СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - Конспект по биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План - Конспект по биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий"»

План - конспект урока по биологии в 5 классе

«Строение и жизнедеятельность Бактерий»

Тема урока: Бактерии

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма урока: урок в групповой форме

Цель урока:  изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить обучающихся с особым отделом – цианобактериями.

Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при групповой работе

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную чарактеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный этап.


2 мин

Подготовка учащихся к работе на занятии, к восприятию темы

Готовность к уроку

-

Постановка цели и задач урока.


5 мин

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений


Дети сами формулируют тему и цели урока.


Просмотр видеоролика о бактериях.

Актуализация знаний.


3 мин

Побуждает к действию

Актуализируют данную тему

Ответы учащихся

Первичное усвоение новых знаний.


10 мин

Установление правильности и осознанности усвоения материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция

Работая в группе, создавалась ситуация поиска ответов на задания

Работа в группе по несколько человек (заранее рассаженных) по заданным пунктам. Распределение ролей в группе.

Раздаточный материал (приложение 1). Выполнение заданий. 1 группа: питание, 2 группа: жизнедеятельность, 3 группа: размножение.

Первичная проверка понимания


10 мин

Систематизирует и обобщает информацию

Заполнение схем, по ходу выступления каждой из команд

Раздаточный материал (приложение 2). 1 учащийся из каждой группы выступает перед классом, остальные заполняют кластер.

Первичное закрепление.


3 мин

Систематизирует и обобщает информацию, проводит физминутку.

Взаимоконтроль, составление синквейна

Синквейн (приложение 3)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


2 мин

Говорит учащимся о домашнем задании

Записывают д/з

Беседа с учащимися, запись в дневник

Рефлексия (подведение итогов занятия)


5 мин

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества


Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Рефлексия с помощью метода 5-ти шляп.









Приложение 1

Строение бактерий

Бактерия, как любая клетка, покрыта клеточной мембраной, поверх клеточной мембраны располагается особая защитная оболочкаклеточная стенка, которая сделана из особого вещества – муреина. Жидкая часть клетки носит название цитоплазмы, у бактерий нет ядра, вместо него есть сгусток цитоплазмы, в котором находится молекула, несущая информацию – молекула ДНК, и называется ядерное вещество. Каждый организм вырабатывает белок, бактерии не исключение, у них тоже есть части, вырабатывающие белок, и называются они рибосомы (включения), они распределены по всей клетке. Жгутик бактерии необходим для движения, но не все бактерии обладают жгутиком, не все они способны к передвижению. Не все бактерии имеют и особые ворсинки, которых существует два вида: одними бактерия прикрепляется к необходимым поверхностям, другие служат для передачи информации между бактериями. Внутри бактерии находится запасное питательное вещество. И клеточная оболочка, и клеточная мембрана проницаемы для веществ, которые необходимы бактерии для жизнедеятельности, в первую очередь, для питания. При образовании вредных веществ для бактерии они удаляются также через оболочку и мембрану, так происходит обмен веществ у бактерий.

Питание бактерий

Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами. Но есть бактерии, способные самостоятельно синтезировать органические вещества, используя в том числе и энергию света. В зависимости от типа питания бактерии деляться на группы. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических называются автотрофами. Есть бактерии – автотрофы, в клетках которых содержится хлорофилл – вещество, поглощающее энергию солнечного света. Так, цианобактерии способны образовывать органические вещества из неорганических, выделяя при этом кислород.

По способу питания бактерии, употребляющие готовые органические вещества, называют гетеротрофами. Их делят на две группы: сапротрофы (от греч. сапрос — гнилой и трофе — питание), получающие органические вещества из отмерших организмов, и паразиты (от греч. паразитос — нахлебник), питающиеся органическими веществами живых организмов. К сапротрофам относятся почвенные, молочнокислые, маслянокислые и другие бактерии.

Размножаются делением надвое

Приложение 2

Бактерии





СТРОЕНИЕ ПИТАНИЕ РАЗМНОЖЕНИЕ



Автотрофы

Гетеротрофы



­­­­­­__________________ _________________

__________________ _________________

__________________ _________________









_____________ ____________








Способ размножения: ________________






Бактерии – _____________________________________________________________



Приложение 3