Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ
«Письменный приём вычитания в случаях вида 50 – 24»
2 класс «Школа России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Самойленко Е.В.
Цель: формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглых чисел двузначные числа с использованием алгоритма.
Задачи:
- усвоить математическое действие «вычитание из круглого числа»;
- сформировать умение использовать алгоритм вычитания из круглого числа двузначного числа столбиком;
- формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Тип урока – урок формирования предметных знаний и УУД.
Используемые методы, технологии обучения – словесный, наглядный методы, проблемное обучение, технология «обучение в сотрудничестве», ИКТ.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование – учебник, электронная презентация, раздаточный материал, проектор.
Прогнозируемый результат -
- познавательные учебные действия: устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме.
- коммуникативные учебные действия: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, формулировать собственное мнение.
- регулятивные учебные действия: принимать, планировать и реализовывать учебную задачу.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт вам , дети впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы правильно решать.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
Слайд 1 . Прочитаем девиз урока:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Слайд 2
- Ребята, а вы смотрели мультфильм «Вовка в тридевятом царстве»? (да)
Представьте себе, Вовка сне хочет учиться, решать примеры и писать, стал опять лениться. И так как он не хотел ни чего делать, он попал в сказку. Он очень растерялся, расстроился и просит вас помочь ему добраться до Тридевятого царства и оттуда попасть домой.
- Ну что, возьмёмся помочь ему? (да)
И сказка наша называется «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве».
II. Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
И вот Вовка очутился в красивом, сказочном городе. Погуляв немного по городу, он встретил царя, царь сидел в своём троне и скучал.
Слайд 3-4
Озорник Вовка решил немного развеселить царя и поиграть с ним в
«Математический баскетбол», а так как Вовка в математике не силён, вы ему должны помочь забросить все мячи точно в кольцо. Но мячи не простые, а волшебные, мяч можно бросить в кольцо, только тогда, когда вы решите пример, который написан на мячике.
И так, начнём! Кто посчитал, поднимет руку.
-Молодцы!
- Как рад Вова, вы и ему помогли и царя потешили. Царь в благодарность показал дорогу на Тридевятое царство. И Вова пошёл дальше.
2. Задание геометрического характера.
И вот идёт он дальше и набрёл на землянку, у которой сидит старуха.
Слайд 5
Спросил Вовка у старушки как добраться до царства, но она не знала и отправила мальчика к Золотой рыбке.
Слайд 6
Рыбка ещё сказала: «Вот решишь все мои задачки, тогда расскажу, как попасть в Тридевятое царство». Согласился Вовка, но просит ему помогать.
3. Логическая разминка.
Слайд 8
• Когда из аквариума взяли 9 рыбок, то в нём осталось 11 рыбок. Сколько рыбок было в аквариуме? (9+11=20 рыбок)
• У Вовки было 2 яблока и две половинки. Сколько яблок у Вовки? (3)
Сжалилась рыбка и рассказала, что надо найти полянку на которой проходит «Слёт юных Василис», вот они ему укажут куда идти дальше.
III. Самоопределение к деятельности.
1. Создание проблемной ситуации.
Слайд 9
Вова побежал дальше и нашёл полянку, на которую юные Василисы прилетели из разных сказок для обмена премудростями. Тогда Василисы посадили Вовку за парту.
Слайд 10
- Они предлагают открытьнам рабочие тетради, и записать число и классная работа.
Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы проведем минутку чистописания.
- Ребята, посмотрите на экран (записаны числа 24 3 50) и назовите число, в котором 5 дес., 2 дес. 4 ед., 3 ед.. (50, 24, 3)
- Придумайте задания, которые можно выполнить с данными числами.
Возможные варианты ответов учащихся:
составить примеры на сложение и вычитание;
сравнить;
поставить в порядке возрастания, убывания;
придумать задачи.)
50+3 24+50 50-24= ?
– Какое числовое выражение вызвало у вас затруднение? (50-24)
- Почему возникли трудности при решении данного примера? (не решали примеры такого вида)
IV. Определение темы урока и постановка цели – 1 минута.
- Чему будем учиться на уроке? (вычитать столбиком из круглых чисел двузначные числа)
- Значит, как будет называться тема урока? (Вычитание столбиком из круглого числа двузначное число)
V. Усвоение новых знаний – 6 минут.
Давайте вычислим устно с объяснением.
5 0-24= 50 – 20 – 4= 26.
20 4
А теперь запишем решение столбиком. При записи мы будем пользоваться алгоритмом.
1. Пишу
-50
24
2. Вычитаю единицы. Из 0 нельзя вычесть 4. Беру 1 дес. из 5 дес. (чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 5)
1 дес. =10 ед. значит 10-4=6
Пишу под единицами 6
3. Вычитаю десятки. Было 5 десю, но 1 дес. взяли при вычитании единиц. Осталось 4 дес.
4-2=2
Пишу под десятками 2
4. Читаю ответ. Разность равна 26
Физминутка
Снега мы возьмем немножко,
Слепим мы снежки в ладошке
Дружно ими побросались,
Наши ручки и размялись.
А по пути в царство Вовка увидел «Двух из ларца одинаковых с лица», и вот тут решил наш герой отдохнуть и сделать физминутку.
VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов –
- Проверка по учебнику (хором (или один ученик) ещё раз читают объяснение).
VII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников - 5 минут.
Устал наш Вовка, еле идёт, есть захотелось и видит, перед ним Печка.
А Печка ему и говорит, чтобы съесть её пирожки надо решить примеры на стр. 19 № 1.
- Будете решать у доски по одному, с объяснением.
Ура, закричал Вовка, Печка накормила Вовку. Поблагодарил он Печку и пошёл дальше. И вот вдалеке показался красивый замок, это был замок Тридевятого царства. Подбежал он к воротам, а его не пускают стражники, чтобы попасть в царство надо решить задачу на стр. 19 №2. Давайте, за дело!
с. 19 з. 2
- Прочитайте условие задачи. (1уч.)
- О чем говорится в задаче? (О платьях, костюмах, брюках)
- Что сказано о платьях? (Их 26)
- Что сказано о костюмах? (Их на 4 больше, чем платьев)
- Что сказано о брюках? (Их на 10 меньше, чем костюмов)
На доске составляется краткая запись
Платья – 26
Костюмы - ?, на 4 больше
Брюки - ?, на 10 меньше
Решение (1 ученик у доски сам-но работает за отворотом, записывает только решение и ответ). Затем проверка с остальными, оценка с пом.светофора
26 + 4 = 30 (к.)
30 – 10 = 20 (б.)
Ответ: сшили 20 брюк.
Очень рад Вова, что вы ему помогли добраться до Тридевятого царства, просил передать вам спасибо.
Открылись ворота и впустили Вовку в царство. А оттуда сказочные жители отправили его домой.
Подведение итогов урока.
Скоро прозвенит звонок
И закончится урок.
Надо нам, ребята
Подвести сейчас итог.
7.Рефлексия.
- Я узнал…(как вычитать двузначное число из круглого числа двузначного числа)
- Я понял…(почему ставится точка над десятками в таких примерах)
- Было интересно…
(Домашнее задание С.19 №4.
Добрался Вова домой и с большим интересом начал заниматься математикой. А ещё Вовка в знак благодарности передал вам сундучок.
Слайд 22
- Откроем его?
Молодцы!