Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Старобурново
Урок математики в 4 классе:
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Гребенщикова Анна Николаевна.
Январь 2020 г
Класс: 4
Предметная область: математика, УМК «Школа России»
Тип урока: урок закрепления.
Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (тесты). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть2.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Необычный день у нас,
и гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
-Видеть вас мы очень рады!
- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел можно сделать за целый урок? (45)
- Молодцы! Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел. И хочу, чтобы вы сегодня получили только положительные эмоции от своих результатов, от урока.
(Учитель предлагает занять свои рабочие места, запись числа, классная работа).
2. Минутка чистописания.
-записываем число 325.400 (даем характеристику, представляем в виде суммы разрядных слагаемых)
- записываем число 60 (даем характеристику)
-Найдите произведение этих двух чисел, записывая в столбик. (19.524.000)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока, исходя из заделанных записей?
(Формулировка темы: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями) СЛАЙД 2
Какую задачу мы поставим перед собой? (повторить и закрепить знания по нашей теме, решать задачи на движение, геометрический материал, уравнения)
3. Устный счет.
Ведется подводящий диалог
(Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
- У нас сегодня урок необычный. Мы отправляемся в сказку! А в какую, вы узнаете, если сумеете открыть эту дверь. (СЛАЙД 3)
(На экране появляются ворота. Ниже расположены ключи с номерами
325, 450, 612, 714).
- Вы готовы? Давайте подберём подходящий ключ. А какой ключ подойдет мы узнаем, решив примеры.
(Дети называют ответы и выбирают нужный ключ).
360 : 60= (6)
100 : 100 = (1)
200 : 100 = (2)
- Шифр замка – 612. Открываем ворота. В какую же сказку мы попали? (СЛАЙД 4)
(Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
«Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…
Он жил на планете, которая называется астероид Б-612.
Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды…
(На экране появляются планеты с номерами 325,326,327,328,329,330,32) (СЛАЙД 5)
Вот он и решил для начала посетить их: надо же найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь».
- Маленький принц приглашает нас в гости и обещает рассказать много интересного.
Для начала ответьте на вопросы..
- Какой астероид лишний? Объясните свой выбор. (32, т.к. это двузначное число)
- Если сумму цифр этого астероида умножить на 2, получится 20. (325)
- Сумма цифр какого астероида равна 11? (326)
- Если сумму цифр этого астероида разделить на 2, получится 6. (327)
- Сумма цифр какого астероида равна 13? (328)
- Если от суммы цифр этого астероида отнять 4, получится 10. (329)
- Сумма цифр какого астероида будет однозначным числом? (330)
4. Сообщение темы и цели урока.
- Итак, мы отправляемся в путь. Мы должны помочь Маленькому принцу найти друзей.
- На чем же мы будем путешествовать?
- У вас на столе лежат изображения ракеты, воздушного шара и птицы. (СЛАЙД 6)
На обратной стороне картинок написаны формулы. Найдите формулу с помощью которой мы можем вычислить скорость.
(Дети выбирают правильную формулу).
Поднимите, пожалуйста, листок с изображением нашего средства передвижения. (Птица) (СЛАЙД 7)
- Но птица просто так не полетит, она взлетит только тогда, когда вы выполните задание. А задание написано прямо на крыле птицы . (№28 с. 22 в учебнике)
5. Умножение многозначных чисел на числа оканчивающиеся нулями.
-Следующее задание – примеры! Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним, как мы будем производить вычисления, если оба множителя оканчиваются нулями.
Повторение алгоритма выполнения умножения:
-Множители записываю так, чтобы нули остались в стороне.
-Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
-К полученному результату приписываю столько нулей, сколько их в обоих множителях.
(СЛАЙД 8)
- Маленький принц уже бывал на всех астероидах и встречал там людей похожих на него. Да вот беда, забыл кого и где встречал. Согласны ли вы ему помочь. Для этого надо правильно решить примеры. На столах возьмите карточку. Работа групповая.
Король | Честолюбец | Лентяй | Деловой человек | Фонарщик | Географ |
650 x 500 | 815 x 400 | 1635 x 200 | 410 x 80 | 470 х 70 | 1100 х 30 |
325000 | 326000 | 327000 | 32800 | 32900 | 33000 |
(На экране появляются надписи около каждого астероида). (СЛАЙД 9)
- В одной своей загадке я загадала одного из персонажей! Послушайте и отгадайте!
«…В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». О каком человеке эти слова? (фонарщик). СЛАЙД 10. Для вас новое задание
6. Физкультминутка (СЛАЙД 11)
Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять.
Отрываюсь от земли,
Долетаю до луны
На орбите повесим
И опять домой спешим
6. Решение задачи на движение. (СЛАЙД 12)
- На астероиде 330 Маленький принц встретил «старика, который писал толстенные книги». Это был географ.
«- Куда вы посоветуете мне отправиться? – спросил Маленький принц географа.
- Посети планету Земля, - отвечал географ. – У нее неплохая репутация…
И Маленький принц пустился в путь…»
- Но не так-то прост путь до Земли. Чтобы туда добраться, надо выполнить задание географа.
(СЛАЙД 13)
- А задал нам старик такую задачу:
Отправившись в путь с астероида 329, ракета летит со скоростью 1200 км/ч. Через 9 часов она достигнет земли. Какое расстояние от астероида 330 до Земли?
Земля – планета непростая!
- Но именно на этой планете Маленький принц нашел себе первого друга - Летчика, который потерпел крушение в пустыне Сахара. Летчик подарил ему барашка и ящик, в котором этого барашка можно перевозить. Но Маленькому принцу стало интересно: какую геометрическую фигуру напоминает дно ящика? (прямоугольник) Вам нужно найти площадь прямоугольника? Известно, что его ширина 20 см, а длина в 2 раза больше. (1. 20 х 2 = 40; 2. 40 х 20 = 800 см²) (СЛАЙД 14)
На Земле принц встретил еще одного друга, который открыл ему свой секрет. (СЛАЙД 15) Что это за друг? что это за секрет?
(Слайд с изображением Лисенка)
«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Мы всегда в ответе за тех, кого приручили!» О ком говорил лисенок??? (о розе).
-Ты в ответе за свою розу.
7. Подведение итогов урока. (СЛАЙД 16)
- Знаете… моя роза… я за нее в ответе. – сказал Маленький принц. – Мне надо возвращаться домой.
Но мне бы очень хотелось узнать, как вы поняли новый материал. Для этого я подготовил вам тест.
8. Рефлексия.
- Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение!
9Домашнее задание. (СЛАЙД 17)
-Куда отправился маленький принц и к кому?
- Я принесла вам целую корзину роз. Возьмите себе ту, которая отражает ваше настроение после нашего урока. Под каждой розой вы найдете свое домашнее задание. (СЛАЙД 18)
Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок,
Вам девчонки и мальчишки –
Всем спасибо за урок. (СЛАЙД 19)