1. Актуализация знаний (3 минуты) 2. Изучение нового материала – Слушание (17 минут) Физминутка (3 минуты) Организация исполнительской деятельности: распевание, пение (15 минут) 5. Рефлексия (2 минуты) | Здравствуйте ребята! Меня зовут Лола Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Урок мы начнем с загадки: В театре очень интересно, Когда в спектакле все поют. И музыку играл оркестр. Спектакль как же назовут? (опера) Что же такое опера? Откройте тетради и запишите определение. Опера – это музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра. В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. Например, в Москве это известный во всем мире Большой театр. Лучшие музыканты, дирижеры, певцы, режиссеры, художники участвуют в постановке опер и балетов. Какие театры нашего города вы знаете? Сегодня мы познакомимся с замечательной оперой, которая называется «Руслан и Людмила». Оперу написал известный композитор М.И.Глинка. Еще при жизни А.С.Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила», но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта. На основе сказочной поэмы М.И. Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой. Опера с большими перерывами была написана за пять лет. Премьера состоялась в 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге. Наши ручки и ножки устали, поэтому сейчас мы немного разомнемся. Сейчас я расскажу 1 действие оперы. Шумит весельем свадебный пир в гриднице великого киевского князя Светозара. Светозар выдает свою дочь Людмилу за храброго витязя Руслана. Вещий певец Баян в своей песне предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: им уготованы разлука и тяжкие испытания. Неудачливые соперники Руслана - хвастливый Фарлаф и пылкий, мечтательный Ратмир - втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных, и на смену печали придут радость и счастье. Гости поднимают заздравные чаши, славят молодых. Грустно расставаться Людмиле с отцом, с родным Киевом. Шутливо утешая Фарлафа и Ратмира, она просит простить за отказ, и со словами привета обращается к избраннику сердца Руслану. Светозар благословляет молодых. Внезапно раздаются удары грома, наступает мрак, все поражены: «Какое чудное мгновенье! Что значит этот дивный сон?» Таинственный мрак постепенно рассеивается, но Людмилы нигде нет: она похищена. В награду тому, кто спасет княжну, Светозар обещает руку дочери и полцарства. Витязи отправляются на поиски. Сейчас мы послушаем увертюру оперы, Увертюра – это музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы. Прослушайте и скажите, какая музыка в начале опере, что она нам повествует? О чем хочет рассказать? В начале оперы вещий певец Баян в своей песне предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: уготованы разлука и тяжкие испытания, однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных, и на смену печали придут радость и счастье. Сейчас мы послушаем 2 песнь Баяна. Прослушайте и ответьте, какой характер у этого произведения? Чем увертюра отличается от песни Баяна? Молодцы! На следующем уроке мы продолжим говорить об опере, и я расскажу, что же было дальше. Настало время для пения, подготовим наш голос к пению. А вот еще одна загадка: Друг без друга мы скучаем, Вместе с радостью играем. И нам ссориться не нужно. Ведь всего сильнее ... (Дружба) Правильно. Знаете ли вы ребята песню про дружбу? Вспомним песню «Мир похож на цветной луг». ВХР трудности | Методы и приемы | Ритмический рисунок: залигованные ноты, половинные, паузы Повышенный знак: соль диез Четкое проговаривание звуков: «ль, ть, г, й, д». Высокие скачки: квинты, сексты | прохлопать ритм; дирижерский жест; показ звуковысотности; собственное исполнение; помощь инструмента, показ звуковысотности | Молодцы ребята! Подведем итог нашего урока, посмотрите на экран и ответьте на вопросы? 1. Как называется опера, с которой мы сегодня познакомились? 2. Что же такое опера? 3. Кто автор оперы «Руслан и Людмила? Правильно, молодцы! Домашнее задание выписать главных действующих лиц оперы. Урок подошел к концу, до свидания! | Отвечают на вопросы Записывают определение Ритмические движения Слушают, анализируют Распевание Пение | «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка 2 песнь Баяна «Есть пустынный край» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка «Мир похож на цветной луг» музыка А.Шаинского, слова М.Пляцковского | Организовать свое рабочее место. Введение в урок П: расширять свои представления о музыке; Р: участие в учебном диалоге; Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения. К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном слушание, понимание настроения других людей. Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата П: выделение познавательной цели – узнать и разучить песню Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |