Просмотр содержимого документа
«План анализа лирического произведения»
План анализа лирического произведения Какое стихотворение вы взяли для прочтения и анализа? Тема лирического размышления (дружба, природа, любовь и т.д.). Краткий комментарий по теме. Каким чувством проникнуто это стихотворение? Изменяется ли оно в процессе чтения? Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения? Идея лирического произведения. Какое чувство воспитывает стихотворение у вас? С помощью каких художественных средств автор передаёт идейно-тематическое содержание стихотворения? |
Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Пирующие студенты».
Стихотворение «Пирующие студенты» было написано в 1814 году, когда Пушкин учился в Лицее. Поэту было всего пятнадцать лет. Стихотворение посвящено лицейским друзьям. В этом произведении он обращается к ним. Вот обращение к Дельвигу:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Стихотворение проникнуто чувством искромётной радости, искреннего восхищения, беззаботной любви, дружбы и уважения к своим друзьям. Эти чувства не изменяются в процессе чтения и остаются такими же чистыми и глубокими до конца последней строки стихотворения.
Лирический герой прославляет своих друзей. По отношению к ним он честен, добр, отзывчив. О каждом говорит с любовью, с искренностью:
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краёв, -
Рассудок! Бог с тобою!
В.Г. Белинский говорит о том, что «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Я считаю, что он прав. Да, действительно, произведения Пушкина превосходны. Стихотворение «Пирующие студенты» воспитывает в нас чувство честности, прямоты, благородства, дружбы. К своим друзьям мы должны относиться с любовью, с уважением; и в трудную минуту, и в весёлую быть с ними рядом.
Для выразительности поэтической речи автор использует такие художественные тропы, как эпитеты (вино златое, пунш и грог душистый, холодных мудрецов, воды чистой); метафоры (остряк любезный, бокал досуга, чашу дружества, томленье звуков).
Настроение беззаботной радости помогают передать восклицательные предложения «Скорее скатерть и бокал! Сюда, вино златое!», «Под стол учёных дураков!». Умолчания «и пить давайте снова! ...» и другие средства создают настроение шаловливости, непредсказуемости.