-Чтобы сделать второй шаг на пути к достижению нашей цели, т.е. выполнить второй пункт плана, нам необходимо найти значения выражений. Обратимся к № 191. В тетради по середине строки запишите №191. Выполним первые два столбика/выполним решение двух выражений. *, выйди пожалуйста к доске и выполни вычисления первого столбика выражений. -Записываем в столбик первое произведение: 1780∙23. Как мы его запишем? Верно, не обращая внимание на ноль, записав второй множитель под десятками. -Какой будет первый множитель? Верно, 178. На какое число мы умножим сначала? Верно, на 3. Умножаем: 8∙3. Чему равно произведение? Верно, 24. 4 записываем 2 в уме. Умножаем: 7∙3. Чему равно произведение? Верно, 21. В уме у нас еще 2. Складываем 21 и 2, получаем сумму равную 23-м. 3 записываем, 2 в уме. Далее умножаем: 1∙3. Чему равно произведение? Верно, 3, да еще 2 в уме. Складываем 3 и 2, получаем сумму равную 5-ти. Записываем. -Какое число мы получим? Верно, 534. -Ребята, 534 это конечный результат? (нет) А как называется полученный результат? Верно, это называется первым неполным произведением. -На какое число теперь будем умножать? Верно, на 2. Умножаем: 8∙2. Чему равно произведение? Верно, 16. 6 записываем, 1 в уме. Как мы запишем 6? Верно, со смещением влево, под сотнями. Умножаем: 7∙2. Чему будет равно произведение? Верно, 14. В уме у нас еще 1. Складываем 14 и 1, получаем сумму равную 15-ти. 5 записываем, 1 в уме. Умножаем: 1∙2. Чему будет равно произведение? Верно, 2. В уме у нас еще 1. Складываем 2 и 1, получаем сумму равную 3-м. Записываем. -Ребята, это конечный результат? Нет. А как называется полученный результат умножения 178 на 2. Верно, вторым неполным произведением. -Что нужно сделать, чтобы получить конечный результат? (сложить неполные произведения) -И что еще приписать? Верно, один ноль. -Так чему будет равно произведение? (40940) -Молодец! Выполни второй пример: 7820∙36. Записываем в столбик. Как мы его запишем? Верно, не обращая внимание на ноль, записав второй множитель под десятками. -Какой будет первый множитель? Верно, 782. На какое число мы умножим сначала? Верно, на 6. Умножаем: 2∙6. Чему равно произведение? Верно, 12. 2 записываем, 1 в уме. Умножаем: 8∙6. Чему равно произведение? Верно, 48. В уме у нас еще 1. Складываем 48 и 1, получаем сумму равную 49-ти. 9 записываем, 4 в уме. Далее умножаем: 7∙6. Чему равно произведение? Верно, 42, да еще 4 в уме. Складываем 42 и 4, получаем сумму равную 46-ти. Записываем. -Какое число мы получим? Верно, 4692. -Ребята, 4692 это конечный результат? (нет) А как называется полученный результат? Верно, это называется первым неполным произведением. -На какое число теперь будем умножать? Верно, на 3. Умножаем: 2∙3. Чему равно произведение? Верно, 6. Как мы запишем 6? Верно, со смещением влево, под сотнями. Умножаем: 8∙3. Чему будет равно произведение? Верно, 24. 4 записываем, 2 в уме. Умножаем: 7∙3. Чему будет равно произведение? Верно, 21. В уме у нас еще 2. Складываем 21 и 2, получаем сумму равную 23-м. Записываем. -Ребята, это конечный результат? Нет. А как называется полученный результат умножения 782 на 3. Верно, вторым неполным произведением. -Что нужно сделать, чтобы получить конечный результат? (сложить неполные произведения) -И что еще приписать? Верно, один ноль. -Так чему будет равно произведение? (281520) -Молодец! Ты верно выполнил (-а) вычисления. Садись на свое место. -*, выйди, пожалуйста к доске и реши второй столбик выражений. -Записываем в столбик третий пример: 607∙250. Как мы его запишем? Верно, не обращая внимание на ноль, со смещением вправо. -Какой будет первый множитель? Верно, 607. На какое число мы умножим сначала? Верно, на 5. Умножаем: 7∙5. Чему равно произведение? Верно, 35. 5 записываем, 3 в уме. Умножаем: 0∙5. Чему равно произведение? Верно, 0. В уме у нас еще 3. Складываем 0 и 3, получаем сумму равную 3-м. 3 записываем. Далее умножаем: 6∙5. Чему равно произведение? Верно, 30. Записываем. -Какое число мы получим? Верно, 3035. -Ребята, 3035 это конечный результат? (нет) А как называется полученный результат? Верно, это называется первым неполным произведением. -На какое число теперь будем умножать? Верно, на 2. Умножаем: 7∙2. Чему равно произведение? Верно, 14. 4 записываем, 1 в уме. Как мы запишем 4? Верно, со смещением влево, под десятками. Умножаем: 0∙2. Чему будет равно произведение? Верно, 0. В уме у нас еще 1. Складываем 0 и 1, получаем сумму равную 1. Записываем. Умножаем: 6∙2. Чему будет равно произведение? Верно, 12. Записываем. -Ребята, это конечный результат? Нет. А как называется полученный результат умножения 607 на 2. Верно, вторым неполным произведением. -Что нужно сделать, чтобы получить конечный результат? (сложить неполные произведения) -И что еще приписать? Верно, один ноль. -Так чему будет равно произведение? (151750) -Молодец! Выполни решение четвертого выражения. Запишем в столбик пример 706∙304. Как мы его запишем? Верно, числа будут записаны друг под другом. -Какой будет первый множитель? Верно, 706. На какое число мы умножим сначала? Верно, на 4. Умножаем: 6∙4. Чему равно произведение? Верно, 24. 