СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"»

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Цель урока: формирование правил сложения и вычитания десятичных дробей; ознакомить с приёмом сложения и вычитания десятичных дробей; подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно.

Цель деятельности учителя: создать условия для обучения учащихся правилам сложения и вычитания десятичных дробей и для ознакомления с алгоритмом этих действий, повторение сравнения десятичных дробей, формирование УУД.

Задачи: изучить правила сложения и вычитания десятичных дробей;

производить действия на сложение и вычитание десятичных дробей;

продолжить совершенствование вычислительных навыков.



Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.


Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность (создание проблемной ситуации).


Установка тематических рамок.


Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на доску и прочитайте числа. (На доске : 8,4 и 6,125)

Какие задания с этими числами можно придумать?

(Можно придумать с ними задачу, заменить их смешанным числом, их можно сравнить)

Давайте придумаем с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением , а затем вычитанием.

Каких знаний нам не хватает, чтобы решить такую задачу?

Давайте подумаем, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Правильно, тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». Мы научимся их складывать и вычитать.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают тип урока и шаги учебной деятельности.


Знать, что такое десятичные дроби, уметь их записывать и читать.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Цель:

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

Ребята! Давайте попробуем найти сумму: 5,2 + 3,4.

Давайте подумаем, как можно это сделать? ( нужно перевести десятичные дроби в обыкновенные)

Обратив эти дроби в обыкновенные, получим:

5,2 + 3,4 = 5 + 3 = 8 = 8 = 8,6


То есть 5,2 + 3,4 = 8,6

(Посмотрите, мы сложили целые части отдельно, а дробные отдельно, т.е. сложили по разрядам.)


или


5,2

+3,4

8,6


Посмотрите, ребята! Мы можем получить такой же ответ, выполнив сложение в столбик.


Можно ли выполнить сложение, не переводя десятичные дроби в обыкновенные? (можно)

А как? (можно выполнить действие в столбик)

А можно ли выполнить вычитание десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные? (можно)

А как? (так же как и сложение – в столбик)


Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Знать правило перевода десятичных дробей в смешанные числа и наоборот.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

Работа с учебником: стр. 220 - 222


-Давайте еще раз проговорим тему урока.

-Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему «Сложение вычитание десятичных дробей»?

-Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему.

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели.


При сложении (вычитании) десятичных дробей надо: 


    1) при необходимости уравнять количество знаков после запятой, 
добавляя нули к соответствующей дроби. 


    2) Записать дроби так, чтобы их запятые находились друг под другом. 


    3) Сложить (вычесть), не обращая внимания на запятую. 


    4) Поставить запятую в сумме (разности) под запятыми, 
складываемых (вычитаемых) дробей.    

Уметь работать с текстом учебника. Составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4. Реализация построенного проекта.

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Задание 1:

Выполните сложение десятичных дробей:

а). 5,8 + 22,191

б). 8,9021 + 0,68

в). 2,7 + 1,35

г). 13,75 + 8,2

д). 95,381 + 3,219


Задание 2:

Выполните вычитание десятичных дробей:

а). 9,4 – 7,3

б). 16,78 – 5,48

в). 11,1 – 2,8

г). 6,6 – 5,99

д). 88,252 – 4,69


С проговариванием во внешней речи

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках

Научиться применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

5. Первичное закрепление темы.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником: стр. 223

№ 864, №866.

С комментариями

Выполняют задания на доске и в тетрадях.

Уметь применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (математический диктант, тест)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку;

-организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

Самостоятельная работа.

Графический диктант:

Ответ «да» соответствует символу +, ответ «нет» символу –

1). 0,2 + 0,3 = 0,5

2). 0,03 + 0,04 = 0,07

3). 0,81 + 1 = 0,82

4). 0,37 + 0,21 = 0,58

5). 0,12 + 0,4 = 0,16

6). 0,1 + 0,01 = 0,11

7). 0,76 + 0,2 = 0,96

8). 5 + 3,8 = 9,8

9). 3,5 + 4,5 = 8

10). 0,8 + 0,7 = 0,15


Самопроверка: 0 ошибок – «5»;

1 ошибка – «4»;

2 ошибки – «3»;

Более 2-х ошибок –«2».

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку. Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки.


Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания урока;

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Подведем итоги работы на уроке.

-Какую цель мы ставили? (научиться складывать и вычитать десятичные дроби)

-Назовите тему урока.(сложение и вычитание десятичных дробей)

-Скажите, что нового вы узнали на уроке?


Оцените свою деятельность на уроке ( в тетрадях):

«» - я всё понял, у меня всё получилось;

«» - не всё получилось, но я доволен своей работой;

«» - я хорошо знаю теоретический материал, но на практике у меня не всё получилось;

«?» - мне было очень сложно

-Оценки за урок.



Домашнее задание:

№ 865, № 867

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали нового на уроке.

Записывают домашнее задание.


Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.