МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, № 5»
(ГБОУ « ШИ № 5 » Минпросвещения КБР)
План- конспект урока в 6 классе
учителя _Хочуевой Б.Ш.
предмет: Биология
дата: 07.12.20г.
конецформыначалоформыТема:ТттттТема: Питание животных
Цель урока: раскрыть особенности питания и пищеварения у животных
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о питании и пищеварении у животных; раскрыть понятия «пищеварение», «ферменты»; показать усложнение пищеварительных систем животных;
Развивающие: развивать логическое мышление; речь; внимание; умение работать со схемами, рисунками, текстом учебника, сравнивать, делать выводы; развивать навыки работы с биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению отдельных органов и их систем;
Воспитательные: А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),
Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения.
Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах, в тетради, обсуждение особенностей питания.
Тип урока: Изучения нового материала
Методы обучения: частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник “Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И.” , рисунки животных в учебнике,(слайдовая презентация урока
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
1.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Посмотрите на доску:
… дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает.
- Прочитайте эти слова. Что это за слова?
- Всё ли здесь перечислено? Какие ещё признаки живых организмов вы знаете? (Организмы питаются.)
На прошлом уроке мы начали знакомиться с темой «Питание и пищеварение» и рассмотрели: как происходит питание растений . Для опроса домашнего задания я приготовила вам кроссворд на тему: «Питание растений». Ученики выполняют кроссворд, проводят взаимоконтроль и взаимооценку.
| | 1.х | л | о | р | о | п | л | а | с | т | ы | |
| 2.у | с | т | ь | и | ц | а | | | | |
3.ф | о | Т | о | с | и | н | т | е | з | |
| 4.к | р | а | х | м | а | л | |
| | 5.п | о | ч | в | е | н | н | о | е | |
| | | | | 6.л | и | с | т | |
| | 7.у | г | л | е | к | и | с | л | ы | й |
1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.
2.Щелевидные клеточные образования
3. . Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.
4. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях. окрашивается в синий цвет под действием йода.
5.Способ питания -поглощение корнями воды и минеральных веществ
6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез.
7. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза
Прежде чем, объявить вам тему и цели урока, хочу прочитать вам стихи
Мышки – серые воришки.
Сыр нашли в кладовке мышки.
Но не спит хозяин кот,
Кот кладовку стережет.
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для … (лягушки)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)
Вопрос к учащимся: О чем этот стишок? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
– О питании животных
2. Изучение нового материала
На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.
– Мы должны узнать, как питаются разные животные.
– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.
– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.
Переходим к 1 вопросу«Группы животных по способу питания
Демонстрация видио – что животные питаются разной пищей
Работа с учебником стр60-62 Групповая работа
«Выявите группы животных по способу питания» и укажите представителей
Группы животных по способу питания
А Бурундук, олень и бабочка питаются растениями - это растительноядные животные (запись в схему).
БЯстреб, тигр, аллигатор питаются другими животными - это хищники (запись в схему)
В Медведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный (запись в схему).
Г.Дождевые черви, гиены, грифы - питаются мёртвыми (гниющими) остатками растений и животных, т. е. они трупоеды (запись в схему).
Д Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему).
Е — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.
( симбионты)
Итог (подводят учащиеся): животные делятся на 6 групп в зависимости от видов питания – растительноядные, хищники, всеядные, трупоеды , паразиты, симбионты. У животных есть определённые приспособления к виду питания.
К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.
(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.)
№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! ( травоядные)
№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень ( Хищные)
№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!
( трупоед)
№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! (Симбионты)
№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем! (паразиты )
Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа в парах.
(Учащиеся на выданных карточках распределяют животных по группам питания)
Растительноядные.
2. Хищные.
3. Паразиты.
4. Трупоеды.
5. Всеядные
1-й вариант.
волк личинка мухи фазан пиявка свинья
2 4 1 3 5
2-й вариант.
лев гиена ласточка клещ голубь
2 4 2 3 1
3-й вариант.
пантера клест акула медведь аскарида
2 1 2 5 3
4-й вариант.
орел гриф белка гадюка вирус
2 4 1 2 3
5-й вариант.
сова хомяк вороны махаон блоха
2 1 5 1 3
6-й вариант.
человек жираф вши щука осьминог
5 1 3 2 2
После окончания работы учащиеся осуществляют проверку .Правильные ответы для ускорения работы проецируются на экране.
1 | волк | личинка мухи | фазан | пиявка | свинья |
| | | | | |
2 | лев | гиена | ласточка | клещ | голубь |
| | | | | |
3 | пантера | клест | акула | медведь | аскарида |
| | | | | |
4 | орел | гриф | белка | гадюка | вирус |
| | | | | |
5 | сова | хомяк | вороны | махаон | блоха |
| | | | | |
6 | человек | жираф | вши | щука | осьминог |
| | | | | |
Выставление отметок
5 – нет ошибок
4 – одна ошибка
3 – две ошибки
2 – три и более ошибок
Подпись учителя: