Министерство образования республики Дагестан Табасаранский район
МКОУ «Цуртильская СОШ»
План конспект открытого урока
по математике
4 класс
Тема:
Нахождение суммы нескольких слагаемых
Подготовил: учитель начальных классов
Абасов Рамис Эскерович
Цуртиль
НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ НЕСКОЛЬКИХ СЛАГАЕМЫХ
Цели: познакомить учащихся с разными способами нахождения суммы
нескольких слагаемых; закрепить навыки устных и письменных вычислений,
знание порядка действий в выражениях и умение решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Заполните таблицы.
k 170 90 c 410 700
a 230 40 b 70 90
k + a 330 160 c – b 220 50
2. Поставьте, где надо, скобки так, чтобы получилось верное равенство.
40 – 9 – 6 = 37 50 – 9 + 4 – 25 = 12
8 + 7 – 9 = 6 16 + 20 – 14 – 9 = 31
3. Дорисуйте недостающую фигуру.
III. Работа над новым материалом.
Учитель записывает на доске пример: 312 + 108 + 479.
Учитель. При письменном сложении нескольких слагаемых, как и при
сложении двух слагаемых, подписывают каждое слагаемое одно под другим:
единицы под единицами, десятки под десятками и т. д. – и складывают числа
поразрядно. Как можно использовать этот способ при письменном сложении
нескольких слагаемых?
Дети. Сначала можно найти сумму двух первых слагаемых, а затем к
полученной сумме прибавить третье слагаемое.
На доске появляется запись:
Учитель. Но можно также сложить три слагаемых одновременно.
На доске появляется запись:
Учитель обращает внимание детей на то, что при такой записи знак «+»
пишется только один раз. Вызванный к доске ученик с подробным объяснением
выполняет сложение.
Ответ полезно сравнить с результатом, полученным при решении первым
способом.
Для закрепления дети решают с комментированием у доски задание 21. При
этом следует обратить снимание на то, что проверка вычислений предполагает
перестановку слагаемых.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Работа над геометрическим материалом.
Задание 22 учащиеся выполняют совместно с учителем. Сначала дети
должны определить и назвать по чертежу на полях учебника виды углов.
Прямые углы: Е, К.
Острые углы: М, Д.
Тупые углы: С, В.
После этого измеряют длину каждого звена ломаной в миллиметрах и
вычисляют ее длину.
14 + 16 + 16 + 25 + 20 + 20 + 27 = 138 (мм)
О т в е т: 13 см 8 мм – длина ломаной.
2. Решение задач.
Задачу 23 учитель может предложить решить самостоятельно по вариантам:
I вариант отвечает на вопрос: «Сколько литров воды входит в 2 ведра?»;
II вариант отвечает на вопрос: «Сколько литров воды входит в 5 ведер?».
В 1 ведро Кол-во в. Всего л.
одинаково
12 в. 96 л
2 в. ? л
5 в. ? л
1) 96 : 12 = 8 (л) – в 1 ведре
2) 8 · 2 = 16 (л) – в 2 ведрах
3) 8 · 5 = 40 (л) – в 5 ведрах
О т в е т: 16 л в 2 ведрах, 40 л в 5 ведрах.
3. Решение примеров.
Задание 25 (1) можно предложить учащимся решить самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы учились складывать в столбик сразу несколько слагаемых.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. На уроке мы повторяли решение задач и примеров, вспомнили, как
найти длину ломаной.
Домашнее задание: задания 24, 25 (2), тетрадь № 1, с. 5, № 9–12.