Урок математики в 4 классе (УМК «Школа России»)
Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями»
Дата проведения: 22.01.18г.
Цель: формирование у учащихся умения овладеть письменным приѐмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Задачи:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Прогнозируемые результаты.
Предметные.
1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.
Метапредметные.
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные.
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку. Учебник: М.И.Моро «Математика» 4 класс, часть 2.
Ход урока.
Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
- Повернитесь друг другу, пожелайте удачи, добра … улыбнитесь.
- Много лет тому назад один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
- В чём заключалась его мудрость?
- А для чего вы учитесь?
- Для чего вы учите математику?
- Очень ли важен урок математики?
- Тогда я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за новыми знаниями. Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех»
- Как вы понимаете данное высказывание? Объясняют смысл высказывания.
- Вы с ним согласны?
Не будем терять времени. Слайд 1.
Актуализация знаний.
Работа в группах.
- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить. (Можно посчитать треугольники)
- Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение?
- Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.
1) 6*9 2) 26*3 3) 139*0 4) 264*10 5) 92*100 6)523*300
(На экране появляются результаты рассуждения) Слайд 2.
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
- Почему вы затруднились назвать произведение в шестом треугольнике?
(Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы)
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Слайд 3.)
«Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями»
- Я предлагаю вам 2 варианта решения данной проблемы.
- Первый: сама покажу вам приём умножения.
- Второй: на основе ранее полученных попробуете решить сами.
- Какой вариант выберете вы и почему? (Открывать новые знания самим)
IX. «Открытие» новых знаний.
- Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
- Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 4.)
- У кого есть предложения, как можно его вычислить? (Устно, на калькуляторе, столбиком)
- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?
- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?
- Какой закон математики вы применили? (Сочетательный закон)
- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?
- Какой способ мы можем ещё использовать?
- Умеем мы это правильно делать?
- Дайте более точную формулировку темы нашего урока. (Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.)
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? (Слайд 5.)
(Мы должны научиться умножать письменно многозначные числа на числа, которые оканчиваются нулями.)
- Где вы можете проверить правильность наших рассуждений?
523 * 300 = 523* (3*100) = 523*3*100=156900
- Откройте учебники на стр.13, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.
- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили так, как показано в учебнике.
- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.
- Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? (Слайд 6.)
- Сейчас объясним приём умножения на доске. (Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе)
- У кого другая запись?
Работа в парах.
- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
- Что такое алгоритм?
- Сейчас мы его составим.
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
Выводится алгоритм на экран.
1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3.К полученному результату приписываю нули.
4.Читаю ответ.
V. Первичное закрепление с проговариванием.
- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. (с.13, № 40)
- Понятен ли вам этот вычислительный прием? (Дает инструктаж по выполнению задания)
VI. Взаимопроверка с проверкой по эталону.
- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры.
(735*500, 6307*40)
Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг.
Закрасьте его зелёным цветом, если вы уведены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. ( Выводит ответы к заданию на экран. Взаимопроверка.) (Слайд 7.)
- Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.
- Верните карточку владельцу.
- Совпадает ли ваш прогноз с результатом?
VII. Физкультминутка для глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, закрыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.
VIII. Включение нового в систему знаний и повторения.
1) Работа в группах.
- Внимание на экран. (Слайд 8.)
Перед вами 3 задания.
- Какое из них далеко от темы нашего урока?
А) 736*300 6324*50
Б) 6895+72456+658
В) 784*600+2907*30
Осталось 3 задания.
- Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. (Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку . Цвет фишки – уровень сложности выбранного задания.)
- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным задание. Проверьте своё решение с решением товарищей.
- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. (Слайд 9.)
2) Работа над задачей № 41.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Как звучит вопрос задачи?
Выделите главные слова и сделайте краткую запись задачи. (Слайд 10)
Решение записывает на доске 1 ученик.
- Запишите ответ.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомните девиз нашего урока. (Слайд 1) (Проговаривают девиз урока)
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.
- Какая тема нашего урока?
-Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Чему новому научились? Над чем ещё надо поработать?
- Достигли мы успеха?
Домашнее задание (Проводится инструктаж д/з)