СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока географии в 6 классе «А» по теме: «Строение земного шара»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

Просмотр содержимого документа
«6 кл план-конспект урока Внутреннее строение земли»

План-конспект урока географии в 6 классе «А»

по теме: «Строение земного шара»

Учитель географии Морозова О.В.


Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.


Задачи:

Образовательные: ознакомить детей  с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.

Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная формы организации материала.

Оборудование: экран, компьютер, презентация, карточки с таблицей «Внутреннее строение Земли»

Тип урока: урок изучения нового материала


Ход урока

I. Организационный момент. Рефлексия (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости посмотреть, как у нас проходит урок, как вы занимаетесь. Давайте поздороваемся с ними.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния



II. Сообщение новой темы. Постановка целей (5 мин.).

Итак, мы с вами переходим к изучению 3 раздела под названием …

А это мы узнаем, выполнив тест «Географическая карта». Вспомним материал прошлого раздела.

Выполняют задание в маршрутном листе, заполняют таблицу, выбирая буквы с правильными ответами. Слайд 2.

Взаимопроверка ответов. Оценивание.

При правильном выборе ответов у вас получится тема следующего раздела. Литосфера.

1. На плане местности указан именованный масштаб «в 1 см – 6 м». Какой численный масштаб ему соответствует?

А) 1:6 К) 1:6000

В) 1:60 Л) 1:600

2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:

В) Северным тропиком К) нулевым меридианом

Б) Южным тропиком И) экватором

3. Длина окружности Земли по экватору:

К) 4400 км У) 400000 км

Т) 40000 км Х) 40040 км

4. Географическая долгота бывает:

М) северной и южной Р) южной и восточной

Б) северной и западной О) западной и восточной

5. От экватора отсчитывается:

С) западная и восточная долгота

Т) северная и южная долгота

В) западная и восточная широта

С) северная и южная широта

6. Методом качественного фона на карте можно изобразить:

Ф) глубину океана Д) реки

В) города И) месторождения полезных ископаемых

7. Азимут направления на северо-восток составляет:

У) 0° Е) 45°

П) 90° Г) 295°

8. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:

А) рельефом М) абсолютной высотой

Л) изогипсой Р) относительной высотой

9. Изогипсы – это линии равных:

В) глубин Ж) температур

А) высот У) скоростей

0-1 ошибки – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибки – «3» Слайд 3


Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)

А что такое глобус?

Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?

Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока) .

Тема урока – «СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА». Слайд 4


Запись темы урока и даты в тетрадь.


- Исходя из темы сформулируйте цель урока.


- Просмотрев текст в учебнике разбейте его на части.

Итак, изучать данную тему мы будем по следующему плану:

  1. Внутреннее строение Земли;

  2. Изучение недр Земли;

  3. Литосфера.



III. Изучение нового материала (22 мин)


1) Строение земного шара

Сейчас мы с вами прочитаем по ролям рассказ «Конфета Земля» Слайд 5



Вася: Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

Коля: Какая, Вась?

Вася: Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

Коля: Ну да...

Вася: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

Вася: Побежали!

Коля: Баааааабушка!

Бабушка: Что, Коленька?

Коля: Бабушка, где у нас лопата лежит?

Бабушка: В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

Коля: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?

Вася: А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

Коля: Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

Вася: Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

- Подведение итогов рассказа

Земной шар имеет слоистое строение. Состоит из трех слоев.


Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» Слайд 6.

-  Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?

- Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, желтое - ядро. Земля имеет послойное строение.





Работа с учебником. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно). Слайд 7

Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Выставление оценок в оценочный лист.

Внутреннее строение Земли

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние слоя

Температура слоя

1.

Земная кора

5–80 км

Твердая

Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м)

2.

Мантия


2,9 тыс. км

нижняя – твердая

средняя–полужидкая

верхняя - твердая

2000°С

3.

Ядро

3,5 тыс. км

твердое, из железа

(внешнее жидкое, внутреннее -твердое)

6000°С



На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.

Откройте рис. 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора» Слайд 8.



Земная кора



Материковая Океаническая



3 слоя 2 слоя



Осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый

Самооценивание. Выставление отметки в оценочный лист



Физминутка

Слова, расклеенные по классу: + 6000°С, ядро, +3°С, мантия, земная кора, 5-10 км., материковая

  1. Какова температура ядра? + 6000°С

  2. На сколько градусов увеличивается температура земной коры на каждые 100 м? +3°С

  3. Оболочка Земли, состоящая главным образом из железа. ядро

  4. Мощность этого слоя Земли составляет 2900 км. мантия

  5. Верхний слой Земли? земная кора.

  6. Какая земная кора состоит из 3 слоев? материковая

  7. Какова мощность океанической земной коры? 5-10 км

2) Изучение недр Земли.

Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами. Слайд 9

- Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород, разрезов шахт и рудников, буровых скважин, дают возможность судить о строении приповерхностной части земной коры. Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км. В вулканических областях по продуктам извержения вулканов можно судить о составе вещества на глубинах 50-100 км.

- В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами. Одним из важнейших методов является сейсмический (греч. «сейсмос» - трясение) метод, основанный на изучении естественных землетрясений и «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными вибрационными воздействиями на земную кору.

Просмотр видеофрагмента «Изучение недр Земли» Слайд-видео 10



3) Литосфера

- Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.

Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Запись определения в тетрадь


IV. Закрепление (7 мин).

1) «Найди соответствия»

А) мантия

1) твердая. Толщина 5-80км. Температура увеличивается на 3°С на каждые 100м

Б) ядро

2) имеет 3 слоя, температура 2000°С

В) земная кора

3) состоит из железа, температура 6000°С



2) Заполни пропуски

В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая. Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3 слоя.

Проверяем, зачитывая ответы поочередно

Самооценка: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4- 5 ошибок – «3»



V. Заключительная часть (5 мин)

1. Домашнее задание: § 9, на «4» рис. 28 стр. 57 и рис.30 в тетрадь из учебника , на «5» стр. 61. от теории к практике. Изготовить модель, отражающую внутреннее строение земли. Слайд 12.

2. Рефлексия.



Приложение.

Маршрутный лист Ф. И. класс


Задание 1. Ответе на вопросы теста по теме «Географическая карта». При правильном выборе ответов у вас получится тема следующего раздела. Правильные ответы впишите в таблицу:












1. На плане местности указан именованный масштаб «в 1 см – 6 м». Какой численный масштаб ему соответствует?

А) 1:6 К) 1:6000

В) 1:60 Л) 1:600

2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:

В) Северным тропиком К) нулевым меридианом

Б) Южным тропиком И) экватором

3. Длина окружности Земли по экватору:

К) 4400 км У) 400000 км

Т) 40000 км Х) 40040 км

4. Географическая долгота бывает:

М) северной и южной Р) южной и восточной

Б) северной и западной О) западной и восточной

5. От экватора отсчитывается:

С) западная и восточная долгота

Т) северная и южная долгота

В) западная и восточная широта

С) северная и южная широта

6. Методом качественного фона на карте можно изобразить:

Ф) глубину океана Д) реки

В) города И) месторождения полезных ископаемых

7. Азимут направления на северо-восток составляет:

У) 0° Е) 45°

П) 90° Г) 295°

8. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:

А) рельефом М) абсолютной высотой

Л) изогипсой Р) относительной высотой

9. Изогипсы – это линии равных:

В) глубин Ж) температур

А) высот У) скоростей

0– «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3»

Баллы:





















Задание 2. Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Внутреннее строение Земли


Внутреннее строение Земли

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние слоя

Температура слоя

1.

Ядро





6000°С


2.

Мантия




нижняя – твердая

средняя–полужидкая

верхняя - твердая


3.

