Тема: Письменное вычитание вида 52– 24.
Цель урока: формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания двузначного числа из двузначного в столбик с переходом через десяток.
Задачи: усвоить математическое действие«вычитание двузначного числа из двузначного в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом меньше, чем в вычитаемом;
сформировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного числа столбиком с переходом через десяток;
формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Ресурсы урока
- учебник
- раздаточный материал
Предметные результаты
- дать возможность научиться решать примеры на вычитание двузначного числа из двузначного числа в столбик, с переходом через десяток с использованием алгоритма,
- уметь правильно читать выражения и находить их значения;
-решать задачи разных видов.
Метопредметные результаты
Регулятивные УУД:
-использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий,
- определять и формулировать тему и цели урока,
- учить самооценке самоконтролю выполняемой работы,
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Познавательные УУД:
- устанавливать аналогии
- использовать модели, алгоритмы
- осуществлять поиск информации в учебнике
- строить речевые высказывания в устной форме
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать друг друга;
- высказывать свое мнение при обсуждении задания.
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Личностные результаты
- положительное отношение к урокам математики;
- умение признавать собственные ошибки;
- формирование нравственно-эстетических ценностей;
-умение оценивать трудность предлагаемого задания;
-восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
Тип урока
Открытие новых знаний.
Методы работы
Словесный, наглядный, поисковый, практический
Формы работы
Фронтальная, коллективная, работа в паре.
Оборудование: учебник Математика 2 класс, изображение совы, раскраски, треугольники, ножницы, карточки для работы в группе и в паре, звёздочки, шапка магистра.
Ход урока.
Организационный этап.
Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте посмотрим на них , улыбнёмся , поделимся с ними своим хорошим настроением и начнём наш урок.
«Встали ровненько, красиво!
Посмотрю - ка я на вас!
Ах, какой хороший класс!
Я желаю вам удачи!
За работу - в добрый час!»
Садитесь.
К нам на урок прилетела Мудрая Сова. Посмотрите на неё внимательно. Что необычного вы заметили? Что на сове?
-На Сове шапка.
- А что это за шапка? Кто носит такие шапки?
-Такие шапки носят профессора и ученые.
Эта шапочка, ребята называется магистерская (ермолка). Она знак учёной степени. Значит наша гостья ученая. Она знает, что дети любят звездочки, поэтому принесла звёздочками. За правильный ответ вы будете получать звёздочку. И вы должны их побольше собрать. В конце урока вас ожидают призы. Самый-самый получит дополнительный приз.
-Сегодня на уроке нас ждёт, ребята, опять что - то новое, неизвестное пока для нас, но это открытие совершите вы сами. Но чтобы узнать что – то новое, мы должны повторить те знания, которые нам понадобятся для совершения этого открытия.
2. Актуализация знаний.
Началась работа, а разве может быть математика без устного счёта.
Устный счёт.
Начинаем мы опять — решать, отгадывать, смекать!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Математика нас ждёт,
Начинаем устный счёт.
Наша гостья работает в лесной школе и приготовила для вас задания. Мудрая Сова хочет проверить, умеете ли вы думать, решать примеры, задачи и дружно работать. Вот и первое задание. Выполнения задания нашей гостьи мы будем узнавать о символике Совы у разных народов мира.
-На доске записаны выражения. Но чего не хватает в записи этих выражений?
-Не хватает арифметических знаков.
Так что мы сейчас будем делать?
Вставлять пропущенные арифметические знаки, чтобы получились верные равенства:
68…7….40 = 35
47…30….6 = 23
48…5…8 = 51
67…6…2 = 71
Ой, какие молодцы! Вы справились с первым заданием Мудрой Совы.
Первый:Сова — символ мудрости у греков, англичан, италянцев и американцев.
Теперь Мудрая Сова хочет проверить умеем ли мы устно решать задачи.
- В коробке было 20 шариков трёх цветов. Красных было 7, синих 8, остальные зелёные. Сколько было зелёных шаров?5
- В гараже было 19 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 8 машин. Сколько машин уехало?11
- Бабушка связала 6 пар рукавичек. Сколько рукавичек на левую руку связала бабушка?6
- На космической станции работала группа космонавтов, 5 космонавтов вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на станции?
- А давайте изменим условие задачи, чтобы можно было эту задачу решить.
Ну и с задачами мы справились. Молодцы.
Второй:Сова -символ ума у ирландцев, а у россиян символ интеллектуальной игры “ Что? Где? Когда?” Чтобы принимать в ней участие нужно обладать уникальным умом.
Мудрая Сова хочет узнать, умеете ли вы решать геометрические задачи.
Вот так задача! (работа в парах)
Как-то собрались ребята и стали рассматривать книгу головоломок. Вот они прочитали задачу: «Сколько вершин останется у треугольника, если у него срезать одну вершину?» - По правилу вычитания, - сказал Коля, - останутся две вершины. Одну вершину срезали, значит, её отняли. - Нет, - возразила Юля, - если срезать одну вершину, то вместо одной появятся ещё две и вершин будет 4. Оставшаяся часть будет четырехугольником. - А я думаю, - сказал Петя, - снова получится треугольник, т.е. будет три вершины.
