СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока по музыке "Опера Руслан и Людмила"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока по музыке "Опера Руслан и Людмила"»

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.

Планируемые результаты:

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

Предметные: уметь определять тему урока, ставить перед собой задачи; исполнять песню «Мир похож на цветной луг»

музыка А.Шаинского, слова М.Пляцковского с настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с Увертюрой, 2 песней Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинкиуслан и .

Сделать анализ прослушанного произведения.

Личностные: Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи Увертюра и 2 песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, ноты «Мир похож на цветной луг» музыка А.Шаинского, слова М.Пляцковского




Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Актуализация знаний (3 минуты)

















2. Изучение нового материала – Слушание (17 минут)











Физминутка (3 минуты)

















































Организация исполнительской деятельности:

распевание, пение (15 минут)





























5. Рефлексия (2 минуты)




Здравствуйте ребята! Меня зовут Лола Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Урок мы начнем с загадки:

В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут? (опера)

Что же такое опера? Откройте тетради и запишите определение. Опера – это музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра. В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. Например, в Москве это известный во всем мире Большой театр. Лучшие музыканты, дирижеры, певцы, режиссеры, художники участвуют в постановке опер и балетов. Какие театры нашего города вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с замечательной оперой, которая называется «Руслан и Людмила». Оперу написал известный композитор М.И.Глинка. Еще при жизни А.С.Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила», но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта. На основе сказочной поэмы М.И. Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой. Опера с большими перерывами была написана за пять лет. Премьера состоялась в 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге.

Наши ручки и ножки устали, поэтому сейчас мы немного разомнемся.

Сейчас я расскажу 1 действие оперы. Шумит весельем свадебный пир в гриднице великого киевского князя Светозара. Светозар выдает свою дочь Людмилу за храброго витязя Руслана. Вещий певец Баян в своей песне предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: им уготованы разлука и тяжкие испытания. Неудачливые соперники Руслана - хвастливый Фарлаф и пылкий, мечтательный Ратмир - втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных, и на смену печали придут радость и счастье. Гости поднимают заздравные чаши, славят молодых. Грустно расставаться Людмиле с отцом, с родным Киевом. Шутливо утешая Фарлафа и Ратмира, она просит простить за отказ, и со словами привета обращается к избраннику сердца Руслану. Светозар благословляет молодых. Внезапно раздаются удары грома, наступает мрак, все поражены: «Какое чудное мгновенье! Что значит этот дивный сон?» Таинственный мрак постепенно рассеивается, но Людмилы нигде нет: она похищена. В награду тому, кто спасет княжну, Светозар обещает руку дочери и полцарства. Витязи отправляются на поиски.

Сейчас мы послушаем увертюру оперы, Увертюра – это музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы. Прослушайте и скажите, какая музыка в начале опере, что она нам повествует? О чем хочет рассказать?

В начале оперы вещий певец Баян в своей песне предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: уготованы разлука и тяжкие испытания, однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных, и на смену печали придут радость и счастье. Сейчас мы послушаем 2 песнь Баяна. Прослушайте и ответьте, какой характер у этого произведения? Чем увертюра отличается от песни Баяна?

Молодцы! На следующем уроке мы продолжим говорить об опере, и я расскажу, что же было дальше.





Настало время для пения, подготовим наш голос к пению.

А вот еще одна загадка:

Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее ... (Дружба)

Правильно. Знаете ли вы ребята песню про дружбу? Вспомним песню «Мир похож на цветной луг».

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: залигованные ноты, половинные, паузы

Повышенный знак: соль диез

Четкое проговаривание звуков: «ль, ть, г, й, д».

Высокие скачки: квинты, сексты


прохлопать ритм;

дирижерский жест;


показ звуковысотности;

собственное исполнение;


помощь инструмента, показ звуковысотности




Молодцы ребята! Подведем итог нашего урока, посмотрите на экран и ответьте на вопросы?

1. Как называется опера, с которой мы сегодня познакомились?

2. Что же такое опера?

3. Кто автор оперы «Руслан и Людмила?

Правильно, молодцы! Домашнее задание выписать главных действующих лиц оперы. Урок подошел к концу, до свидания!

Отвечают на вопросы




Записывают определение









Ритмические движения













Слушают, анализируют










Распевание


Пение

























































«Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка


2 песнь Баяна «Есть пустынный край» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка




















«Мир похож на цветной луг» музыка А.Шаинского, слова М.Пляцковского

Организовать свое рабочее место. Введение в

урок 









П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;





Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.






К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой





Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном слушание, понимание настроения других людей.


















Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата





П: выделение познавательной цели – узнать и разучить песню











Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.