Урок биологии в 6 классе.
Абдуллабекова Хадижат Мирзаевна- учитель биологии
ТЕМА: Дыхание растений.
Задачи урока:
продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений;
ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты;
научить учащихся применять знания о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять значение дыхания в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений; учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
Основные понятия урока: устьица, чечевички.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.
Ход урока
1. Организационный момент:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2. Проверка знаний (фронтальный опрос): СЛАЙД 2
Что такое дыхание?
Как дышат насекомые?
У кого клеточное дыхание?
Как называется дыхание при помощи жабр?
Кто дышит жабрами?
Наземные позвоночные животные дышат…
Земноводные дышат…
Как называется такое дыхание?
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эпиграф урока «Я дышу, а значит, я живу!» СЛАЙД 3
В.С. Высоцкий
- О дыхании каких организмов мы с вами только что говорили? ( о животных)
- Какие газы из воздуха участвуют в этом процессе? ( кислород и углекислый газ)
-А дышат ли так другие организмы? ( растения, записаваем тему урока в тетрадь).
4. Актуализация и пробное учебное действие СЛАЙД 4
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)
- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)
- Третью графу заполнить в конце урока.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Дыхание – это свойство всех живых организмов | Как дышат растения | |
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ | Зачем нужен кислород | |
5. Выявление места и причины затруднения СЛАЙД 5
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения СЛАЙД 6
У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
- узнать, что такое дыхание
- что нужно для дыхания
- что образуется в процессе дыхания
- что вызвало гибель мышонка.
7. Решение проблемы
-Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.
"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".
- Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
8. Дополнительна информация. СЛАЙД 7
Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.
- Кто же в этом случае прав? ( мышонок задыхается)
- Почему у богатой дамы разболелась голова? (в темноте растения не выделяют кислород)
Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.
-Почему? (было много углекислого газа)
9. Проблемный вопрос и его решение:
-А все ли органы растения дышат?
Демонстрация опытов. ДИСК «КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ» биология 6 класс урок 9 № 7,урок 15 № 6
Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.
-Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли)
-Получается, что растения дышат только в темноте?(растения – живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)
-Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.
Физминутка:
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
10. Сранение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙД 8
Заполнение таблицы.
Черты процесса | Фотосинтез | Дыхание |
1. В каких клетках происходит? | В клетках, содержащих хлоропласты | Во всех клетках растения |
2. Какой газ поглощается? | Углекислый газ | Кислород |
3. Какой газ выделяется? | Кислород | Углекислый газ |
4. В какое время суток происходит? | Днём | Круглосуточно |
5. Что происходит с органическими веществами? | Образуются | Окисляются (распадаются) |
6. Энергия? | Накапливается | Выделяется |
11. Постановка вопроса. СЛАЙД 9
-Есть ли у растений специальные органы для дыхания?
Работа с учебником. стр.108 пункт «Дыхание растений» 1 абзац и рис 59.
У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.
12 .Охрана растений. СЛАЙД 10
-Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса
Мы должны их охранять всегда.
Нам жить в одной семье,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.
13. Подведение итога урока. СЛАЙД 11
-Проанализируйте знания полученные на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? (заполняем 3-ой столбик таблицы)
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Дыхание – это свойство всех живых организмов | Как дышат растения | Растение дышит через чечевички, устьица и корневые волоски. |
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ | Зачем нужен кислород | Для окисления органических веществ, для жизни |
Мы узнали:
что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.
при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.
растение дышит через чечевички и устьица.
14. Домашнее задание СЛАЙД 12
1. Изучить § 29, раздел «Дыхание растений», ответить на вопрос 3 после параграфа.
2. Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»
15. Рефлексия. СЛАЙД 13
Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О)