Земная кора

5–80 км






Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м. (начиная с глубина 20-30м)


0-1 ошибки – «5» 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3»


Баллы:


Задание 3. Откройте рис. 30 на стр. 58 учебника и заполните пропуски в схеме «Земная кора».



Земная кора





3 слоя 2 слоя




0-1 ошибки – «5» 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3»

Баллы:



Задание 4. Заполни пропуски

В центре Земли находится………, радиус которого примерно равен ……. тыс. км, а температуры соответствуют ……..°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является ………, температура которой ……….. °С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — …………... Земная кора подразделяется на два основных типа: ……………. и …………….. Под материками земная кора …………….., чем под океанами и имеет ………….слоя.


0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4- 5 ошибок – «3»

Общий балл:

18-20 баллов- «5», 17-15 баллов- «4»

Просмотр содержимого презентации
«6 класс внутреннее строение земли»

Добрый день!

Добрый день!

Тест «Географическая карта» 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Тест

«Географическая карта»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тест «Географическая карта» 1 Л 2 3 И Т 4 5 О С 6 7 Ф 8 Е 9 Р А

Тест

«Географическая карта»

1

Л

2

3

И

Т

4

5

О

С

6

7

Ф

8

Е

9

Р

А

Строение земного шара Цель урока : узнать о внутреннем строении Земного шара и о способах изучения земных недр.   План урока: 1. Внутреннее строение Земли; 2. Изучение недр Земли; 3. Литосфера.

Строение земного шара

Цель урока :

узнать о внутреннем строении Земного шара и о способах изучения земных недр.

 

План урока:

1. Внутреннее строение Земли;

2. Изучение недр Земли;

3. Литосфера.

Рассказ «Конфета Земля »

Рассказ

«Конфета Земля »

Внутреннее строение Земли

Внутреннее строение Земли

Внутреннее строение Земли № 1. Название оболочки Ядро 2. Размер (толщина) 3. 3,5 тыс. км Мантия Состояние слоя Температура слоя Твердое, из железа (внешнее жидкое, внутреннее-твердое) 2,9 тыс. км Земная кора 5–80 км нижняя – твердая  6000°С  2000°С средняя–полужидкая Твердая верхняя - твердая Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м)

Внутреннее строение Земли

1.

Название оболочки

Ядро

2.

Размер (толщина)

3.

3,5 тыс. км

Мантия

Состояние слоя

Температура слоя

Твердое, из железа (внешнее жидкое, внутреннее-твердое)

2,9 тыс. км

Земная кора

5–80 км

нижняя – твердая

6000°С

2000°С

средняя–полужидкая

Твердая

верхняя - твердая

Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м)

ЗЕМНАЯ КОРА     3 слоя 2 слоя   3 слоя 2 слоя

ЗЕМНАЯ КОРА

3 слоя 2 слоя

3 слоя

2 слоя

ЗЕМНАЯ КОРА     3 слоя 2 слоя   океаническая материковая 3 слоя 2 слоя базальтовый осадочный осадочный базальтовый гранитный

ЗЕМНАЯ КОРА

3 слоя 2 слоя

океаническая

материковая

3 слоя

2 слоя

базальтовый

осадочный

осадочный

базальтовый

гранитный

Изучение недр земли Науки геология геофизика

Изучение недр земли

Науки

геология геофизика

Домашнее задание § 9 вопросы стр. 60 (1-6) На «4» рис. 28 стр. 57 и рис.30 учебника в тетрадь , на «5» стр. 61. от теории к практике. Изготовить модель, отражающую внутреннее строение земли

Домашнее задание

§ 9 вопросы стр. 60 (1-6)

На «4» рис. 28 стр. 57 и рис.30 учебника в тетрадь , на «5» стр. 61. от теории к практике. Изготовить модель, отражающую внутреннее строение земли

Спасибо за   внимание!

Спасибо за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!