Ребята давайте проверим предположения учеников . У вас на столах треугольники.
-Какой это треугольник?
-Прямоугольный.
Почему он прямоугольный?
-У него есть прямой угол.
Молодцы.
Берём ножницы. Что мы должны сделать?
(Отрезать один угол и узнать, что за фигура получится)
Что у нас получилось?
Кто из ребят оказался прав?
У нас получился четырёхугольник. Допустим что, наша фигура имеет стороны длиной 7см, 4см, 6см, 3см. Найдите периметр. А как удобнее можно было найти сумму?
(7+3)+ (6+4)=20см.
-Какое свойство сложения мы использовали?
-От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Молодцы! Устно мы поработали замечательно, а теперь поработаем письменно. Я надеюсь, что и письменно мы справимся со всеми заданиями Мудрой Совы.
Третий:Сова — символ выносливости у африканских племён.
3. Постановка учебной задачи.
Ребята, посмотрите, какие цифры спрятались в лапках Мудрой Совы. ? (3 и 8)
Какие числа можно записать с помощью этих цифр? (38 и 83)
Что объединяет эти числа? (Они двузначные)
А сколько десятков в числе 38, а в числе 83?
А на сколько больше количество десятков в числе 83, чем в числе 38?(на 5 десятков)
Сумма цифр этих чисел — 11.
На минутке чистописания мы будем писать эти числа, ребята. Давайте покажем Мудрой Сове как красиво мы можем прописать их у себя в тетради.
А с какой целью мы проводим минутку чистописания на уроке математики?
Возьмите карандаш и обведите в кружок наиболее понравившееся вам число.
Запишем число. Классная работа.
К нам на урок Мудрая Сова принесла письмо от продавца нашего школьного буфета Марианны Михайловны . «Здравствуйте ребята и Марита Мухамедовна. Сегодня один ученик купил у меня конфеты за 24 рубля и подал мне 52 рубля. Я ему дала сдачи 28 рублей, а он потребовал 32 рубля сдачи. Кто прав?»
-Давайте, ребята, разрешим эту ситуацию.
Итак, сколько денег подал мальчик? (52 рубля). Запишем.
- А сколько стоит конфета? (24 руб.).
- Как узнать, сколько продавец должен дать сдачи? Какое действие нужно сделать? (вычитание).
- Давайте выполним письменный прием вычитания в столбик, так удобнее считать. - Что необычного вы заметили? (В уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом). - Ребята мы решали такие примеры?
-Кто догадался, какая же тема нашего урока будет сегодня?
- Правильно, вычитание примеров типа 52-24 и является темой нашего урока.
– А чему мы должны научиться на уроке?
-Решать примеры такого вида.
- Мы не просто научимся решать примеры такого вида, а составим алгоритм решения примеров данного вида.
Давайте решим этот пример.
Что мы делаем вначале?
(единицы пишем под единицами, десятки под десятками)
Как будем считать? С какого разряда начнём?
(вычитаем единицы)
Можно ли из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого?
Что же нам делать?
(Занять один десяток )
Что должны сделать, чтобы не забыть?
Следующий шаг в наших вычислениях?
(Вычитаем единицы).
Сколько единиц стало?
1дес.2ед-12ед.
Что делаем дальше?
От 12ед. отнимаем 4ед. получается 8 ед. Пишем под единицами.
Что делаем дальше?
Вычитаем десятки у 5дес, заняли 1дес, осталось 4 дес, от 4 отнять 2 получается 2дес, пишем под десятками, читаю ответ.
- Итак, какой ответ у нас получился? (28)
-Кто был прав? (продавец). - Давайте напишем ответ Марианне.
- С каких слов можно начать письмо? Уважаемая Марианна Михайловна, вы правильно дали сдачу мальчику. А мальчику нужно больше заниматься математикой.
Молодцы, ребята. Мы справились и с этой задачей Мудрой Совы.
Четвертый:Сова символ мужества у индейцев.
Физминутка.
Если я называю однозначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете 3, 11, 17, 9, 99, 5, 6, 7, 10, 15, 66, 2, 100.
-Давайте составим алгоритм выполнения вычислений примеров вида 52 -24 и покажем Мудрой Сове, что мы поняли как производить вычисления.
- Какой первый шаг мы сделали? Что сделали дальше?
1. Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками.
2. Вычитаю единицы: Из 2 мы не можем вычесть 4. Занимаем у десятков 1 десяток. Ставим точку над десятками.
3. Вычитаю единицы: В разряде единиц теперь не 2 единицы, а 12. От 12ед. отнимаем 4ед., получается 8 ед.. Пишем под единицами 8.
