СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменное вычитание вида 52– 24

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Письменное вычитание вида 52– 24. 

Цель урока: формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания двузначного числа из двузначного в столбик с переходом через десяток. 

Задачи: усвоить математическое действие«вычитание двузначного числа из двузначного в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом меньше, чем в вычитаемом;  

сформировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа  из  двузначного числа столбиком с переходом через десяток; 

формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия. 

Просмотр содержимого документа
«Письменное вычитание вида 52– 24»

Тема: Письменное вычитание вида 52– 24.

Цель урока: формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания двузначного числа из двузначного в столбик с переходом через десяток.

Задачи: усвоить математическое действие«вычитание двузначного числа из двузначного в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом меньше, чем в вычитаемом;

сформировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного числа столбиком с переходом через десяток;

формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Ресурсы урока

- учебник

- раздаточный материал

Предметные результаты

- дать возможность научиться решать примеры на вычитание двузначного числа из двузначного числа в столбик, с переходом через десяток с использованием алгоритма,

- уметь правильно читать выражения и находить их значения;

-решать задачи разных видов.

Метопредметные результаты

Регулятивные УУД:

-использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий,

- определять и формулировать тему и цели урока,

- учить самооценке самоконтролю выполняемой работы,

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Познавательные УУД:

- устанавливать аналогии

- использовать модели, алгоритмы

- осуществлять поиск информации в учебнике

- строить речевые высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать друг друга;

- высказывать свое мнение при обсуждении задания.

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Личностные результаты

- положительное отношение к урокам математики;

- умение признавать собственные ошибки;

- формирование нравственно-эстетических ценностей;

-умение оценивать трудность предлагаемого задания;

-восприятие математики как части общечеловеческой культуры.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Методы работы

Словесный, наглядный, поисковый, практический

Формы работы

Фронтальная, коллективная, работа в паре.

Оборудование: учебник Математика 2 класс, изображение совы, раскраски, треугольники, ножницы, карточки для работы в группе и в паре, звёздочки, шапка магистра.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте посмотрим на них , улыбнёмся , поделимся с ними своим хорошим настроением и начнём наш урок.

«Встали ровненько, красиво!

Посмотрю - ка я на вас!

Ах, какой хороший класс!

Я желаю вам удачи!

За работу - в добрый час!»

Садитесь.

К нам на урок прилетела Мудрая Сова. Посмотрите на неё внимательно. Что необычного вы заметили? Что на сове?

-На Сове шапка.

- А что это за шапка? Кто носит такие шапки?

-Такие шапки носят профессора и ученые.

Эта шапочка, ребята называется магистерская (ермолка). Она знак учёной   степени. Значит наша гостья ученая. Она знает, что дети любят звездочки, поэтому принесла звёздочками. За правильный ответ вы будете получать звёздочку. И вы должны их побольше собрать. В конце урока вас ожидают призы. Самый-самый получит дополнительный приз.

-Сегодня на уроке нас ждёт, ребята, опять что - то новое, неизвестное пока для нас, но это открытие совершите вы сами. Но чтобы узнать что – то новое, мы должны повторить те знания, которые нам понадобятся для совершения этого открытия.

2. Актуализация знаний.

Началась работа, а разве может быть математика без устного счёта.

Устный счёт.

Начинаем мы опять — решать, отгадывать, смекать!

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Математика нас ждёт,

Начинаем устный счёт.

Наша гостья работает в лесной школе и приготовила для вас задания. Мудрая Сова хочет проверить, умеете ли вы думать, решать примеры, задачи и дружно работать.  Вот и первое задание. Выполнения задания нашей гостьи мы будем узнавать о символике Совы у разных народов мира.

-На доске записаны выражения. Но чего не хватает в записи этих выражений?

-Не хватает арифметических знаков.

Так что мы сейчас будем делать?

Вставлять пропущенные арифметические знаки, чтобы получились верные равенства:

68…7….40 = 35

47…30….6 = 23

48…5…8 = 51

67…6…2 = 71

Ой, какие молодцы! Вы справились с первым заданием Мудрой Совы. 

Первый:Сова — символ мудрости у греков, англичан, италянцев и американцев.

Теперь Мудрая Сова хочет проверить умеем ли мы устно решать задачи.

- В коробке было 20 шариков трёх цветов. Красных было 7, синих 8, остальные зелёные. Сколько было зелёных шаров?5

- В гараже было 19 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 8 машин. Сколько машин уехало?11

- Бабушка связала 6 пар рукавичек. Сколько рукавичек на левую руку связала бабушка?6

- На космической станции работала группа космонавтов, 5 космонавтов вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на станции?

- А давайте изменим условие задачи, чтобы можно было эту задачу решить.

Ну и с задачами мы справились. Молодцы.

Второй:Сова -символ ума у ирландцев, а у россиян символ интеллектуальной игры “ Что? Где? Когда?” Чтобы принимать в ней участие нужно обладать уникальным умом.

Мудрая Сова хочет узнать, умеете ли вы решать геометрические задачи.

