СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменность и знания древних египтян

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Письменность и знания древних египтян»

План – конспект

Тема урока «Письменность и знания древних египтян»

Цель: познакомить с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте

Планируемые результаты:

Личностные

- познакомиться с традициями и ценностями египетского общества

- мотивация на изучение предмета

Предметные

- описать памятники истории и культуры древних египтян

- выявить закономерности появления письменности и научных знаний египтян

Метапредметные

- формировать собственную точку зрения

- формировать цель урока и учебную проблему

- формировать умение работать в паре

Тип урока: комбинированный

Образовательный ресурс: учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. Для образоват. Организиции / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; пол ред. А. А. Искендерова. – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. 303 с., карта, презентация


Содержание

Деятельность учащихся

  1. Организационный


Здравствуйте, садитесь. Проверка отсутствующих

Повторяют д/з

  1. Проверка д/з


Тест – 7 минут

Устный опрос:

1)Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы

- Как египтяне именовали Кота и Змея, изображенного на рисунке нашего времени?

-Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем?

- Где она происходит?

-Как долго продолжается?


  1. Изучение новой темы


Мотивационный


Проводя раскопки, археологи обнаружили, что стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Можно было встретить и змею, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки еще в древности египтяне называли – иероглифами «священными писаниями».

Учены очень долго не могли их расшифровать. Французский ученый Шампольон впервые увидел иероглифы в 11 лет «Я прочту это, когда вырасту», сказал юны Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Сумел ли он ее осуществить? Узнаем об этом на нашем уроке.


В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в остальных странах мира. Более 5000 лет назад.

Сегодня на уроке мы с ней познакомимся.

Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»

Что должны узнать на уроке?

План урока

1.Загадочные письмена

2.Египетские папирусы

3.В древнеегипетской школе

Тема урока



Проблемный вопрос. В чем загадочность и трудность египетского письма?


  1. Загадочные письмена

Как вы думаете поему в Древнем Египте возникла письменность?

Письмо в Египте возникло более 5 тыс. лет назад. Знаний к тому времени было накоплено больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передать другим. Это и привело к появлению письма.

Первыми знаками для письма были рисунки. Которые назывались иероглифы, в переводе это означает «священное писание». Выучить их очень трудно.

Скажите сколько букв в русском алфавите?

Иероглифов было намного больше – около 750. И чтобы научиться писать нужно было выучить все иероглифы, каждый был похож на рисунок и передавал целое слово.

Например, солнце изображали , идти , плакать

Всегда ли это было удобно?

Позднее иероглифы стали обозначать отдельные слоги и буквы. Так возникло письмо.

К примеру, иероглиф обозначал рот, затем и согласный звук р, а иероглиф - хлеб, затем он стал употребляться для передачи звука м, потому что по-египетски хлеб звучит как тэ.

Иероглиф мотыга могли записывать сочетанием согласных м и р.

Гласные звуки иероглифы не передавались. И египтяне ставили рядом со словом значок-определитель.

Почему это было неудобно?

Представим, что у нас есть иероглиф СЛ. Какие слова он может обозначать? (село, сила, сел, соло)

Для обозначения гласных звуков египтяне придумали знаки.

Посмотрите на табличку на стр. 60 (солнце, колодец, бить, воин, плакать, идти, дом).

Это очень сложно, поэтому долгое время никто не мог их разгадать.

Но секрет египетских иероглифов был раскрыт лишь в XIXв. Французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 г. французские солдаты по приказу Наполеона перевезли огромную каменную плиту во Францию. И многие учены пытались ее расшифровать. Это удалось сделать Франсуа, после 23 лет, когда она уже была найдена.

Рисунок – пытаются отгадать – Рамсес

Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку, так называемы картуш, обозначают имя какого-нибудь фараона.

Шампольон установил, что два последних знака обозначаю звук с. Предшествующий иероглиф – м. Отгадайте первый знак. (ра)

Попробуйте отгадать сами – рисунок (Тутмос)

Запись в тетради










Иероглифы - «священными писания»

Для записи чисел египтяне использовали иероглифы.

Обратитесь с учебнику на стр. 61.

1 –

10 – на дугу

100 – похожа на измерительную веревку

1000 – на цветок лотоса

10000 – на согнутый палец

100000 –

Египтяне записывали цифры не слева направо, а справа налево. Сначала шли единицы, затем десятки, сотни.



2.Египетские папирусы

Писать, считать и читать научились, теперь узнаем на чем писали древние египтяне.

Вам нужно прочитать пункт 2 (Египетские папирусы на стр. 61).

Вы должны ответить на вопросы

1.Как назывался основной материал для письма?

2. Как назывались длинные полосы, которые сворачивали в трубки?

3 Для чего при письме нужна была красная краска? Составьте правила изготовления папируса, используя опорные слова

1.Разрезали

2.Укладывали

3.Сверху клали

4.Прижимали

5.Высушивали

Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с 2 углублениями – для черной и красной краски. Текст – черной краской, начало нового раздела - красной.

Работа с учебником

Запись в тетрадь


Папирус – основный материал для письма в Древнем Египте

3.В древнеегипетской школе

Школа древних египтян отличалась от современных. Срок обучения – 15 лет.

Также не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Школы открывались при храмах.

Папирус был недешев, поэтому сначала учились писать на черепках битой посуды, потом доверяли папирус. Писали острой тростинкой, обмакивая в чернила.

Занимались астрономией – определяли движения небесных тел.


Наблюдая за небесными телами, египетские жрецы составили точный календарь.

Египетский календарь был – солнечный. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, месяц делился на три декады. Лишние 5 дней считались праздничными и не входили в месяц.

Была развита география, медицина,




  1. Рефлексия


Что нового вы узнали?

Почему древним египтянам было трудно научиться читать и писать?

В чем загадочность и трудность египетского письма?

На чем писали египтяне?

Какие науки были развиты в Древнем Египте?

Кто были учителями?


Если останется время повторить

Где располагается Египет? Показать на карте

Население Древнего Египта.

Состав войска.

Военные походы фараона. Показать на карте

Боги Древнего Египта


  1. Домашнее задание


Читать и пересказывать параграф 12.

Составьте из иероглифов предложение.

Повторить параграфы 6-12


  1. Оценивание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!