4. Вычитаю десятки : У 5дес., заняли 1дес., осталось 4 дес., от 4 отнять 2 получается 2дес., пишем под десятками, читаю ответ.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)
− Что не сделали? (Не потренировались решать примеры такого вида)
А теперь Мудрая Сова предлагает вам выбрать только те примеры, которые относятся к теме нашего урока.
43 -20 73 – 45 45+16
54 -15 57 +24 35-4
47 +21 65 – 29 53 -29
Давайте решим их у доски, используя составленный алгоритм и покажем Мудрой Сове на что мы способны.
Молодцы. Мы справились и с этим заданием.
Пятый:Сова -символ защиты у египтян.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой .
− Вы поработали все вместе, а теперь Мудрая Сова предлагает вам поработь в парах, по очереди, объясняя друг другу, решить примеры.
С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем мы им самостоятельно пользоваться.)
Как выполните задание покажите знаком.
42 – 25 87 – 58
Проверка по образцу на доске.
17, 29.
- А теперь составьте свой пример , где количество единиц в уменьшаемом меньше, чем в единицах вычитаемого.
Молодцы. Мы справились и с этим заданием.
Шестой:Сова- символ успеха у индийцев.
6. Повторное закрепление изученного материала. Отработка умений.
Разноуровневые задания. (Работа в группе)
Мудрая Сова хочет увидеть как вы работаете в группах и попросила меня помочь ей поделить вас на группы.
1 группа- Мисроков А., Кумыков К., Кашева А., Карданова С., Цагов Д., Багова Д..
Занимают места за столом с красным квадратом.
2 группа-Калмыков Р., Нагоев С., Цагова Д., Чемазоков И., Шалов Т., Булатова А..
Занимают места за столом с зеленым квадратом.
3 группа- Танов М., Танов Т., Башоров А., Хамуков Р., Хакешева К..
Занимают места за столом с оранжевым квадратом.
4 группа -Хуранов М., Хашхожев С., Шалова А. Булатов И..
Занимают места за столом с жёлтым квадратом.
(Для Нагоева Х. и Вороковой Я. карточки с примерами для 1 класса).
1. Учащиеся с высокими учебными возможностями (Вставляем + или - , чтобы ответы были правильными).
35…30…6=11 47...27...25=45
20…3…3=20 28...12...15=25
2…1…7…3=5 19...31...16=34
2.Учащиеся с хорошими учебными возможностями (Решаем столбиком)
60-17= 90-26= 48-18=
32-18= 52-27= 77-20=
3.Учащиеся с хорошими учебными возможностями (Исправляем ошибки)
60-17=33 46+ 27=63
92-24=68 54-27=34
73-32=45
4.Учащиеся с низкими учебными возможностями (Вычисляем)
8+7-6= 15-(9-7)=
4+9-7= 20- (3+4)=
Как выполните задания покажите знаком.
Самопроверка: Проверьте правильность выполнения задания по эталону.
Седьмой :Сова -символ победы у немцев .
Работа с учебником.
Мудрая Сова желает посмотреть как вы работаете с учебником. Откройте учебники на
стр.29 задача №2. Она сомневается, что вы справитесь с этим заданием. Давайте покажем ей свою работу.
Прочитаем задачу. Что вы заметили?
Поставьте к задаче такой вопрос, чтобы она решалась одним действием.
Решите задачу.
12+3=15 (д)
А сейчас поставьте вопрос так, чтобы решалась в два действия.
Запишите решение задачи.
12+3=15 (д) в этом году.
12+15=27(д)
Проверка по этолону.
За правильное решение получают звёздочки.
Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.
Восьмой:Сова-символ богатства у китайцев.
А самое главное богатство, дети, здоровье. Желаю здоровья вам, вашим близким людям и конечно же нашим гостям.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Со всеми заданиями Мудрой Совы вы справились. Наш урок подошел к концу.
А теперь скажи, дружок,
Тебе понравился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись сейчас ты с нами!
Над какой темой мы работали?
Что вам особенно понравилось? В чем вы испытывали трудности? Как думаете, почему? Оцените свою работу на уроке.
Если я знаю алгоритм и умею без ошибок выполнять письменное вычитание вида 52 -24 – беру зелёную звёздочку.
– Если я недостаточно хорошо помню алгоритм и допускаю ошибки в вычислениях – беру жёлтую звёздочку.
-Если мне нужна помощь – беру красную звёздочку.
Где в жизни встречаются эти три цвета?
Вы все, ребята, молодцы!
Я бы хотела узнать у вас, кто был самым активным на уроке?
У кого больше всего звездочек?
Мудрая Сова хочет сделать ему подарок- шапочку магистра. А всем остальным детям- своё изображение для раскраски.
7. Домашняя работа.
Кто считает себя сильным математиком-№3, №4, кто средним-№3, а ко слабым-№5.
-Вы сегодня замечательно работали на уроке. Мудрой Сове понравился наш урок. Она прощается с нами и желает успехов в учёбе!
Всем спасибо за урок.