СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект открытого урока для 9 го класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Приобщение учащихся к ценностям пушкинской поэзии, познакомив с его лирикой дружбы и любви; совершенствование навыков анализа лирического произведения, учитывая неповторимость поэта; нравственно- эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина и адресатов его стихотворений: Е.П.Бакуниной; аудиозаписи с романсами на слова А.С. Пушкина; плакаты с эпиграфом и планом; учебник русской литературы для девятого класса.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект открытого урока для 9 го класса»









План конспект открытого урока





































Составила учитель русского языка и литературы Хасанова И.И

Цель: Приобщение учащихся к ценностям пушкинской поэзии, познакомив с его лирикой дружбы и любви; совершенствование навыков анализа лирического произведения, учитывая неповторимость поэта; нравственно- эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина и адресатов его стихотворений: Е.П.Бакуниной; аудиозаписи с романсами на слова А.С. Пушкина; плакаты с эпиграфом и планом; учебник русской литературы для девятого класса.

Тип урока: Изучение нового материала.

Метод: Лекция с элементами беседы.

Эпиграф: есть всегда что –то особенно благородное, краткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека.

(В.Г.Белинский)

Ход урока.

1.Формирование умений и навыков.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о самом прекрасном чувстве- о любви. Точнее о любовной лирике А.С.Пушкин. Огромное место занимает в творчестве А.С.Пушкина тема любви и дружбы. Любовные стихи Пушкина многочисленны и разнообразны в радуге чувственных переживаний: от легкой, порой шутливой влюбленности до все сжигающей страсти. Они посвящены женщинам, которыми Пушкин, как «все поэты – любви мечтательной друзья»,увлекался.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока (один ребенок читает).

И мы сегодня должны доказать слова В.Г.Белинского и ответить на такие вопросы:

(вопросы написаны на доске)

Прочитайте пожалуйста (Ученик читает)

  1. Какая любовь у Пушкина к женщинам?

  2. Только «внешняя» красота привлекает А.С. Пушкина в женщинах?

  3. Чему нас учит любовная лирика А.С.Пушкина?

На эти вопросы мы постараемся найти ответы по такому плану.

План.

  1. «Ты вспомни первую любовь…»

  2. «Я помню чудное мгновенье…»

  3. «…а душу твою я люблю еще более твоего лица»

  4. «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

А теперь у меня вопрос: Посмотрите на его портрет, скажите, можно ли назвать А.С. Пушкина красавцем?

УЧЕНИК: Нет. Потому что он был небольшого роста, лицо не очень привлекательное. Несмотря на это, жена поэта _ Н.Н.Гончарова была первой красавицей Петербурга.

УУЧИТЕЛЬ: Да, правильно. Не только жена, все женщины с которыми поэт общался, дружил – все они были красавицами,умными,образованными,талантливыми.Давайте,перелистаем несколько страниц «биографии сердца» поэта. Первая любовь… Она пришла к 16-ленему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной,20 –летней фрейлины императрицы (появляется портрет Бакуниной).

2. Выступление учащихся по заранее предложенным заданиям.

1 УЧЕНИК. О, милая, повсюду ты со мной!

Но я уныл и втайне грущу!

На протяжении всего 1816г. Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновенье, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с «бакунинским мотивом»- своего рода энциклопедия юной любви. Лицей окончен. Друзья расстаются трогательно и душевно. В альбом Ивану Пущину поэт вписывает прощальные стихи об их первой любви к Бакуниной.

2 УЧЕНИК.(читает наизусть)

«Что было и не будет вновь…

И с тихим тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла…»

УЧИТЕЛЬ: Время идет. Приходят новые увлечения…

3 УЧЕНИК. В Михайловском Пушкин создал одно из лучших своих лирических произведений – послание к Анне Петровне Керн.

Переложенное на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой, очарованного дочерью Анны Петровны, стихотворение превратилось в романс- восторженный, «сладостный гимн любви».

(появляется портрет Анны Керн). Прослушивание аудиозаписи романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье»

4 УЧЕНИК. Музыка М.И.Глинки еще сильнее оттенила пленительность этого стихотворения, выделяющегося особенной глубиной чувства, чудесной гармонией стиха. В нем заключено и волнение страсти, целомудренное восхищение, и горькое раздумье, и радость творческого вдохновения поэта.

(Читает стихотворение «Я вас любил»).

5 УЧЕНИК. Вот еще одно стихотворение о любви. Оно посвящается Анне Алексеевне Олениной. Он познакомился с ней 1826 году(показывает портрет А.А.Олениной). Пушкин увлекся ею бурно и мучительно, о чем свидетельствует прекрасные стихи «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, пой мне». А.С. Пушкин хотел на ней жениться. Но предложение поэта было отклонено. Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии, выделяющейся высотой нравственного чувства, взлетом его души, его любви, стоящей на грани самоотречения.

Вот так возникло стихотворение «Я вас любил».

6 УЧЕНИК. От плена изящной Олениной поэта избавила юная Наталья Николаевна Гончарова, поразившая Пушкина царственной, гармоничной и одухотворенной красотой.

(Появляется портрет Н.Н. Гончаровой-Пушкиной).

7 УЧЕНИК. (читает) «когда я увидел её,- писал Пушкин в апреле 1830 г. своей будущей теще,- красоту едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение ваш ответ, при всей её неопределенности, на мгновение свел меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию…»

УЧИТЕЛЬ. Неувядаемого очарования полно кавказское стихотворение, навеянное вспыхнувшей любовью к Н.Гончаровой.

8 УЧЕНИК. А.С.Пушкин боролся за своё счастье и победил. «Я женат- и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось»,- пишет поэт своему другу Плетневу вскоре после свадьбы.

УЧИТЕЛЬ. Какой заботлтвостью, сдержаннной нежностью, восхищением дышат его письма к жене и детям.

9 УЧЕНИК.(читает) «Тебя мой ангел,люблю так, что выразить не могу!»

«Не можешь вообразить, какая тоска без тебя!»

10 УЧЕНИК .(читает) «Что с вами? здорова ли ты? здоровы ли дети? сердце замирает как подумаешь».

«Что-то моя беззубая Пускина? Уэ эти мне зубы? А каков Сашка рыжий? Да в кого-то он рыж? Не ожидал я этого от него. Машку,Сашку рыжего и тебя целую и крещу».

11 УЧЕНИК.(читает). «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего не сравнить нельзя на свете- а душу твою я люблю ещё более твоего лица».

(Выразительное чтение стихотворения «Мадонна»)

11. Укрепление умений и навыков.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Вот с вами пролистали несколько страниц «биографии сердца» поэта. Но, конечно, в течении одного урока невозможно говорить обо всех стихах А.С.Пушкин. И они остались, но на других уроках, на уроках внеклассного чтения мы еще вернемся к этому. Но вы должны запомнить то, что любовь поэзии А .С. Пушкина- это глубокое, нравственно чистое бесконечно нежное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она – дар жизни. Любимая представляется поэту как «гений чистой красоты», «как чистейшей прелести образец».

Поэтому дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы,как любовь.

Давайте постараемся дать ответы на поставленные вопросы.

УЧЕНИК. Любовь Пушкина к женщинам романтическая, чистая, возвышенная.

УЧИТЕЛЬ. Да, Пушкин всегда чист, прекрасен в своих чувствах.

УЧЕНИК.В женщинах Пушкина привлекала не только внешняя блистательная красота, которой он восхищался как поэт и художник, но и незаурядный ум, образованность, доброта души, другие прекрасные качества.

УЧИТЕЛЬ. А.С.Пушкин в 1817-1819 годах увлекался Е.И.Голицыной, он делился с нею даже своими творческими замыслами.

УЧЕНИК. Из стихотворений А.С. Пушкина, мы понимаем, любовь- это чувство, а не только близость мужчин к женщинам. Любовь человека, очищает.

УЧИТЕЛЬ: Любоная лирика Пушкина как свежий воздух, как родниковая вода для человека.

(Оцениваются ответы учеников)

Домашнее задание: Первести на татарский язык любое стихотворение А.С.Пушкина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!