Вот так задача! (работа в парах)

Как-то собрались ребята и стали рассматривать книгу головоломок. Вот они прочитали задачу: «Сколько вершин останется у треугольника, если у него срезать одну вершину?» - По правилу вычитания, - сказал Коля, - останутся две вершины. Одну вершину срезали, значит, её отняли. - Нет, - возразила Юля, - если срезать одну вершину, то вместо одной появятся ещё две и вершин будет 4. Оставшаяся часть будет четырехугольником. - А я думаю, - сказал Петя, - снова получится треугольник, т.е. будет три вершины.

Ребята давайте проверим предположения учеников . У вас на столах треугольники.

-Какой это треугольник?

-Прямоугольный.

Почему он прямоугольный?

-У него есть прямой угол.

Молодцы.

Берём ножницы. Что мы должны сделать?

(Отрезать один угол и узнать, что за фигура получится)

Что у нас получилось?

Кто из ребят оказался прав?

У нас получился четырёхугольник. Допустим что, наша фигура имеет стороны длиной 7см, 4см, 6см, 3см. Найдите периметр. А как удобнее можно было найти сумму?

(7+3)+ (6+4)=20см.

-Какое свойство сложения мы использовали?

-От перестановки слагаемых сумма не меняется.

Молодцы! Устно мы поработали замечательно, а теперь поработаем письменно. Я надеюсь, что и письменно мы справимся со всеми заданиями Мудрой Совы.

Третий:Сова — символ выносливости у африканских племён.

3. Постановка учебной задачи.

Ребята, посмотрите, какие цифры спрятались в лапках Мудрой Совы. ? (3 и 8)

Какие числа можно записать с помощью этих цифр? (38 и 83)

Что объединяет эти числа? (Они двузначные)

А сколько десятков в числе 38, а в числе 83?

А на сколько больше количество десятков в числе 83, чем в числе 38?(на 5 десятков)

Сумма цифр этих чисел — 11.

На минутке чистописания мы будем писать эти числа, ребята. Давайте покажем Мудрой Сове как красиво мы можем прописать их у себя в тетради.

А с какой целью мы проводим минутку чистописания на уроке математики?

Возьмите карандаш и обведите в кружок наиболее понравившееся вам число.

Запишем число. Классная работа.

К нам на урок Мудрая Сова принесла письмо от продавца нашего школьного буфета Марианны Михайловны . «Здравствуйте ребята и Марита Мухамедовна. Сегодня один ученик купил у меня конфеты за 24 рубля и подал мне 52 рубля. Я ему дала сдачи 28 рублей, а он потребовал 32 рубля сдачи. Кто прав?»

-Давайте, ребята, разрешим эту ситуацию.

Итак, сколько денег подал мальчик? (52 рубля). Запишем.

- А сколько стоит конфета? (24 руб.).

- Как узнать, сколько продавец должен дать сдачи? Какое действие нужно сделать? (вычитание).

- Давайте выполним письменный прием вычитания в столбик, так удобнее считать. - Что необычного вы заметили? (В уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом). - Ребята мы решали такие примеры?

-Кто догадался, какая же тема нашего урока будет сегодня?

- Правильно, вычитание примеров типа 52-24 и является темой нашего урока.

– А чему мы должны научиться на уроке?

-Решать примеры такого вида.

- Мы не просто научимся решать примеры такого вида, а составим алгоритм решения примеров данного вида.

Давайте решим этот пример.

Что мы делаем вначале?

(единицы пишем под единицами, десятки под десятками)

Как будем считать? С какого разряда начнём?

(вычитаем единицы)

Можно ли из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого?

Что же нам делать?

(Занять один десяток )

Что должны сделать, чтобы не забыть?

Следующий шаг в наших вычислениях?

(Вычитаем единицы).

Сколько единиц стало?

1дес.2ед-12ед.

Что делаем дальше?

От 12ед. отнимаем 4ед. получается 8 ед. Пишем под единицами.

Что делаем дальше?

Вычитаем десятки у 5дес, заняли 1дес, осталось 4 дес, от 4 отнять 2 получается 2дес, пишем под десятками, читаю ответ.

- Итак, какой ответ у нас получился? (28)

-Кто был прав? (продавец). - Давайте напишем ответ Марианне.

- С каких слов можно начать письмо? Уважаемая Марианна Михайловна, вы правильно дали сдачу мальчику. А мальчику нужно больше заниматься математикой.

Молодцы, ребята. Мы справились и с этой задачей Мудрой Совы.

Четвертый:Сова символ мужества у индейцев.

Физминутка.

Если я называю однозначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете 3, 11, 17, 9, 99, 5, 6, 7, 10, 15, 66, 2, 100.

 -Давайте составим алгоритм выполнения вычислений примеров вида 52 -24 и покажем Мудрой Сове, что мы поняли как производить вычисления.

- Какой первый шаг  мы сделали? Что сделали дальше?

1. Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками.

2. Вычитаю единицы: Из 2 мы не можем вычесть 4. Занимаем у десятков 1 десяток. Ставим точку над десятками.

