СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменность и знания древних египтян

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Письменность и знания древних египтян" построен в соответствии с ФГОС. К учебнику Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2016 - 303с.

Просмотр содержимого документа
«Письменность и знания древних египтян»

Урок истории в 5-м классе.

Учитель: Аушева Елена Юрьевна - учитель высшей квалификационной категории. МБОУ «СОШ» с. Быков Долинского района Сахалинской обл.

Тема: Письменность и знания древних египтян.

Тип урока: Комбинированный с использование презентации, документов, электронного тренажера.


Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • экран,

  • авторская презентация «Письменность и знания древних египтян».

  • электронный тренажер «Повторение и контроль знаний» История Древнего мира 5 класс


Цели: формирование представлений о видах египетской письменности; роль «священного письма» в системе религиозных ценностей; знакомство с историческими фактами, лежащими в основе процесса открытия тайны прочтения египетских иероглифов (Жан Франсуа Шампольон); освоение лексического материала в пределах темы урока: иероглиф; папирус; свиток; астрономия. Развивать умение работать с историческим источником.


Ход урока:

1. Организационный момент.


2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

1. С какими целями сооружались огромные пирамиды.

2. Зачем в гробницу Тутанхомона поместили мебель, вазы, оружие, драгоценности?

3. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера, изображавшие богов, фараонов, Вельмож?

4. Как повлиял заупокойный культ на развитие различных видов искусства. (Слайд 1)

3. Изучение нового материала.


Вступительное слово учителя

Изучая искусство древнего Египта, ученые-археологи не могли не заинтересоваться загадочным и письменами, покрывающим и стены пирамид, храмов, саркофагов.

Сегодня наш урок будет посвящен письменности и научным знаниям древнего Египта. Мы попытаемся разгадать загадку иероглифов. Изучим документы и узнаем, из чего египтяне изготавливали бумагу для письма. Узнаем, как и чему обучали в египетских школах, какие открытия и изобретения были сделаны в Египте.


(Слайд 2) Тема урока.

У истоков исторической жизни Египта, в начале III тыс. до н. э., появляются удивительные следы красивых письменных знаков,

следы непрерывного письма. Почти одновременно с появлением письменности у шумеров (клинописи) на рубеже IV-III тыс., до н. э. возникла письменность и у египтян.

(Слайд 3)

(Слайд 4)

Египетское письмо содержало больше 800 знаков. Египетский язык оказался весьма развитым и гибким. Иероглифы — это не символы, не слова-знаки, а алфавит, звуковой алфавит. Писались иероглифы во все стороны (вправо, влево, вверх, вниз), но при этом соблюдался ряд правил.

Головы людей, птиц, животных, изображенных на иероглифах, всегда повернуты в ту сторону, откуда надо начинать чтение.

Второе правило: выписываемые знаки образовывали квадрат. Слова в предложении не отделялись друг от друга. Точек, запятых и других знаков препинания египтяне не знали.

Письмо было великим искусством жителей берегов Нила. Сами египтяне называли иероглифы «божественной речью» и придавали письменам религиозное и магическое значение, считая, что искусство письменности было даровано им Тотом — богом мудрости. Также считалось, что иероглифы имеют собственную жизнь и обладают способностью к заклинанию духов. Начертание букв представлялось египтянам магической операцией.

Наиболее очевидным признаком египетских знаков является их рисуночный облик. В торжественных надписях на камне он сохранился неизменным с древнейших времен до

3—4 вв. н. э. Греки назвали рисуночное письмо египтян

«священными вырезанными знаками» — иероглифами. (Слайд 5)

Рисунками египтяне передавали значение отдельных слов: (Слайд 6)

Таким способом не передашь значение всех слов. Поэтому египтяне сделали шаг к звуковому письму. Рисунком стали передавать уже не только то или иное слово, но и те согласные звуки, которые входят в это слово.

Работа с учебником: чтение текста учебника стр. 60 п. 1 абзац 3 до слов Египтяне придумали еще одну хитрость. (Слайд 7)

(Слайды 8-10)

Время сохранило множество надписей, сделанных египтянами, но поглотило тайну их прочтения. Последний образец иероглифической надписи относится к 397 г. до н. э. Поэтому уже в начале нашей эры иероглифы считались непонятными рисунками, которые надо не читать, а объяснять. Проникнуть в тайну египетской мудрости помог случай.

Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (1790—1832 г.), и помогла ему в этом надпись на Розеттском камне.

Работа с учебником: чтение документа стр. 62

На чем же писали древние египтяне?

Работа с текстом документа: раздаточный материал отрывок из трактата Феофраста «О папирусе».

Феофраст о папирусе

Феофраст (372—288 гг. до н. э.). Греческий философ, считался самым разносторонним ученым античности. Он был автором трудов по философии, риторике, поэтике, музыке, искусствоведению, растениеводству и др. Здесь приведен отрывок из одного ботанического трактата Феофраста «История растений», текст которого сохранился целиком.

«Писали на папирусе обычно кисточкой, позже — пером из камыша. В качестве чернил использовались сажа и охра — сухие черная и красная краски. Папирус хорошо сохранился в условиях сухого климата нильской долины.

Растет папирус не на глубоких местах, а там, где воды бывает в два локтя, а то и меньше. Корень у него с запястье сильного мужчины; длина больше, чем четыре локтя. Он растет по дну, пуская в ил кривые корни, тонкие и густые, и выгоняет вверх стебли, которые и называются «папирусом» , — трехгранные, высотой в десять локтей, с жидкой, ни к чему не годной метелкой. Плодов на папирусе нет вовсе, стебли же разрастаются у него во все стороны. Корни его употребляют вместо дерева не только на дрова, но и для изготовления разнообразной утвари: в них много красивой древесины. Самый папирус служит для многого: из него делают лодки, из коры плетут паруса, рогожи, некоторые одежды, подстилки, канаты и многое другое. Чужестранцам наиболее знакомы папирусные свитки. Папирус является важнейшим подспорьем в питании: все местные жители жуют его в сыром, варенном и печеном виде, сок они высасывают, а жеваную массу выплевывают. Таков папирус, и таково разнообразное его использование. Растет он и в Сирии, на озере, где водится и душистый тростник».

Мини - опрос по содержанию отрывка из трактата Феофраста «О папирусе».

- Что служило основным письменным материалом?

- Какую часть растения использовали в качестве материала для письма?

- Чем писали древние египтяне?

- Что использовали в качестве чернил? Красной краской (охрой) начинали новый абзац, откуда и произошло выражение «красная строка», а весь остальной текст был черного цвета (сажа).

- В качестве чего употребляли корни папируса?

- В каких еще целях используют папирус?

Итак, главный писчий материал изготавливали из папируса — тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли ее на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя — вдоль и поперек,

смачивали водой, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развернутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длиной до 40 м.

(Слайд 11-12)

Тайная мудрость «священного письма» была доступна только священнослужителям и писцам. Они получали образование в специальных школах писцов, находившихся при храме. Для основной массы населения письмо и счет были тайной и вызывали чувство благоговейного трепета.

Работа с текстом документа: учебник стр. 61

Какие выводы можно сделать на основании этого документа?

Детей учили не только писать, но и считать. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных тел.

(Сайд 13- 14)

Давайте поиграем в игру, вставь пропущенное слово

(Электронный тренажер: Повторение и контроль знаний (История Древнего мира 5 класс))

- Что же мы выяснили на этом уроке?

Д/з § 12 повторить § 6-11, подготовиться к контрольному уроку

Просмотр содержимого документа
«Феофраст о папирусе»

Феофраст о папирусе


«Писали на папирусе обычно кисточкой, позже — пером из камыша. В качестве чернил использовались сажа и охра — сухие черная и красная краски. Папирус хорошо сохранился в условиях сухого климата нильской долины.

Растет папирус не на глубоких местах, а там, где воды бывает в два локтя, а то и меньше. Корень у него с запястье сильного мужчины; длина больше, чем четыре локтя. Он растет по дну, пуская в ил кривые корни, тонкие и густые, и выгоняет вверх стебли, которые и называются «папирусом», — трехгранные, высотой в десять локтей, с жидкой, ни к чему не годной метелкой. Плодов на папирусе нет вовсе, стебли же разрастаются у него во все стороны. Корни его употребляют вместо дерева не только на дрова, но и для изготовления разнообразной утвари: в них много красивой древесины. Самый папирус служит для многого: из него делают лодки, из коры плетут паруса, рогожи, некоторые одежды, подстилки, канаты и многое другое. Чужестранцам наиболее знакомы папирусные свитки. Папирус является важнейшим подспорьем в питании: все местные жители жуют его в сыром, варенном и печеном виде, сок они высасывают, а жеваную массу выплевывают. Таков папирус, и таково разнообразное его использование. Растет он и в Сирии, на озере, где водится и душистый тростник».

