ЧТО ВОКРУГ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
характеризовать опасность бытовых предметов;
знать основные правила перехода улицы;
знать сигналы обычного и пешеходного светофоров, дорожный знак «Пешеходный переход».
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
формулировать правила перехода улицы;
проводить самопроверку;
видеть потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении с ними;
моделировать устройство светофора;
оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;
сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
понимать, что даже самые обычные вещи могут оказаться опасными, если с ними неосторожно или неправильно обращаться.
Оборудование. У учителя — набор предметов, представляющих особую опасность (спички, нож, вязальные спицы и др.). У учащихся — ножницы, клей для изготовления модели светофора.
Предварительная работа. На урок может быть приглашён сотрудник ГИБДД для беседы о правилах безопасности пешехода. В этом случае заранее готовится его «визитная карточка».
Ход урока
Мотивация и целеполагание. Мудрая Черепаха появляется на уроке с забинтованной лапкой и сетует на то, что была неосторожной при обращении с обычными ножницами. Муравей Вопросик выражает ей сочувствие и спрашивает: «Что вокруг нас может быть опасным?» Дети высказывают свое мнение, приводя различные примеры, после чего зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся».
Актуализация знаний и умений. Учитель просит еще раз вспомнить, какие предметы дети видели в доме у Муравьишки. Учитель: «Давайте снова рассмотрим рисунок на с. 42 учебника и скажем Муравьишке, какие предметы в его доме могут представлять опасность и почему». Дети называют предметы, объясняют их потенциальную опасность. Муравьишка может задавать уточняющие вопросы, помогающие анализу рисунка. Учитель: «А теперь, ребята, мысленно перенеситесь к себе домой. Вспомните, что окружает вас дома. Какие из этих предметов могут быть опасными?»
Освоение нового содержания и его применение. Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике (с. 46) и коллективно обсуждают, какие опасности могут нести изображенные предметы, как нужно с ними обращаться, чтобы избежать опасности. Фотографии и рисунки можно рассматривать в произвольном порядке, а затем систематизировать по характеру опасности: электрический ток, опасность пожара, режущие и колющие предметы, опасность травм, ожогов и др. Некоторые предметы несут сразу несколько видов опасности: например, газовая плита с духовкой может вызвать пожар, утечку газа, ожог. Особое внимание следует обратить на опасности, которые несёт телевизор, если смотреть его подолгу и сидеть близко к экрану (утомление, ухудшение зрения и т.д.).
После завершения работы с рисунками учитель от имени Муравья Вопросика демонстрирует принесённые в класс предметы и просит повторить, какую опасность они могут представлять и как её избежать.
Приобретенные знания о характере опасности, которую несут различные предметы, применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 32, №1). Дети выполняют его самостоятельно, а затем коллективно проверяют и обсуждают.
Следующий этап урока можно начать с вопроса Муравьишки: «Ребята, а что может быть опасным на улице?» Выслушав детей, учитель подчеркивает, что на улице большую опасность представляют автомобили, а особую осторожность надо соблюдать при переходе улицы. Дети в парах выполняют задание на с. 47 учебника (вверху) с использованием «Страничек для самопроверки».
Затем организуется деятельность моделирования: учащиеся вырезают из Приложения рабочей тетради (с. 63) заготовку светофора и склеивают его модель. При этом учитель акцентирует внимание на безопасности при работе с ножницами, напоминает о том, что случилось с Черепахой. Затем, используя модель, дети повторяют сигналы светофора. На этом этапе в уроке может участвовать приглашённый сотрудник ГИБДД. Учитель (или сотрудник ГИБДД) дополняет важнейшие правила перехода улицы практическими советами, рассказывает о тех местах в окрестностях школы, микрорайоне, где нужно быть особенно внимательными.
После этого учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 32, № 2).
В заключительной части урока дети коллективно сочиняют сказку о том, как муравьишки учились переходить улицу (по рисунку на с. 47 учебника).
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что вокруг нас может быть опасным?». Ответы детей обобщаются с помощью вывода на с. 47 учебника.
Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 47 учебника. Сотрудник ГИБДД также оценивает работу детей на уроке, вручает им свою «визитную карточку».
Физкультминутки.
Тили-бом! Тили-бом! (Руки перед собой, хлопки.)
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом! (Руки подняты вверх.)
Бежит курочка с ведром (Имитация движений.)
Заливать кошкин дом,
А лошадка с фонарём,
А собачка с помелом...
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас! (Хлопки, прыжки.)
Рекомендации для занятий в семье
Выполните с ребенком задание в рабочей тетради (с. 33, №3).