Классный час
Тема: «Пиво: иллюзии и реальность»
Цель: познакомить учащихся с ПАВ и последствиями употребления их на примере пива;
Задачи: 1) практиковать навыки групповой работы;
2) акцентировать внимание подростков на вредном воздействии пива на организм;
Актуальность: получение правдивой информации о ПАВ, в частности о пиве и о вреде пива.
Введение в проблему: Какие психоактивные вещества вам известны?
Оснащение
- мультимедийная презентация
-текст «На Заливе»
- плакаты
-буклет
-стенгазета
Эпиграф занятия: Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а "пивной алкоголизм" среди юного поколения.
Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко
Форма проведения: ролевая игра, выступления учащихся, дискуссия.
Подготовительная работа:
Социальный педагог предлагает роли учащимся по желанию и оказывает помощь
подготовке слайдов по ИКТ, изготовления плакатов, стенгазет
Ход занятия
Отгадайте загадку. У неё будет 4 подсказки. Угадайте, что это за продукт.
Подсказка 1: Как утверждает реклама, с ним надо чаще встречаться, хорошо сидеть и не жужжать.
Подсказка 2: Рекламные ролики обещают, что его золотой вкус сделает из самого робкого и невзрачного тинэйджера настоящего мужика.
Подсказка 3: Реклама гласит, что от него «улетают», признаются в любви и играют в футбол.
Подсказка 4: Врачи называют этот продукт «Чумой XXI века»
Да, чума XXI века – это пиво.
Чума – это болезнь, которая уносила жизни целых континентов. Подходит ли это слово к такому безобидному напитку, как пиво? Попробуем в этом сегодня разобраться
Упражнение-энергизатор «Знакомство»
Каждому участнику раздается по 3 небольших листа.
Инструкция. Запишите на каждом листочке по одному слову, которое ассоциируется словом «пиво». О чем вы думаете при слове «пиво»? (веселье, болезнь, удовольствие..)
2. Мини-лекция.
Дается определение ПАВ и их краткая характеристика.
Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества природного и синтетического происхождения, употребление которых приводит к изменениям в организме на физиологическом и психическом уровнях.
Один ученик рассказывает о никотине, второй - о наркотиках, третий- о алкоголе.
Никотин относится к нервным ядам. Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения. Нарушения ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток центральной нервной системы, в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.
Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гормон адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений.
Наркомания- это тяжелое хроническое заболевание, причиной которых является употребление различных веществ, вызывающих у человека особое измененное состояние - наркотическое опьянение. Очень быстро возникает зависимость психического и физического самочувствия человека от присутствия в организме опьянещего вещества.
Уже после первых приемов наркотических веществ возникает психическая зависимость, т.е. болезненное стремление вновь и вновь испытать это измененное состояние.
Если употребление наркотика продолжается, очень быстро возникает физическая зависимость то этого вещества. Это происходит вследствие перестройки всего организма под воздействием наркотика. Как только действие наркотика прекращается, наступает тяжелое состояние. В этот период человек испытывает тяжелейшие физические и психические страдания.
При употреблении алкоголя происходят следующие изменения:
- нарушения процесса обмена веществ;
- расстройство эндокринной системы;
- неполноценность высших отделов центральной нервной системы;
- патология характера;
- психические заболевания.
3. Перечислите причины, по которым люди пьют и не пьют пиво.
Причины употребления пива | Причины не употребления пива |
- популярность(пиво сделает вас более популярным) | - болезнь |
- романтика (пиво важен для того, чтобы понравиться противоположному полу) | - неудобно перед родными |
- зрелость (употребление пива означает, что вы взрослеете) | - не хочу, не люблю |
- молодость(означает, что вы молоды и активны) | - другое интересное занятие |
- ум (употребление пива – часть современной, интеллектуальной, красивой жизни) | - не быть похожими как все |
- удовольствие (является необходимостью компонентом веселья) | - |
- расслабление (снимает напряжение и расслабляет) | |
4. Мини-лекция «К чему приводит употребление пива»
Слово дается врачам.
Врач 1:
- Пиво, как любой алкогольный напиток по-разному действует на разных людей. В зависимости от выпитой дозы он может влиять отрицательно на физическое и психическое здоровье, а также на социальные отношения: чем больше человек выпил, тем сильнее действует на него «пивной алкоголь». Пивной алкоголизм не выдумка. По данным статистики, в России в настоящее время 56 тысяч несовершеннолетних алкоголиков, в том числе и пивных. Все напитки, содержащие алкоголь, включая пиво, разрушают сосуды, и клетки мозга через какое-то время погибают. Даже после умеренного потребления спиртного в мозгу человека образуется кладбище из погибших нервных клеток, а через несколько лет его мозг сморщивается, уменьшается в объеме.
Врач 2:
- От пива страдает сердце. У любителей пива появляется так называемое «пивное сердце». Дряблое, провисшее – его ещё называют «капроновый чулок». Такое сердце в 1,5 раза больше нормального и плохо качает кровь.
Врач 3:
Пиво содержит алкоголь. А алкоголь отравляет организм человека: гибнут клетки головного мозга, разрушается печень. Причём, от пива хроническими алкоголиками становятся в 3 – 4 раза чаще, чем от водки.
Врач 4:
- Пиво вредно влияет на гормоны человека: под влиянием пива у мужчин усиленно начинают вырабатываться женские гормоны, а у женщин – мужские. Это отражается на внешности человека: у мужчин разрастаются грудные железы, голос становится тоньше. А у женщин голос грубеет, и появляются так называемые «пивные усы».
5. Работа с текстом.
История друзей на Заливе.
Был первый день летних каникул. Саша пригласил своих друзей – это были подростки 14-15 лет - на залив. Сначала они гуляли, ели мороженое, потом катались на катамаранах и, в целом, весело проводили время. И когда веселье было в самом разгаре, к Саше подошел его сосед Витя со своими друзьями. В руках у них было по бутылке пива. Они были на три года старше Саши и его одноклассников.
- Привет,- сказал Витя,- веселитесь? А что без пива? Какое же это веселье? Давайте выпьем за встречу и знакомство.
Он убедил ребят. Что они уже взрослые и выпить пива в компании совсем не зазорно. Ребята робко отказывались, но потом согласились.
Света подумала, что выпив пива, она станет смелее и наконец-то сможет признаться Сереже, что он ей нравится.
Сережа решил, что пиво с друзьями поможет ему расслабиться, потому что у него была тяжелая неделя, помогал родителям делать ремонт.
Валера, который был маленького роста, и над ним всегда смеялись, решил, что если он будет пить пиво наравне со всеми, никто уже не скажет, что он маленький.
Наташа решила, что бутылка пива поднимет ей настроение, ведь она только что поругалась с мамой, которая не хотела отпускать её на Залив.
После того. Как ребята купили пиво, и благополучно расположились с ним у одной из палаток, они приступили к «трапезе». Однако вскоре их трудно было узнать.
Свету от выпитой бутылки пива так разморило, что она прилегла прямо на траву.
Сережу стало тошнить, и он думал только об одном, как ему плохо.
У Валеры от выпитого пива так разболелась голова, что он сидел и, едва не плакал.
Наташа после принятой дозы стала танцевать, быстро двигаться, однако не удержалась, упала и поранила ногу. Её настроение было окончательно испорчено.
Вопросы для обсуждения:
Какую проблему пытался решить каждый герой ситуации с помощью пива?
удалось ли герою решить свою проблему? Если нет, то почему?
Как каждый герой ситуации мог решить свою проблему без употребления пива?
какие возможные последствия могут быть после употребления пива или другого алкоголя?
Последствия употребления пива.
- изменение в нервных клетках: набухание нейронов, образование «клеток-теней», уменьшение удельной плотности нейронов;
- изменения в пищеводе и желудке;
-некрозы в сердечной мышце;
-хронический гепатит.
6. Синквейн
*Синквейн – это упражнение, в виде свободного творчества, заставляющее размышлять на заданную тему. «Cinq» по-французски значит пять. Одно из правил синквейна. Первая строка – одно существительное, вторая строка – два прилагательных, третья строка – три глагола, четвертая строка – четыре кратких предложения, пятая строка – резюме.
Пример одного из синквейнов учащихся:
Пиво – это
Яд
Вредное Смертельное
Разрушает Опьяняет Отупляет
- Прежде, чем выпить пиво, подумай!
- Береги свое здоровье.
- Пиво ума не прибавит.
- Лучше книга, чем пиво!
С пивом шутки плохи !
7. Информация к размышлению.
- 100г пива убивает 3000 нервных клеток;
-минеральные вещества пива и углекислота способствуют поступлению в кровь жидкости, что увеличивает нагрузку на почки и ведет к большой потере натрия и хлора;
- содержащиеся в пиве растительные аналоги половых гармонов изменяют внешний вид любителей пива;
- в результате всасывания пива в кровь может со временем развиться варикозное расширение вен;
- у женщин пропорционально количеству выпитого пива растет вероятность заболеть раком молочной железы.
8. Рефлексия
- Что из сегодняшнего классного часа вам запомнилось больше всего?