СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект по биологии на тему "Дыхание растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План конспект по биологии на тему "Дыхание растений"»

Урок биологии в 6 классе.


Абдуллабекова Хадижат Мирзаевна- учитель биологии


ТЕМА: Дыхание растений.

Задачи урока:

  1. продолжить формирование знаний о дыхании орга­низмов как составной части обмена веществ; о дыха­нии растений и его сущности; о роли устьиц, чече­вичек и межклетников в газообмене у растений;

  2. ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяс­нять их результаты;

  3. научить учащихся применять знания о дыхании рас­тений при их выращивании и хранении урожая.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять значение дыха­ния в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений; учатся в ходе простей­ших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о про­цессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно- популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках, Интернете и интерпретировать её.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедея­тельности растений, у них формируются ценностно-смыс­ловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отноше­ния к растениям и их охраны.

Основные понятия урока: устьица, чечевички.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллю­страциями учебника, выполнение заданий в тет­ради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.

Ход урока

1. Организационный момент:

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.


2. Проверка знаний (фронтальный опрос): СЛАЙД 2

  • Что такое дыхание?

  • Как дышат насекомые?

  • У кого клеточное дыхание?

  • Как называется дыхание при помощи жабр?

  • Кто дышит жабрами?

  • Наземные позвоночные животные дышат…

  • Земноводные дышат…

  • Как называется такое дыхание?


3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эпиграф урока «Я дышу, а значит, я живу!» СЛАЙД 3

В.С. Высоцкий

- О дыхании каких организмов мы с вами только что говорили? ( о животных)

- Какие газы из воздуха участвуют в этом процессе? ( кислород и углекислый газ)

-А дышат ли так другие организмы? ( растения, записаваем тему урока в тетрадь).

4. Актуализация и пробное учебное действие СЛАЙД 4

- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)

- Третью графу заполнить в конце урока.



Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов

 Как дышат растения


При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород



5. Выявление места и причины затруднения СЛАЙД 5

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения СЛАЙД 6

У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.


7. Решение проблемы


-Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

- Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

8. Дополнительна информация. СЛАЙД 7

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

- Кто же в этом случае прав? ( мышонок задыхается)

- Почему у богатой дамы разболелась голова? (в темноте растения не выделяют кислород)

Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.

-Почему? (было много углекислого газа)


9. Проблемный вопрос и его решение:

-А все ли органы растения дышат?

Демонстрация опытов. ДИСК «КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ» биология 6 класс урок 9 № 7,урок 15 № 6


Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.

-Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли)

-Получается, что растения дышат только в темноте?(растения – живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)

-Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.


Физминутка:

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

10. Сранение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙД 8

Заполнение таблицы.

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

 Во всех клетках растения

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглосуточно

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Окисляются (распадаются)

6. Энергия?

Накапливается

 Выделяется

11. Постановка вопроса. СЛАЙД 9

-Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

Работа с учебником. стр.108 пункт «Дыхание растений» 1 абзац и рис 59.

У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.


12 .Охрана растений. СЛАЙД 10

-Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.


13. Подведение итога урока. СЛАЙД 11

-Проанализируйте знания полученные на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? (заполняем 3-ой столбик таблицы)


Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов

 Как дышат растения

 Растение дышит через чечевички, устьица и корневые волоски.

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

Для окисления органических веществ, для жизни


Мы узнали:

что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.

при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.

растение дышит через чечевички и устьица.


14. Домашнее задание СЛАЙД 12


1. Изучить § 29, раздел «Дыхание растений», отве­тить на вопрос 3 после параграфа.

2. Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»


15. Рефлексия. СЛАЙД 13


Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О)
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!