3. Вычитаю единицы: В разряде единиц теперь не 2 единицы, а 12. От 12ед. отнимаем 4ед., получается 8 ед.. Пишем под единицами 8.

4. Вычитаю десятки : У 5дес., заняли 1дес., осталось 4 дес., от 4 отнять 2 получается 2дес., пишем под десятками, читаю ответ.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)

− Что не сделали? (Не потренировались решать примеры такого вида)


А теперь Мудрая Сова предлагает вам выбрать только те примеры, которые относятся к теме нашего урока.

43 -20 73 – 45 45+16

54 -15 57 +24 35-4

47 +21 65 – 29 53 -29

Давайте решим их у доски, используя составленный алгоритм и покажем Мудрой Сове на что мы способны.

Молодцы. Мы справились и с этим заданием.

Пятый:Сова -символ защиты у египтян.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой .

− Вы поработали все вместе, а теперь Мудрая Сова предлагает вам поработь в парах, по очереди, объясняя друг другу, решить примеры.

С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем мы им самостоятельно пользоваться.)

Как выполните задание покажите знаком.

42 – 25 87 – 58

Проверка по образцу на доске.

17, 29.

- А теперь составьте свой пример , где количество единиц в уменьшаемом меньше, чем в единицах вычитаемого.

Молодцы. Мы справились и с этим заданием.

Шестой:Сова- символ успеха у индийцев.

6. Повторное закрепление изученного материала. Отработка умений.

Разноуровневые задания. (Работа в группе)

Мудрая Сова хочет увидеть как вы работаете в группах и попросила меня помочь ей поделить вас на группы.

1 группа- Мисроков А., Кумыков К., Кашева А., Карданова С., Цагов Д., Багова Д..

Занимают места за столом с красным квадратом.

2 группа-Калмыков Р., Нагоев С., Цагова Д., Чемазоков И., Шалов Т., Булатова А..

Занимают места за столом с зеленым квадратом.

3 группа- Танов М., Танов Т., Башоров А., Хамуков Р., Хакешева К..

Занимают места за столом с оранжевым квадратом.

4 группа -Хуранов М., Хашхожев С., Шалова А. Булатов И..

Занимают места за столом с жёлтым квадратом.

(Для Нагоева Х. и Вороковой Я. карточки с примерами для 1 класса).

1. Учащиеся с высокими учебными возможностями (Вставляем + или - , чтобы ответы были правильными).

35…30…6=11 47...27...25=45

20…3…3=20 28...12...15=25

2…1…7…3=5 19...31...16=34

2.Учащиеся с хорошими учебными возможностями (Решаем столбиком)

60-17= 90-26= 48-18=

32-18= 52-27= 77-20=

3.Учащиеся с хорошими учебными возможностями (Исправляем ошибки)

60-17=33 46+ 27=63

92-24=68 54-27=34

73-32=45

4.Учащиеся с низкими учебными возможностями (Вычисляем)

8+7-6= 15-(9-7)=

4+9-7= 20- (3+4)=

Как выполните задания покажите знаком.

Самопроверка: Проверьте правильность выполнения задания по эталону. 

Седьмой :Сова -символ победы у немцев .

Работа с учебником.

Мудрая Сова желает посмотреть как вы работаете с учебником. Откройте учебники на

стр.29 задача №2. Она сомневается, что вы справитесь с этим заданием. Давайте покажем ей свою работу.

Прочитаем задачу. Что вы заметили?

Поставьте к задаче такой вопрос, чтобы она решалась одним действием.

Решите задачу.

12+3=15 (д)

А сейчас поставьте вопрос так, чтобы решалась в два действия.

Запишите решение задачи.

12+3=15 (д) в этом году.

12+15=27(д)

Проверка по этолону.

За правильное решение получают звёздочки.

Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.

Восьмой:Сова-символ богатства у китайцев.

А самое главное богатство, дети, здоровье. Желаю здоровья вам, вашим близким людям и конечно же нашим гостям.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Со всеми заданиями Мудрой Совы вы справились. Наш урок подошел к концу.

А теперь скажи, дружок,

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами!

Над какой темой мы работали?

Что вам особенно понравилось? В чем вы испытывали трудности? Как думаете, почему? Оцените свою работу на уроке.

Если я знаю алгоритм и умею без ошибок выполнять письменное вычитание вида 52 -24 – беру зелёную звёздочку.

– Если я недостаточно хорошо помню алгоритм и допускаю ошибки в вычислениях – беру жёлтую звёздочку.

-Если мне нужна помощь – беру красную звёздочку.

Где в жизни встречаются эти три цвета?

Вы все, ребята, молодцы!

Я бы хотела узнать у вас, кто был самым активным на уроке?

У кого больше всего звездочек?

Мудрая Сова хочет сделать ему подарок- шапочку магистра. А всем остальным детям- своё изображение для раскраски.

7. Домашняя работа.

Кто считает себя сильным математиком-№3, №4, кто средним-№3, а ко слабым-№5.

-Вы сегодня замечательно работали на уроке. Мудрой Сове понравился наш урок. Она прощается с нами и желает  успехов в учёбе!

Всем спасибо за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!