Вопросы к документу

- Что служило основным письменным материалом?

- Какую часть растения использовали в качестве материала для письма?

- Чем писали древние египтяне?

- Что использовали в качестве чернил?

- В качестве чего употребляли корни папируса?

- В каких еще целях используют папирус?



Феофраст о папирусе


«Писали на папирусе обычно кисточкой, позже — пером из камыша. В качестве чернил использовались сажа и охра — сухие черная и красная краски. Папирус хорошо сохранился в условиях сухого климата нильской долины.

Растет папирус не на глубоких местах, а там, где воды бывает в два локтя, а то и меньше. Корень у него с запястье сильного мужчины; длина больше, чем четыре локтя. Он растет по дну, пуская в ил кривые корни, тонкие и густые, и выгоняет вверх стебли, которые и называются «папирусом», — трехгранные, высотой в десять локтей, с жидкой, ни к чему не годной метелкой. Плодов на папирусе нет вовсе, стебли же разрастаются у него во все стороны. Корни его употребляют вместо дерева не только на дрова, но и для изготовления разнообразной утвари: в них много красивой древесины. Самый папирус служит для многого: из него делают лодки, из коры плетут паруса, рогожи, некоторые одежды, подстилки, канаты и многое другое. Чужестранцам наиболее знакомы папирусные свитки. Папирус является важнейшим подспорьем в питании: все местные жители жуют его в сыром, варенном и печеном виде, сок они высасывают, а жеваную массу выплевывают. Таков папирус, и таково разнообразное его использование. Растет он и в Сирии, на озере, где водится и душистый тростник».

Вопросы к документу

- Что служило основным письменным материалом?

- Какую часть растения использовали в качестве материала для письма?

- Чем писали древние египтяне?

- Что использовали в качестве чернил?

- В качестве чего употребляли корни папируса?

- В каких еще целях используют папирус?



Просмотр содержимого презентации
«Письменность Египта»

Заупокойный культ Виды искусства Декоративно- прикладное искусство (мумификация, предметы культа) Литература («Книга мертвых», «Тексты пирамид») Изобразитель- ное искусство (скульптурный портрет) Архитектура (строительство гробниц, пирамид)

Заупокойный культ

Виды искусства

Декоративно-

прикладное

искусство (мумификация, предметы культа)

Литература

(«Книга мертвых», «Тексты пирамид»)

Изобразитель-

ное искусство

(скульптурный портрет)

Архитектура

(строительство гробниц, пирамид)

Письменность и знания древних Египтян Всеобщая история. 5 класс. Урок 17.

Письменность и знания древних Египтян

Всеобщая история. 5 класс.

Урок 17.

ДРЕВНИЕ ИЕРОГЛИФЫ

ДРЕВНИЕ ИЕРОГЛИФЫ

(от греч. хиерос – священный; глифе – вырезать) – священное письмо, высеченное на камне; самый древний вид письма (рисуночное письмо)

(от греч. хиерос – священный; глифе – вырезать) – священное письмо, высеченное на камне; самый древний вид письма (рисуночное письмо)

Знаки- определителители – служат подсказкой к словам, тексту

Знаки- определителители – служат подсказкой к словам, тексту

Папирус –материал для письма Свиток – свернутые в трубочку листки папируса

Папирус –материал для письма

Свиток – свернутые в

трубочку листки папируса

Астрономия - Наука о звездах и небесных телах

Астрономия -

Наука о звездах и небесных телах

Их придумали в III тысячелетии до н.э. В водяных часах вода по капле поступает в сосуд со шкалой, проградуированной в единицах времени или под воздействием поступающей с определенной скоростью воды поднимается поплавок. Часы назвали клепсидра (в переводе с греческого «воровка воды»).

Их придумали в III тысячелетии до н.э. В водяных часах вода по капле поступает в сосуд со шкалой, проградуированной в единицах времени или под воздействием поступающей с определенной скоростью воды поднимается поплавок. Часы назвали клепсидра (в переводе с греческого «воровка воды»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!