СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плакаты по литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плакаты по литературе для обучающихся 5 класса включают необходимый материал для изучения малых жанров фольклора, сказок, басен, стихосложения, способов рифмовки, сюжета литературного произведения и другого теоретического материала.

Просмотр содержимого презентации
«5л плакаты»

Плакаты по литературе  5 класс Алфимова Т. А. , учитель русского языка и литературы МКОУ «Курбакинская СОШ Железногорского района Курской области»

Плакаты по литературе 5 класс

Алфимова Т. А. , учитель русского языка и литературы МКОУ «Курбакинская СОШ Железногорского района Курской области»

Формы фольклора Фольклор – устное народное творчество folk – народ; lore – знание, мудрость скороговорки приговорки былины пословицы легенды поговорки предания загадки игры считалки песни пестушки заклички сказки

Формы

фольклора

Фольклор – устное народное творчество

folk – народ; lore – знание, мудрость

скороговорки

приговорки

былины

пословицы

легенды

поговорки

предания

загадки

игры

считалки

песни

пестушки

заклички

сказки

СКАЗКА  Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных , часто фантастических событиях и приключениях литературная фольклорная авторская сказка, созданная в письменной форме вид устного народного творчества А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Г. Х. Андерсен. «Снежная королева» А. Линдгрен . «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» ДЖ. Роулинг. «Гарри Потер и философский камень» сказки о животных бытовые сказки волшебные сказки «Теремок» «Лиса и журавль» «Лиса и волк» «Каша из топора» «Жена-спорщица» «Царевна-лягушка» «Гуси-лебеди» «Морозко»

СКАЗКА

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных , часто фантастических событиях и приключениях

литературная

фольклорная

авторская сказка, созданная в письменной форме

вид устного народного творчества

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Г. Х. Андерсен. «Снежная королева»

А. Линдгрен . «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

ДЖ. Роулинг. «Гарри Потер и философский камень»

сказки

о

животных

бытовые

сказки

волшебные

сказки

«Теремок»

«Лиса и журавль»

«Лиса и волк»

«Каша из топора»

«Жена-спорщица»

«Царевна-лягушка»

«Гуси-лебеди»

«Морозко»

КАК СТРОИТСЯ СКАЗКА Это присказка, сказка будет впереди присказка В некотором царстве, в некотором государстве… зачин Ключевые события:  странствия героя;  встречи героя с друзьями и врагами;  бегство, погоня;  победа и т. д. И я там был мёд-пиво пил основная часть концовка

КАК СТРОИТСЯ СКАЗКА

Это присказка, сказка будет впереди

присказка

В некотором царстве, в некотором государстве…

зачин

Ключевые события:

  • странствия героя;
  • встречи героя с друзьями и врагами;
  • бегство, погоня;
  • победа и т. д.

И я там был мёд-пиво пил

основная часть

концовка

Роды литературы Способы изображения действительности лирика драма эпос Изображение переживаний и раздумий лирического героя Изображение действия, происходящего на глазах у зрителя Изображение событий

Роды литературы

Способы изображения действительности

лирика

драма

эпос

Изображение переживаний и раздумий лирического героя

Изображение действия, происходящего на глазах у зрителя

Изображение событий

  • лирическое стихотворение
  • песня
  • послание
  • ода
  • роман
  • повесть
  • рассказ
  • комедия
  • трагедия
  • драма
Басня  Рассказ  аллегория Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл олицетворение Мораль Русские баснописцы  М. В. Ломоносов  А. П. Сумароков  В. И. Майков  И. И. Хемницер  И. И. Дмитриев  И. А. Крылов

Басня

Рассказ

аллегория

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл

олицетворение

Мораль

Русские баснописцы

  • М. В. Ломоносов
  • А. П. Сумароков
  • В. И. Майков
  • И. И. Хемницер
  • И. И. Дмитриев
  • И. А. Крылов

  • Гесиод
  • Эзоп
  • Лафонтен
Способы рифмовки Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк Способы рифмовки - это расположение рифмующихся строк в стихотворном тексте парная (смежная ) рифма перекрёстная рифма Там ступа с Бабою Яг ой  Идёт, бредёт сама соб ой …  (А. С. Пушкин) Уж верба вся пушист ая Раскинулась круг ом ; Опять весна душист ая  Повеяла крыл ом .  (А. А. Фет) опоясывающая рифма Как весел грохот летних бу рь , Когда, взметая прах летуч ий , Гроза, нахлынувшая туч ей , Смутит небесную лазу рь … (Ф. И. Тютчев)

Способы рифмовки

Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк

Способы рифмовки - это расположение рифмующихся строк в стихотворном тексте

парная

(смежная )

рифма

перекрёстная

рифма

Там ступа с Бабою Яг ой

Идёт, бредёт сама соб ой

(А. С. Пушкин)

Уж верба вся пушист ая

Раскинулась круг ом ;

Опять весна душист ая

Повеяла крыл ом .

(А. А. Фет)

опоясывающая

рифма

Как весел грохот летних бу рь ,

Когда, взметая прах летуч ий ,

Гроза, нахлынувшая туч ей ,

Смутит небесную лазу рь

(Ф. И. Тютчев)

Рифма Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк мужская дактилическая  Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумя’т- Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и глася’т…  (Ф. И. Тютчев) Белый пар по лугам расстила’ется, От зари алый свет разлива’ется…  (И. С. Никитин) ударение на последнем слоге строки ударение на третьем от конца слоге строки женская Это утро, радость э’та, Эта мощь и дня и све’та… (А. А. Фет) ударение на втором от конца слоге в строке

Рифма

Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк

мужская

дактилическая

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумя’т-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и глася’т…

(Ф. И. Тютчев)

Белый пар по лугам расстила’ется,

От зари алый свет разлива’ется…

(И. С. Никитин)

ударение

на последнем

слоге строки

ударение

на третьем от конца

слоге строки

женская

Это утро, радость э’та,

Эта мощь и дня и све’та…

(А. А. Фет)

ударение

на втором от конца

слоге в строке

Стихосложение (версификация) Стихотворные размеры Трёхсложные размеры Двусложные размеры ямб ударение падает  на 2,4,6… слоги дактиль ударение падает на 1, 4,7,10… слоги амфибрахий ударение падает на 2,5,8,11… слоги хорей ударение падает на 1,3,5,7… слоги Я ямб, я ямб, Я так продрог! Дактилем, дактилем В супе питательном Греночки кружатся. Вкусно до ужаса! А в этой рубахе Ходил амфибрахий анапест ударение падает на 3,6,9,12… слоги Мы хореи. Мы хореи, Мы разговаривать умеем. У анапеста много друзей: Амфибрахий, и ямб, и хорей.

Стихосложение (версификация)

Стихотворные размеры

Трёхсложные размеры

Двусложные размеры

ямб

ударение падает

на 2,4,6… слоги

дактиль

ударение падает

на 1, 4,7,10… слоги

амфибрахий

ударение падает

на 2,5,8,11… слоги

хорей

ударение падает

на 1,3,5,7… слоги

Я ямб, я ямб,

Я так продрог!

Дактилем, дактилем

В супе питательном

Греночки кружатся.

Вкусно до ужаса!

А в этой рубахе

Ходил амфибрахий

анапест

ударение падает

на 3,6,9,12… слоги

Мы хореи. Мы хореи,

Мы разговаривать умеем.

У анапеста много друзей:

Амфибрахий, и ямб, и хорей.

Фольклор и литература Фольклор  Литература

Фольклор и литература

Фольклор

Литература

  • Коллективное искусство
  • Устная форма бытования
  • Вариативность
  • Контакт между тем, кто воспроизводит текст, и тем, кто воспринимает
  • Индивидуальное искусство
  • Письменная форма существования
  • Индивидуальность творческой манеры
  • Отсутствует непосредственный контакт между автором и читателем
развитие действия спад действия Сюжет литературного произведения Сюжет – последовательность изображённых в произведении событий кульминация момент наивысшего напряжения в художественном произведении зкспозиция завязка развязка изображение событие, с которого начинается обстоятельств действия и развитие действия расстановки в произведении персонажей заключительный момент в развитии действия  в художественном произведении

развитие действия

спад действия

Сюжет литературного произведения

Сюжет – последовательность изображённых в произведении событий

кульминация

момент наивысшего

напряжения

в художественном

произведении

зкспозиция

завязка

развязка

изображение

событие, с которого

начинается

обстоятельств

действия и

развитие действия

расстановки

в произведении

персонажей

заключительный

момент в развитии

действия

в художественном

произведении

образное определение предмета Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении эпитет Ночевала тучка  золотая  скрытое сравнение, построенное  на сходстве предметов, в котором  слова «как», «словно», «будто»  отсутствуют Деревья в зимнем серебре метафора перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы  и отвлечённые понятия Зима недаром злится… олицетворение гипербола  сильное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал  изображение одного явления  с помощью сопоставления с другим И целый-то день говоруньи, Как дети, вели разговор сравнение  оборот, в котором резко  противопоставляются  понятия, образы, мысли Они сошлись. Вода и камень, Стихи и проза, лёд и пламень… антитеза

образное определение предмета

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

эпитет

Ночевала тучка золотая

скрытое сравнение, построенное

на сходстве предметов, в котором

слова «как», «словно», «будто»

отсутствуют

Деревья в зимнем серебре

метафора

перенесение свойств человека

на неодушевлённые предметы

и отвлечённые понятия

Зима недаром злится…

олицетворение

гипербола

сильное преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал

изображение одного явления

с помощью сопоставления с другим

И целый-то день говоруньи,

Как дети, вели разговор

сравнение

оборот, в котором резко

противопоставляются

понятия, образы, мысли

Они сошлись. Вода и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень…

антитеза

Ресурсы Методические рекомендации: наглядные пособия по литературе 5 класс/ Е. М. Крамчаткина, Е. Л. Ерохина. – М.: «СПЕКТР-М», Издательство «Экзамен», 2012.

Ресурсы

Методические рекомендации: наглядные пособия по литературе 5 класс/ Е. М. Крамчаткина, Е. Л. Ерохина. – М.: «СПЕКТР-М», Издательство «Экзамен», 2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!