Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
на 2021 – 2022 уч. год
Предмет: письмо и развитие речи
Класс: 7
Количество часов за учебный год: 68
Количество часов в неделю: 2
Составитель: Викторова С. Г.
Рабочая учебная программа по письму и развитию речи для 7 класса составлена на основе :
1.АОП ООО МОБУ СОШ №2 с Бакалы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( СИПР Приказ № 1599)
2.Учебный план МОБУ СОШ на 2021-2022
3.Н.Г.Галунчикова,Э.В.Якубовская «Русский язык» 7 класс, учебник
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2012 год, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе «М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2002г.
5.Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии( ПМПК)
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося и специфика усвоения им учебного материала.
Программа направлена на сохранение коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Построение процесса обучения с данной категорией обучающихся осуществляется на основе следующих (основных) показателей:
состояние здоровья;
учебные возможности (познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация);
социально-психическая адаптация.
Направления организации учебного процесса.
1.Коррекционное (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений.)
2.Реабилитационное («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация успеха)
3.Стимулирующее (положительная внутренняя мотивация)
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с образовательной программой по русскому языку. При изучении русского языка дети с задержкой психического развития испытывают определённые трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности в его использовании в устной речи, затруднения в восприятии грамматических явлений и в их применении на практике. При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не оцениваются. Задания на уроке строятся по принципу от простого к сложному. По необходимости оказывается устная помощь - стимулирующая и обучающая, и письменная помощь - таблицы, схемы, памятки, карточки. Учебная деятельность оценивается по итогам работы на уроке, а не конкретно за какой-то отдельный ответ, что позволяет стимулировать активность и сохранять интерес.
С целью выработки положительного отношения к предмету является необходимым: сокращение объёма материала по темам уроков, максимально сократить объём текстов, разделив подобранные тексты на смысловые части, монологическая речь значительно сокращена.
Цель преподавания русского языка – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Главными задачами реализации программы являются:
-формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
-усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
-овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
-овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
Отбор учебного материала для содержания программы по письму и речи в 7 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями осуществлён с учётом целей и задач предмета, возрастных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся данной категории детей. Цели процесса обучения достигаются при помощи различных моделей построения учебного процесса. В процессе обучения используются различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности, игра, использование информационно - коммуникативных технологий. Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ способствует обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение русского языка в 7 классе отводится 68 час; 2 часа в неделю
Содержание программы
Повторение- 5ч
Простые и сложные предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложное предложения с союзами и, а, но.
Слово – 49 ч.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Предложение – 9ч.
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и сторостепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов с одиночным союзом и, союзами, а, но, повторяющимся союзом и. знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при общении.
Повторение пройденного за год – 5ч.
Состав слова. Правописание глассных и согласных в корне Части речи Правописание падежных окончаний Части речи Правописание падежных окончаний прилагательных существительных Склонение личных местоимений Простое предложение Сложное предложение)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
Повторение | 5 | | |
1 2 | Простое и сложное предложение | 2 | | |
3 | Простое предложение с однородными членами. | 1 | | |
4 5 | Перечисление без союзов,одиночным союзом И, с союзами А,Но | 2 | | |
| Слово | | | |
| Состав слова | 9 | | |
6 | Состав слова. Корень. | 1 | | |
7 | Состав слова. Приставка. | 1 | | |
8 | Состав слова. Суффикс | 1 | | |
9 | Состав слова. Окончание | 1 | | |
10 | Состав слова. Корень,приставка, суффикс, окончание | 1 | | |
11 | Единообразное написание безударных гласных и согласных в корнях слов . | 1 | | |
12 | Единообразное написание безударных гласных и согласных в приставках | 1 | | |
13 | Простые случаи написания слов с соединительной гласной о и е | 1 | | |
14 | Упражнения на закрепление по теме «Состав слова» Св.р.Деловое письмо, объяснительная записка. | 1 | | |
| Имя существительное | 8 | | |
15 | Имя существительное. Основные грамматические категории им. сущ. – род, число , падеж | 1 | | |
16 | Св.рНРК. Сочинение по личным наблюдениям «Погода сегодня» | 1 | | |
17 | Основная грамматическая категория им. сущ- склонение | 1 | | |
18 | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | 1 | | |
19-20 | Правописание падежныхокончаний имен существительных во множественном числе | 2 | | |
21 | Упражнения на закрепление по теме «Имя существительное» Св.р Работа с деформированным текстом (упр131) Св.рДеловое письмо, заявление о приеме на работу | 1 | | |
22 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 | | |
| Имя прилагательное | 10 | | |
23 | Имя прилагательное.Значение имени прилагательного в речи | 1 | | |
24 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже | 1 | | |
25-26 | Правописание родовых и падежных окончаний им. прил. в единственном числе (мужского и среднего рода) | 2 | 14.12 | |
27 | Правописание родовых и падежных окончаний им. прил. в единственном числе(женского рода) | 1 | 15.12 21.12 | |
28 | Упражнения на закрепление по теме правописание родовых и падежных окончаний им. прил. в единственном числе | 1 | | |
29-30 | Правописание родовых и падежных окончаний им. прил. во множественном числе | 2 | 18.01 | |
31 | Упражнения на закрепление по теме «имя прилагательное» Св.рДеловое письмо. Заметка в стенгазету | 1 | 19.01 | |
32 | | 1 | | |
| Местоимение | 9 | 25.01 | |
33 | Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. | 1 | 26.01 | |
34 | Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2, 3 – го лицо местоимений | 1 | 01.02 | |
35-36 | Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа | 2 | 02.02 08.02 | |
37 | Личные местоимения единственного и множественного числа. 2 лицо местоимений. | 1 | 09.02 | |
38 | Личные местоимения единственного и множественного числа. 3 лицо местоимений. | 1 | 15.02 | |
39 | Раздельное написание предлогов с местоимениями | 1 | | |
40 | Упражнения на закрепление по теме «местоимение» Св.рДеловое письмо.Письмо | 1 | 22.02 | |
41 | Повтореие по теме местоимение. Работа над ошибками контрольной работы | 1 | 01.03 | |
| Глагол | 13 | | |
42 | Глагол. Понятие о глаголе. | 1 | 02.03 | |
43-44 | Изменение глаголов по временам.(настоящее,прошед -шее,будущее) | 2 | 09.03 15.03 | |
45 | Изменение глаголов по числам | 1 | 16.03 | |
46-47 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | 2 | 22.03\ 23.03 | |
48 | Неопределенная частица Не с глаголами | 1 | 05.04 | |
49 | Изменение глаголов по лицам | 1 | 06.04 | |
50 | Рассуждение на основе имеющихся знаний «История капельки воды» | 1 | 12.04 | |
51 | Правописание окончаний глаголов 2 лица –шь,-шься | 1 | 19.04 | |
52 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.Глаголы на -сь, -ся | 1 | 27 | |
53 | Упражнения на закрепление по теме «глагол» Св.р Сочинения по картине В Васнецова «После побоища Игоря Святославовича» с дополнением последующих событий | 1 | 27.04 | |
54 | Повторение по теме «глагол». | 1 | 11.05 | |
| Предложение | 9 | | |
55 | Предложение. Простое и сложное предложения. | 1 | 17.05 | |
56 | Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении | 1 | 18.05 | |
57 | Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | 1 | 24.05 | |
58 | Бессоюзное перечисление однородных членов с одиночным союзом и, союзами, а, но, повторяющимся союзом и Знаки препинания при однородных членах. | 1 | 25.05 | |
59 | Перечисление однородных членов с повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | | |
60 | Упражнения на закрепление по теме» простое предложение» | 1 | | |
61 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов | 1 | | |
62 | Обращение. Знаки препинания при общении | 1 | | |
63 | Упражнения на закрепление по теме Предложение.Св.р. Деловое письмо Объявление. | 1 | | |
| Повторение | 5 | | |
64 | Состав слова. Правописание глассных и согласных в корне. | 1 | | |
65 | Части речи Правописание падежных окончаний прилагательных | 1 | | |
66 | Склонение личных местоимений. | 1 | | |
67 | Простое предложение | 1 | | |
68 | Сложное предложение | 1 | | |
.