образцу ( если получилось такое же число, поставьте рядом с этим примером знак «+», если другое, то исправьте ответ и поставьте рядом знак «?») ( слайд)
- У кого есть знаки вопроса, поднимите руку.
- Над чем вам надо поработать?
-Какой пример здесь лишний по записи ответа и почему?
- Какое важное правило должно быть при делении с остатком?
Остаток должен
быть меньше делителя!
( слайд)
Пробное дествие.
536:4 ( слайд)
-Прочитайте выражение.
-Я вам предлагаю решить это выражение за 1 минуту.
/Затруднение!!!/
-Кто не смог выполнить задание? Почему?
- Кто решил?
-Сколько получилось в ответе? ( фиксация ответов на доске)
-Выражение одно, а ответы получились разные. Почему? ( не знаем способа)
- А как его можно решить ? ( на калькуляторе)
- Решив на калькуляторе, вы научитесь решать такие примеры сами?
В жизни бывают случаи, когда срочно нужно разделить одно число на другое, а калькулятора нет.
Тогда можно решить пример письменно.
536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134
(Чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…)
- Как по другому можно решить это выражение? ( столбиком).
- Какой это приём? ( письменный)
- Почему?
-В делении это называется ” деление уголком ”, потому что знак деления заменяется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное. ( слайд)
Попробуйте разделить столбиком 536:4
3.Выявление места и причины затруднения . (3-4 мин.)
- Что же вызвало у вас затруднение?
-Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.
-Кто выполнил задание и может обосновать свои действия?
4.Построение проекта выхода из затруднения.(4-6 мин.)
- Что нам необходимо для того, чтобы решить это выражение письменно?
- Какая цель нашего сегодняшнего урока?
( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ, который позволит быстро делить многозначные числа на однозначное ) ( слайд)
- Сформулируйте тему урока.
( Письменное деление многозначного числа на однозначное число ) ( слайд)
5. Реализация построенного проекта(8 – 10 мин).
Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .
4
-
Записываем в тетради: 536
( 1 ученик у доски) доска размечена.
- Назовите делимое.
- Назовите высший разряд.
Вывод алгоритма.
Находим первое неполное делимое.
Определяем количество цифр в частном.
Делим сотни,
Получаем в частном…
Умножаем, узнаём сколько разделили…
Вычитаем, находим остаток…
Сравниваем остаток с делителем.
Находим следующее неполное делимое. (Алгоритм повторяется)
Всё разделилось?
Если нет, возвращаюсь к пункту 4, если всё, то иду к пункту 6.
Читаю ответ.
( алгоритм высвечивается пошагово).
С какого разряда начинаем деление? С сотен.
Значит, это первое неполное делимое. Обозначаем простым карандашом вот такую дугу.
Определим, сколько цифр будет в частном. 3
Делим сотни. 5 разделим на 4, будет … 1
Проверяем, сколько разделили…
Умножим 4 на 1, получу … 4
А теперь поработаем в парах. У каждой пары есть элементы алгоритма , попробуйте расположить их по порядку. ( проверка по образцу на слайде).
Физминутка (2 - 3 мин.)
Поднимает руки класс –
это раз.
Повернулась голова –
это два.
Руки вниз, вперёд смотри
- это три.
Руки в стороны пошире
развернули – на четыре.
Самого себя обнять –
это пять.
Всем ребятам дружно
сесть – это шесть.
А когда мы скажем восемь
– значит тишины
попросим
6.Первичное закрепление во внешней речи (4 – 5 мин.)
– С объяснением на доске. (192:6) ( 2 ученика, 1 читает алгоритм, 2 выполняет деление).
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 – 5 мин.)
- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
623:7=
Проверьте себя ( по образцу и эталону)
Подробный образец | Эталон |
7  6 23 | 1.Найти первое неполное делимое. |
7  6   23 | 2. Определить число цифр в частном. |
7  8 9 623 56 63 63 0 | 3. Найди цифры в каждом разряде частного. |
10.Рефлекия учебной деятельности. (2-3 мин.)
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Чему учились?
- Довольны ли вы своей работой?
Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
Что удалось…
- Учились находить первое неполное делимое?
- Учились определять количество цифр в частном?
- Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
Надо ещё поработать…
Наше исследование подходит к концу.
-Давайте вернёмся к плану нашего исследования.
У – узнать…
Р – рассказать…
О – объяснить…
К - коллективно, дружно работать.
-Что нового вы сегодня узнали?
- О каком математическом открытии рассказали?
- Объяснили, где можно воспользоваться этим открытием?
– Результативно ли прошло наше исследование? Как доказать?
- Под каким девизом мы сегодня работали? Помог ли он в исследовании нашей темы?
-Тот, у кого ещё есть вопросы и сомнения - ?
-Кто хорошо понял новый вычислительный приём, поднимите карточку с - !
-Пора подводить итоги, друзья!
Исследовали умножение мы
не зря,
В дальнейшей работе вам пригодятся ваши знания.
А гостей мы поблагодарим за внимание!
Спасибо за работу! Урок окончен.
11. Домашнее задание.
Карточки?
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу!