План конспект открытого урока
Составила учитель русского языка и литературы Хасанова И.И
Цель: Приобщение учащихся к ценностям пушкинской поэзии, познакомив с его лирикой дружбы и любви; совершенствование навыков анализа лирического произведения, учитывая неповторимость поэта; нравственно- эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина и адресатов его стихотворений: Е.П.Бакуниной; аудиозаписи с романсами на слова А.С. Пушкина; плакаты с эпиграфом и планом; учебник русской литературы для девятого класса.
Тип урока: Изучение нового материала.
Метод: Лекция с элементами беседы.
Эпиграф: есть всегда что –то особенно благородное, краткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека.
(В.Г.Белинский)
Ход урока.
1.Формирование умений и навыков.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами поговорим о самом прекрасном чувстве- о любви. Точнее о любовной лирике А.С.Пушкин. Огромное место занимает в творчестве А.С.Пушкина тема любви и дружбы. Любовные стихи Пушкина многочисленны и разнообразны в радуге чувственных переживаний: от легкой, порой шутливой влюбленности до все сжигающей страсти. Они посвящены женщинам, которыми Пушкин, как «все поэты – любви мечтательной друзья»,увлекался.
Обратите внимание на эпиграф нашего урока (один ребенок читает).
И мы сегодня должны доказать слова В.Г.Белинского и ответить на такие вопросы:
(вопросы написаны на доске)
Прочитайте пожалуйста (Ученик читает)
Какая любовь у Пушкина к женщинам?
Только «внешняя» красота привлекает А.С. Пушкина в женщинах?
Чему нас учит любовная лирика А.С.Пушкина?
На эти вопросы мы постараемся найти ответы по такому плану.
План.
«Ты вспомни первую любовь…»
«Я помню чудное мгновенье…»
«…а душу твою я люблю еще более твоего лица»
«Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
А теперь у меня вопрос: Посмотрите на его портрет, скажите, можно ли назвать А.С. Пушкина красавцем?
УЧЕНИК: Нет. Потому что он был небольшого роста, лицо не очень привлекательное. Несмотря на это, жена поэта _ Н.Н.Гончарова была первой красавицей Петербурга.
УУЧИТЕЛЬ: Да, правильно. Не только жена, все женщины с которыми поэт общался, дружил – все они были красавицами,умными,образованными,талантливыми.Давайте,перелистаем несколько страниц «биографии сердца» поэта. Первая любовь… Она пришла к 16-ленему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной,20 –летней фрейлины императрицы (появляется портрет Бакуниной).
2. Выступление учащихся по заранее предложенным заданиям.
1 УЧЕНИК. О, милая, повсюду ты со мной!
Но я уныл и втайне грущу!
На протяжении всего 1816г. Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновенье, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с «бакунинским мотивом»- своего рода энциклопедия юной любви. Лицей окончен. Друзья расстаются трогательно и душевно. В альбом Ивану Пущину поэт вписывает прощальные стихи об их первой любви к Бакуниной.
2 УЧЕНИК.(читает наизусть)
«Что было и не будет вновь…
И с тихим тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг, она прошла…»
УЧИТЕЛЬ: Время идет. Приходят новые увлечения…
3 УЧЕНИК. В Михайловском Пушкин создал одно из лучших своих лирических произведений – послание к Анне Петровне Керн.
Переложенное на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой, очарованного дочерью Анны Петровны, стихотворение превратилось в романс- восторженный, «сладостный гимн любви».
(появляется портрет Анны Керн). Прослушивание аудиозаписи романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье»
4 УЧЕНИК. Музыка М.И.Глинки еще сильнее оттенила пленительность этого стихотворения, выделяющегося особенной глубиной чувства, чудесной гармонией стиха. В нем заключено и волнение страсти, целомудренное восхищение, и горькое раздумье, и радость творческого вдохновения поэта.
(Читает стихотворение «Я вас любил»).
5 УЧЕНИК. Вот еще одно стихотворение о любви. Оно посвящается Анне Алексеевне Олениной. Он познакомился с ней 1826 году(показывает портрет А.А.Олениной). Пушкин увлекся ею бурно и мучительно, о чем свидетельствует прекрасные стихи «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, пой мне». А.С. Пушкин хотел на ней жениться. Но предложение поэта было отклонено. Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии, выделяющейся высотой нравственного чувства, взлетом его души, его любви, стоящей на грани самоотречения.
Вот так возникло стихотворение «Я вас любил».
6 УЧЕНИК. От плена изящной Олениной поэта избавила юная Наталья Николаевна Гончарова, поразившая Пушкина царственной, гармоничной и одухотворенной красотой.
(Появляется портрет Н.Н. Гончаровой-Пушкиной).
7 УЧЕНИК. (читает) «когда я увидел её,- писал Пушкин в апреле 1830 г. своей будущей теще,- красоту едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение ваш ответ, при всей её неопределенности, на мгновение свел меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию…»
УЧИТЕЛЬ. Неувядаемого очарования полно кавказское стихотворение, навеянное вспыхнувшей любовью к Н.Гончаровой.
8 УЧЕНИК. А.С.Пушкин боролся за своё счастье и победил. «Я женат- и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось»,- пишет поэт своему другу Плетневу вскоре после свадьбы.
УЧИТЕЛЬ. Какой заботлтвостью, сдержаннной нежностью, восхищением дышат его письма к жене и детям.
9 УЧЕНИК.(читает) «Тебя мой ангел,люблю так, что выразить не могу!»
«Не можешь вообразить, какая тоска без тебя!»
10 УЧЕНИК .(читает) «Что с вами? здорова ли ты? здоровы ли дети? сердце замирает как подумаешь».
«Что-то моя беззубая Пускина? Уэ эти мне зубы? А каков Сашка рыжий? Да в кого-то он рыж? Не ожидал я этого от него. Машку,Сашку рыжего и тебя целую и крещу».
11 УЧЕНИК.(читает). «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего не сравнить нельзя на свете- а душу твою я люблю ещё более твоего лица».
(Выразительное чтение стихотворения «Мадонна»)
11. Укрепление умений и навыков.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Вот с вами пролистали несколько страниц «биографии сердца» поэта. Но, конечно, в течении одного урока невозможно говорить обо всех стихах А.С.Пушкин. И они остались, но на других уроках, на уроках внеклассного чтения мы еще вернемся к этому. Но вы должны запомнить то, что любовь поэзии А .С. Пушкина- это глубокое, нравственно чистое бесконечно нежное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она – дар жизни. Любимая представляется поэту как «гений чистой красоты», «как чистейшей прелести образец».
Поэтому дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы,как любовь.
Давайте постараемся дать ответы на поставленные вопросы.
УЧЕНИК. Любовь Пушкина к женщинам романтическая, чистая, возвышенная.
УЧИТЕЛЬ. Да, Пушкин всегда чист, прекрасен в своих чувствах.
УЧЕНИК.В женщинах Пушкина привлекала не только внешняя блистательная красота, которой он восхищался как поэт и художник, но и незаурядный ум, образованность, доброта души, другие прекрасные качества.
УЧИТЕЛЬ. А.С.Пушкин в 1817-1819 годах увлекался Е.И.Голицыной, он делился с нею даже своими творческими замыслами.
УЧЕНИК. Из стихотворений А.С. Пушкина, мы понимаем, любовь- это чувство, а не только близость мужчин к женщинам. Любовь человека, очищает.
УЧИТЕЛЬ: Любоная лирика Пушкина как свежий воздух, как родниковая вода для человека.
(Оцениваются ответы учеников)
Домашнее задание: Первести на татарский язык любое стихотворение А.С.Пушкина.