I. Организационный момент урока, мотивация учащихся на работу, проверка домашнего задания | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Решение теста, проверка в парах | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Выполняют индивидуальные задания, взаимопроверка в парах | Быстрое включение в деловой ритм Умение понимать и сохранять учебную задачу, анализировать и контролировать ситуацию. |
II. Актуализация знаний | – Какие виды искусства получили развитие в Египте? – Что называется архитектурой, скульптурой? – Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились? – Как была разгадана тайна египетских иероглифов? | Раскрывают смысл терминов: архитектура, скульптура; называют виды и памятники искусства в Древнем Египте. Выступают с сообщением | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
III. Постановка учебной задачи | – На Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Это Двуречье и Египет (показывает на карте). Письменность возникла в них примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад. – Сегодня вы будете исследователями, которым предстоит изучить особенности египетской письменности и выяснить, какие научные открытия были сделаны древними египтянами | Слушают учителя. Находят на карте Древнее Двуречье и Древний Египет. Знакомятся с датой возникновения письменности | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Древнеегипетская письменность. Папирус. Школа. Зарождение научных знаний | Организует работу с текстом § 12, и работу в группах (см. Приложение 1) - Как вы думаете, почему в Древнем Египте возникла письменность? -Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, вас обучали в первую очередь? Иероглифов было очень много и научиться писать, было очень сложно. -Предположите как египтяне могли обозначать слова: солнце, идти, плакать. - Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения. Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочитать египетские тексты. -Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? - Как же был раскрыт секрет египетских иероглифов? (сообщение учащегося). Сейчас мы с вами проделаем, тот самый путь который проделал Шампольон, и попытаемся разгадать иероглифы.(см. Приложение 1) | Проводят поиск необходимой ин- формации в текстовом источнике. Рассказывают о возникновении и системе египетской письменности, расшифровке иероглифов, школьном образовании, зарождении научных знаний в Древнем Египте | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; владеют умением смыслового восприятия текста. Коммуникативные: принимают участие в работе группами |
V. Закрепление знаний и способов действий | Организует коллективную работу с текстом (см. Приложение 2), парную работу с заданиями 37–45 в рабочей тетради | Используют знания терминов при выполнении тестового задания. Разгадывают кроссворд, чайнворд | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению |
VI. Рефлексия | Давайте подведем итог, какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор? Составить синквейна по группам Скажите, мы достигли поставленной в начале урока цели? Каковы ваши впечатления? | Календарь, знания из области математики и астрономии. Благодаря изобретению папируса и египетской письменности знания древних египтян сохранились до наших дней. Работа в группе Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, делятся впечатлениями | |
VII. Информация о домашнем задании | Используя п .12 учебника и иллюстрацию учебника, составьте рассказ о древнеегипетской школе; | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу |