СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пла краеведческого кружка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пла краеведческого кружка»

Администрация городского округа с внутригородским делением

«город Махачкала»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №53»

ул. Пражская, мкр. Животноводов, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367025

тел 8(928)572-97-68, e-mail: [email protected]/

ОГРН 1070561001741, ИНН/КПП 0561056376/057101001, ОКПО 49188794



367025, Махачкала пос. Турали

.

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Зам директора по ВР Директор МБОУ СОШ 53

« » 2020г. Алавдинова А.А. Ахмедханова Б.А.

« » 2020г. « » 2020г.




Программа краеведческого кружка

«Юный краевед» Ⅱ группа





Махачкала 2020г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса «Краеведение» направлена на более глубокое и подробное изучение истории и географии родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы освоения и развития республики, культивируя в себе интерес к поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и  развития  страны. 

Данная программа должна быть интересна учащимся, которые увлекаются историей и географией и видят в ней свое будущее призвание, а также тем, кто мечтает развивать индустрию туризма в Дагестане. 

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 12-13 лет (6-7 класс).

Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.



Цель программы:

создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.

Задачи:


обучающие (обеспечить усвоение знаний по географии края, истории семьи, города изучение основ поисковой деятельности);

развивающие (развитие потребности к самостоятельному изучению истории и географии родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);

воспитательные (формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию).


Программа рассчитана на 64 часа в год (2часа в неделю)

Ведущие формы, методы и технологии обучения

Формы обучения – фронтальная, индивидуальная и коллективная. Методы, в основу которых положены источники получения знаний – словесные, наглядные, практические работы. Методы, основанные на учете характера познавательной деятельности учащихся – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Технологии обучения – игровые, проектной деятельности, информационные.



Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/понимать

  1. основные географические (краеведческие) понятия и термины;

  1. географические, исторические явления и процессы, взаимосвязи между ними.


уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических, исторических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов на основе разнообразных источников географической информации;


Курс способствует

  • максимальной активизации познавательной деятельности учащихся

  • формированию у них навыков и умений самостоятельной работы

  • развитию исторического и географического мышления


К ожидаемым результатам следует отнести:

-          факт осознанного продолжения изучения истории и географии края;

-          высокий уровень познавательной активности;

-          толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия

патриотического, гражданского и интернационального самосознания.

 

Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.

Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе даст положительный эффект тогда, когда он является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и является источником получения новых знаний, расширении научного кругозора учащихся; он удобен для сравнения и сопоставления с общероссийским материалом; тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития края.







Содержание программы


I. Школьное краеведение (6 часов)

    1. Малая Родина – часть России.

Что такое "краеведение". Почему нужно изучать историю родного края. Понятие "малая родина", термины, цели.

    1. Краеведение и экология.

Понятие экологии. Обоснование необходимости решения экологических проблем региона. Взаимосвязь истории и экологии.

    1. Школьное краеведение.

Особенности, цели, значение, достижения.

  1. Источники изучения истории края. Методы их сбора и использования (8 часов)



1. Науки – помощницы.

Археология, палеография, метрология, геральдика, генеалогия.

  1. Источники изучения истории края.

Понятие и виды исторических источников. Письменные исторические источники. Устные исторические источники. Вещественные исторические источники.

3. Практическое занятие с посещением детской библиотеки.

4. Методы исследования.

Формы и способы исследований. Методы получения информации. Выбор темы самостоятельного исследования.

III. История семьи, школы, поселка (14 часов)

1. Мои имя и фамилия

Происхождение имени и фамилии. Русские (мусульманские) имена. Фамилия – это

наследственное имя семьи.

2. Моя родословная.

Род. Родословная. Генеалогия – наука о родословной человека.

Генеалогическое древо.

3. Я и моя семья.

4. Мой дом. Моя улица. (Экскурсия)

5. Образование школы

6. История школы

7. Школа сегодня и в будущем. Конкурс рисунков.

IV. История г Махачкала (10 часов)

1. Почему город так назвали?

2. Образование города.

3. История города.

4. Современность и перспективы развития.

5. «Люблю тебя, моя Махачкала». Сочинение – рассуждение.

V. Коренные народы (36 часов)

1. Многообразие культур народов мира.

2. Природная характеристика региона.

3. Основные виды хозяйственной деятельности.

4. Традиционные средства передвижений.

5. Традиционная одежда, обувь, прически и украшения.

6. Домашняя утварь.

7. Поселения и жилища.

8. Национальные праздники.

9. Экскурсия.

Тематический план

Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1

Школьное краеведение.

6

6

-

2

Источники изучения истории края. Методы их сбора и использования.

8

6

2

3

История семьи, школы, поселка.

14

8

6

4

История г. Махачкала.

10

6

4

5

Коренные народы Республики Дагестан

36

26

10


Всего:

74

52

22





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

и наименование раздела

Тема учебного занятия

Кол-во час

Тип занятия

Элементы содержания учебного занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата

план

факт

1. Школьное краеведение.

