Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38»
г. Симферополь
Урок по русскому языку в 1 классе
«Письмо строчной и заглавной букв Мм».
Учитель начальных классов:
Рагулина Ирина Ивановна
Предмет, класс: русский язык, 1 класс.
Тема урока: Письмо строчной и заглавной букв Мм.
Цель:
-научить алгоритму написания строчной и заглавной буквы Мм в соответствии с образцом;
- научить воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой, слогов с ней и слова;
-закрепить умение правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
-закреплять навыки слогового и звукового анализа слов;
- учить списывать печатный текст без ошибок;
- развивать мышление, речь;
- активизировать словарный запас учащихся;
- воспитывать любовь к матери.
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Оборудование (средства) занятия: мультимедийный комплекс (ПК + ИД), пропись 2 часть, карточки-схемы, конспект урока.
Формируемые УУД:
умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре; определять цели, выполняемого задания.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся писать буквы М, м в соответствии с образцом.
Ход урока.
.Организационный момент.
.Актуализация опорных знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.
- Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?
-Чему научились?
1.Фонетическая зарядка.
-Как мычит корова? Какие звуки мы слышим?
-Как блеет коза? Назовите звуки.
-Что мы узнали на уроке литературного чтения о звуках м, м?
Игра «Кто внимательнее?»
-Послушайте слова, назовите звук, который повторяется в данных словах:
мох, медведь, карман, миска, март?
-Сформулируйте тему и цели нашего урока.
(Сегодня на уроке будем учиться писать прописные строчную и заглавную буквы Мм, а также слоги и самое главное слово – мама)
2. Упражнения в выделении звуков м, м ( работа в прописи Л.А. Мироновой 2 часть, с. 8-9)
-Отгадываем загадки:
В подполье живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? (Мышка)
-Назовите первый звук. Какой он – гласный или согласный? Твердый или мягкий?
Без заботы и тревоги
Отсыпается в берлоге.
Каждый тоже был бы рад
Спать три месяца подряд.
(Медведь)
-Назовите первый звук в слове медведь. Какой он – гласный или согласный. Твердый или мягкий? Составляем звуковые схемы к данным словам и сравниваем. (с. 8)
Физкульминутка.
. Изучение нового материала.
Письмо строчной буквы м.
-Игра «На что похожа буква М»
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
(Дети называют предметы, которые похожи на букву м)
Графический анализ строчной буквы м.
-Рассмотрите строчную букву м (в образце). Из каких элементов она состоит? Чем отличаются данные элементы?
-Из какого элемента мы начинаем писать строчную букву м?
Пальчиковая разминка.
2.Письмо элементов строчной буквы м.
-Первый элемент строчной буквы м – это передний плавный элемент. Начинаем писать чуть выше нижней рабочей строки вниз, закругляем и ведем вверх, до верхней рабочей строки. Наклонные палочки с закруглением пишем сверху вниз под наклоном, закругляем и ведем первую до верхней линии основной строки, а вторую до середины.(1 строка)
3. Письмо строчной буквы м.
-А сейчас мы соединим все три элемента и у нас получится буква м.
Прописываем букву в воздухе. Пробуем прописать ручкой образец в тетради, обращая внимание на направление письма.(2 и 3 строки)
4.Письмо слогов и слов.
-Прочитайте первый и третий слоги (мо, му). Где соединяются буквы слога? Пропишите по пунктирным линиям.
-Прочитайте второй и четвертый слоги (ом, ум). На что похоже соединение этих букв? (держатся за ручки) Такое соединение называется нижним. Пишем буквы безотрывно.
-Назовите слова, в которых есть слог ам, а в которых ма (сам, камень, самолет, рама, замок)? В каком слове есть сразу два слога ма? (мама). Сейчас мы запишем это слово.
Вспоминаем письмо по алгоритму:
Показ на доске учителем с объяснением.
Прописывание в воздухе, обратным концом ручки.
Письмо элементов буквы самостоятельно или под счет.
Самоанализ написанного.
5. Упражнение на развитие речи.
Чтение стихотворения «Все в порядке» Э. Успенского.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
-Был на квартиру налет?
-Нет.
-К нам заходил бегемот?
- Нет.
-Может быть, дом не наш?
-Наш.
-Может, не наш этаж?
-Наш.
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
-Значит это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
-Нет.
-Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Беседа:
-Вы также поступаете, как наш герой? Как вы помогаете маме? Составьте предложение со словом мама, составьте схему данного предложения.
-Словарная работа.
(Дети читают слова напечатанные в прописи: молоко, волосы, колос, молот и определяют, что общее в этих словах: сочетание оло, которое пишется с буквой о. На свободной строке дети прописывают данные слова и подчеркивают данную орфограмму.)
. Письмо заглавной буквы М.
Игра «Анаграммы». (Даны слова: марка, сокол, смола, ропот. Необходимо собрать новые слова:
марка – рамка, смола – масло, сокол – колос, ропот – топор)
Графический анализ заглавной буквы М.
-Рассмотрите заглавную букву М. Из каких элементов она состоит? С какого элемента начнем писать?
Пальчиковая гимнастика.
Письмо элементов буквы заглавной буквы М.
-Сравните строчную и заглавную буквы м М. Чем они отличаются?
-Начинаем прописывать элементы заглавной буквы М. (1 строка, пропись 2 часть, с. 9), а также соединив элементы прописываем заглавную букву М. (2 и3 строки)
3. Письмо слогов и слов.
-Прочитайте слоги. Какие здесь присутствуют соединения букв?(Ма, Ам)
-На доске напечатаны слова: Москва, Максим, Мила. Какими буквами оно написано? В каких случаях мы пишем слово с большой буквы? (имя собственное и название городов)
-Чтение предложение в прописи: Марина мыла малину.
- Почему слово Марина написано с большой буквы? (Марина – это имя собственное и это начало предложения.)
- Сколько слов в данном предложении?
-Что могут обозначать слова? (предмет, действие).
-Составьте схему данного предложения.
Физкультминутка.
.Закрепление и обобщение знаний.
Письмо печатных букв прописными буквами.
Звуковой анализ слов.
. Итог урока.
-Какие новые знания приобрели сегодня?
-Какие трудности возникли?
-Что особенно понравилось и получилось?
Спасибо за урок.