4 записываем, 2 в уме. Умножаем: 0∙4. Чему равно произведение? Верно, 0. В уме у нас еще 2. Складываем 0 и 2, получаем сумму равную 2-м. 2 записываем. Далее умножаем: 7∙4. Чему равно произведение? Верно, 28. Записываем. -Какое число мы получим? Верно, 2824. -Ребята, 2824 это конечный результат? (нет) А как называется полученный результат? Верно, это называется первым неполным произведением. -На какое число теперь будем умножать? Верно, на 0. А есть ли смысл умножать на 0? Верно, нету. Тогда второе неполное произведение будет равно нулю и его нет смысла записывать, но как мы будем записывать тогда следующее неполное произведение? Верно, со смещением на два числа. -На какое число теперь будем умножать? Верно, на 3. Умножаем: 6∙3. Чему равно произведение? Верно, 18. 8 записываем, 1 в уме. Умножаем: 0∙3. Чему будет равно произведение? Верно, 0. В уме у нас еще 1. Складываем 0 и 1, получаем сумму равную 1. Записываем. Умножаем: 7∙3. Чему будет равно произведение? Верно, 21. Записываем. -Ребята, это конечный результат? Нет. А как называется полученный результат умножения 706 на 3. Верно, третьим неполным произведением. -Что нужно сделать, чтобы получить конечный результат? (сложить неполные произведения) -Так чему будет равно произведение? (214624) -Молодец, ты решил (-а) все выражения верно. Садись на свое место. Учитель подводит итог о выполнении второго пункта плана: -Молодцы! Мы выполнили второй пункт нашего плана. -Скорее выполним последний пункт нашего плана, а для этого решим задачу под номером 193. -Прочитаем её. *, зачитай задачу громко и четко. Спасибо. В своих тетрадях по середине запишите слово «Задача» О чем говориться в задаче? (о тракторах) Давайте составим краткую запись. Для этого начертим таблицу на четыре столбика и три строчки. *, выйди, пожалуйста к доске и помоги мне оформить краткую запись. Мы с * чертим краткую запись на доске, а вы в тетрадях. | Время | Расход горючего | Норма расхода горючего в час | I | 60ч. | ? л. | Одинак. | II | 55ч. | ? л., на 35 м. | Одинак. | Сколько тракторов работало? (Два) Отметим это в краткой записи в первом столбике. На второй строке пишем римскую I, на второй строке пишем римскую II. Какие данные нам известны в задаче? Верно, время. Отметим это в краткой записи. Во втором столбике в первой строке запишем «Время». Сколько часов работали на 1-м тракторе? (60 ч) Запишем это Сколько часов работали на втором тракторе? (55 ч) Запишем это. Что нам еще известно? Верно, сколько топлива было израсходовано первым и вторым тракторами. В первой строке третьего столбика запишем «Расход горючего». Известно ли нам, сколько всего топлива израсходовали на первом тракторе? (Нет) А что нам известно? (Что на втором тракторе израсходовали на 35 л меньше горючего, чем на первом) Верно, как мы отметим это в краткой записи? (Напротив первого трактора поставим вопрос, напротив второго трактора напишем вопрос и запишем, что на 35л. Меньше и нарисуем квадратную стрелку к первому трактору). Молодцы. Что требуется узнать в задаче? (Сколько литров горючего израсходовали на каждом тракторе при одинаковой норме расхода горючего в час) Как мы назовем четвертый столбик? Верно, «Норма расхода горючего в час». *, спасибо. Садись на свое место. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Нет Почему? (Потому что мы не знаем на сколько больше работал 1-й трактор) Почему на втором тракторе при одинаковой норме расхода горючего в час было израсходовано меньше горючего, чем на первом7 (Потому что второй трактор работал меньше по времени) А можем ли мы узнать во сколько раз второй трактор работал меньше? Можем. Каким действием мы сможем это сделать? Верно, вычитанием. Тогда каким будет выражение первого действия задачи? Верно, 60-55=5 (ч)-настолько меньше работал II трактор. *, выйди, пожалуйста к доске и помоги записывать мне решение задачи. Остальные ведут свои записи у себя в тетрадях. По середине строки, после краткой записи записывает слово «Решение:» Не забываем записывать выражение с пояснением. После того, как мы узнаем насколько часов меньше работал второй трактор, сможем ли мы узнать норму расхода горючего в час? Сможем. Каким действием мы сможем это сделать? Верно, делением. Что на что мы будем делить? Верно, разницу насколько литров горючего расходовал второй трактор и разницу работы во времени первого и второго тракторов. Тогда как будет звучать выражение? *, записываем: 35:5=7 (л.)-норма расхода горючего в час. Мы записываем на доске, вы у себя в тетрадях. После этого каким действием мы сможем узнать сколько горючего израсходовал 1-й трактор? Верно, умножением. Как будет звучать выражение? Верно, 7 ∙ 60 = 420 (л) – горючего израсходовал первый трактор. *, записываем выражение вместе с пояснением. Мы записываем на доске, вы у себя в тетрадях. А каким действием мы узнаем сколько горючего израсходовал 2-й трактор? Тоже умножением, верно. А как будет звучать выражение? Верно, 7 ∙ 55 = 385 (л) – горючего израсходовал второй трактор. *, записываем выражение вместе с пояснением. Мы записываем на доске, вы у себя в тетрадях. Записываем ответ кратко, т.к. мы давали полные пояснения при решении. Записываем слова «Ответ: 420 л. И 385 л. Учитель подводит итог о выполнении третьего пункта плана: Таким образом, ребята мы выполнили третий пункт нашего плана. Молодцы! |