Введение. Малая Родина – часть России.

2

Вводная лекция, инструктаж по ТБ.

Правила поведения в кабинете. Понятие малой родины, родного края.

Знать технику безопасного поведения в кабинете.

Эврист. беседа

6.09


Краеведение и экология.

2

Изучение нового материала

Понятие экологии. Обоснование необходимости решения экологических проблем региона. Взаимосвязь истории и экологии.

Знать основные понятия. Понимать взаимосвязь истории. географии и экологии.

Фронт. опрос

13.09


Школьное краеведение.

2

Изучение нового материала

Особенности, цели, значение ШК.

Называть особенности, цели, значение ШК.

Индив. опрос

20.09


2. Источники изучения истории края. Методы их сбора и использования.

Науки – помощницы

2

Комбинир.

Археология, палеография, метрология, геральдика, генеалогия.

Знать основные понятия: археология, палеография, геральдика, генеалогия.

Беседа

27.09


Источники изучения истории края.

2

Изучение нового материала

Понятие и виды исторических источников. Письменные исторические источники. Устные исторические источники. Вещественные исторические источники.

Называть виды исторических источников.

Самост. работа

4.10


Практическое занятие с посещением детской библиотеки.

2

Практикум

Письменные исторические источники. Устные исторические источники. Вещественные исторические источники.

Различать письменные, устные, вещественные источники.

Пр.раб.

11.10


Методы исследования.

2

Комбинир.

Формы и способы исследований. Методы получения информации. Выбор темы самостоят. исследования.

Выбирать формы и способы исследований, методы получения информации.

Учебн. исслед.

18.10


3. История семьи, школы, поселка.

Мои имя и фамилия.

2

Практикум

Происхождение имени и фамилии. Русские(мусульманские) имена. Фамилия – это наследственное имя семьи.

Знать происхождение имени и фамилии.

Пр. раб

25.10


Моя родословная.

2

Практикум

Род. Родословная. Генеалогия – наука о родословной человека. Генеалогическое древо.

Знать свою родословную.

Пр. раб.

1.11


Я и моя семья.

2

Практикум

Образование семьи. Мои родные.

Знать свою родословную.

Пр. раб.

8.11


Мой дом. Моя улица. (Экскурсия)

2

Экскурсия

История моего дома и улицы.

Объяснять происхождение названия улиц.

Экскурсия

15.11


Образование школы.

2

Изучение нового материала

Открытие школы.

Знать основные этапы образования школы.

Лекция

22.11


История школы.

2

Изучение нового материала

Основные этапы. Моя первая учительница.

Знать основные этапы образования школы, первую учительницу.

Самост. раб.

29.11


Школа сегодня и в будущем. Конкурс рисунков.

2

Комбинир.

Учителя школы. Знаменитые выпускники.

Называть учителей школы, знаменитых выпускников.

Фронт. опрос

6.12


4. История г Махачкала

Почему наш город так назвали?

2

Практикум

Происхождение названия города.

Объяснять происхожд. названия города.

Пр.раб.

13.12


Образование города.

2

Комбинир.

Образование города и его основатели.

Знать основателей города.

Сообщения

20.12


История Махачкалы.

2

Изучение нового материала

Строительство важных объектов. Известные земляки.

Объяснять необход-ть строительство важных объектов.

Сообщения

27.12


Современность и перспективы развития.

2

Комбинир.

Будущее Махачкалы: проблемы и перспективы.

Предвидеть будущее города.

Самост. раб.

17.01


«Люблю тебя, моя Махачкала». Сочинение – рассуждение.

2

Практикум

Различные взгляды и точки зрения на развитие поселка.

Писать сочинение.

Пр. раб.

24.01


5. Коренные народы Дагестана.

Многообразие культур народов мира.

1

Изучение нового материала

Основные понятия этнографии. Влияние природной среды на традиционно-бытовую культуру.

Знать основные понятия этнографии. Объяснять влияние ПС на быт и культуру коренных народов.

Лекция

31.01


Происхождение коренных народов Дагестана.

1

Изучение нового материала

Формирование народов. Сложность их этнической судьбы.

Объяснять формирование народов.

Фронт. опрос. Беседа

31.01


Физико-географическая характеристика края.

1

Практикум

ФГП и особенности природы края.

Характеризовать ФГП края.

Пр. раб.

7.02


Растительный мир.

2

Комбинир.

Значение растительного мира в культуре коренных народов.

Объяснять значение растительного мира.

Сообщения

7.02 14.02


Животный мир.

2

Семинар

Основные промысловые животные и птицы.

Знать основных промысловых животных и птиц.

Сообщения

14.02 21.02


Рыбные ресурсы.

2

Изучение нового материала

Видовое разнообразие рыб Каспийского моря.

Называть видовое разнообразие рыб.

Индив. опрос. Беседа

21.02 28.02


Современная экологическая характеристика.

2

Практикум

Современное состояние региона. Влияние антропогенного фактора на состояние природ. ресурсов.

Характеризовать Современное экологическое состояние региона.

Пр. раб.

28.02 7.03


Основные виды хозяйств. деятельности.

2

Комбинир.

Способы и приемы работ

Называть способы и приемы

Лекция. Индив. опрос

7.03 14.03


Сельское хозяйство.

1

Изучение нового материала

История развития сельского хозяйства.

Называть сельскохозяйственные орудия труда.

Фронт. опрос

14.03


Скотоводство.

1

Практикум

Обряды и праздники, связанные со скотоводством

Знать основные традиционные праздники

Пр. раб.

21.03


Виноградарство.

1

Комбинир.

Территория занятие виноградниками.

Описывать трудности производства.

Самост. раб.

21.03


Гончарное производство.

1

Практикум

Гончарное производство - ведущее звено, обеспечивающая связь настоящего с прошлым.

Характеризовать этапы гончарного производства

Пр. раб.изучение изделий

28.03


Годовой хозяйственный цикл.

1

Изучение нового материала

Календарь сельскохозяйственный, его значение.

Характеризовать календарь.

Беседа. Самост раб.

28.03


Традиционные средства передвижения.

2

Практикум

Средства передвижения, особенности их изготовления.

Называть средства передвижения.

Пр. раб.

4.04


Детская одежда и обувь.

1

Комбинир.

Традиционные материалы для изготовления одежды. Комплекс детской одежды.

Описывать комплекс детской одежды.

Лекция

11.04


Мужская одежда и обувь.

1

Комбинир.

Комплект мужской одежды, ее функциональность, элементы украшения.

Описывать комплекс мужской одежды.

Самост. раб.

11.04


Женская одежда и обувь.

1

Изучение нового материала

Комплект женской одежды, традиционные правила ухода за одеждой и обувью.

Описывать комплекс женской одежды.

Беседа. Сообщения

18.04


Женские головные уборы и украшения.

1

Комбинир.

Прически, накосные украшения, их роль в определении социально-возрастного статуса.

Различать прически, накосные украшения.

Индив. опрос

18.04


Домашняя утварь.

1

Практикум

Разнообразие видов хозяйственной утвари. Способы обработки природных материалов.

Характеризовать разнообразие видов хозяйственной утвари.

Пр. раб.

25.04


Домашняя утварь из дерева.

1

Изучение нового материала

Изделия из дерева. Приметы и обряды, связанные с деревянной посудой.

Называть изделия из дерева.

Фронт. опрос

25.04


Женские швейные принадлежности.

1

Изучение нового материала

Значение предметов женских рукоделий.

Характеризовать женские швейные принадлежности.

Беседа

2.05


Поселения и жилища. Типы поселений.

2

Практикум

Принципы расположения поселений. Типы поселений.

Знать типы поселений.

Пр. раб.

2.05 8.05


Жилые постройки.

2

Изучение нового материала

Типы жилищ

Описывать жилище.

Фронт. опрос

8.05 16.05


Национальные праздники.

2

Семинар

Значение праздников в жизни народов.

Объяснять значение праздников в жизни народа.

Сообщения

16.05 23.05


Экскурсия.

2

Экскурсия


Объяснять, описывать географич. объекты.

Индив. опрос

23.05 30.05


Повторительно-обобщающие занятия

1

Обобщение знаний

Что мы узнали из курса "Краеведение".

Обобщать полученные знания. Делать выводы.

Фронт. опрос. Беседа

30.05



Всего:

74







Методическое обеспечение

УМК

Учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2013.

Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.

Литература

1. Будьков С.Т., Лезин В.А. География Тюменской области. – Свердловск: Средне-уральское изд-во, 1989.

2. География Ханты-Мансийского автономного округа: учебное пособие. М.:Экопрос, 2000.

3. Лысенко А.С. Географическое краеведение. – Челябинск: ЮУКИ, 1969.

4. Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири. – Мегион, 1995.

5. Юному географу, - Свердловск: Средне-уральское изд-во, 1983.

Дополнительная литература:



  1. Баринова И.И. География России 8-9 кл.: Методическое пособие – М.: Дрофа, 1999.

  2. География ХМАО: учебное пособие для 8-9 кл., М.: Экопрос, 1996.

  3. Ермошкина С.А. Уроки географии 8 кл. – М.: Просвещение, 1993.

  4. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. – М.: АРКТИ, 1998.

  5. Элькин Г.Н. География России. Природа. 8 кл.: Методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2001.

6. Интернет - ресурсы.



Литература для учащихся:

1. Большой географический атлас школьника. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2003.

2. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991.

3. Универсальная энциклопедия для юношества. Страны и народы. – М.: «Педагогика-Пресс», 2000.

4. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: География. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.



Средства контроля



Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе

Способы проверки результатов обучения – устная, письменная. Формы проверки – индивидуальная, фронтальная.



Формы контроля: тестирование, проверочные работы, географические диктанты.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии; - самостоятельность ответа; - логичность, доказательность в изложении материала; - степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!