Правила линейной и воздушной перспективы.
Урок изобразительного искусства 6 класса.
Учитель Крамаровская Н.В.
Пейзаж (в переводе с франц.) – Страна, местность, изображение природы.
Художник Иван Августович Вельц. Крымский пейзаж.
Наука, излагающая законы, которые помогают изображать предметы так, как воспринимает наш глаз, стала называться перспективой.
Перспектива - закон о способах передачи пространства на плоскости изображения.
Перспективу делят на линейную и воздушную.
Линейная перспектива - это кажущиеся изменения предметов по отношению к линии горизонта и наблюдаемому.
Основные правила линейной перспективы :
- предметы уходящие в даль уменьшаются в размере;
- параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.
Воздушная перспектива – это кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.
Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси – пыль, пары влаги, копоть и т.д. Всё это препятствует прохождению света, в результате чего мы можем наблюдать определённые изменения :
- все ближние предметы воспринимаются чётко, со многими деталями и фактурой, а удалённые – обобщённо, без подробностей;
- контуры ближних предметов выглядят резко, а удалённых - мягко;
- на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные – светлее;
- все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объёмными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими.
Эти законы воздушной перспективы применимы как в графике, так и в живописи. Но для живописца, пожалуй, одним из самых главных законов является изменение цвета предметов. Расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на цвет изображаемых предметов:
- цвета всех удалённых предметов из-за воздушной дымки становятся менее насыщенными и приобретают цвет этой дымки – голубой, молочно-бледный, фиолетовый;
- все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые - одноцветными.
И.Э. Грабарь. "Рябинка".
В лучах заходящего солнца стволы приобретают оранжево-красные оттенки, но их правдивой передаче мешает обычное представление художника о цвете ствола берёзы как о белом
Создание пейзажа с учётом воздушной перспективы.
Главная особенность нашего будущего пейзажа – многоплановость, которая позволит передать воздушную перспективу за счёт изменения цвета.
Последовательность работы над пейзажем.
1) Выберите из двух предложенных вариантов – горный пейзаж или степной. Для этих пейзажей характерно то, что оба они пишутся, начиная с заднего плана, постепенно переходя к первому. Если вы начнёте с переднего плана, есть риск, что акварельные краски слишком смешаются и граница, разделяющая эти планы, будет размыта.
2) Расположите альбом перед собой горизонтально.
3) Выполнив набросок простым карандашом, приступайте к работе красками. Для этой работы лучше всего использовать акварельные краски.
4) Особое внимание уделите предметам, расположенным на первом плане пейзажа. Они пишутся более энергично по цвету, контрастам, объёмно; дальние выглядят в виде плоского пятна с холодным голубоватым, фиолетовым или серым оттенком.
Спасибо за внимание.
Творческих успехов!