СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.
продолжить совершенствование вычислительных навыков.
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность (создание проблемной ситуации). Установка тематических рамок. Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску и прочитайте числа. (На доске : 8,4 и 6,125) Какие задания с этими числами можно придумать? (Можно придумать с ними задачу, заменить их смешанным числом, их можно сравнить) Давайте придумаем с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением , а затем вычитанием. Каких знаний нам не хватает, чтобы решить такую задачу? Давайте подумаем, чему мы сегодня будем учиться на уроке? Правильно, тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». Мы научимся их складывать и вычитать. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Проговаривают тип урока и шаги учебной деятельности. | Знать, что такое десятичные дроби, уметь их записывать и читать. | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Цель: -обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место индивидуального затруднения; -фиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. | Ребята! Давайте попробуем найти сумму: 5,2 + 3,4. Давайте подумаем, как можно это сделать? ( нужно перевести десятичные дроби в обыкновенные) Обратив эти дроби в обыкновенные, получим: 5,2 + 3,4 = 5 + 3 = 8 = 8 = 8,6 То есть 5,2 + 3,4 = 8,6 (Посмотрите, мы сложили целые части отдельно, а дробные отдельно, т.е. сложили по разрядам.) или 5,2 +3,4 8,6 Посмотрите, ребята! Мы можем получить такой же ответ, выполнив сложение в столбик. Можно ли выполнить сложение, не переводя десятичные дроби в обыкновенные? (можно) А как? (можно выполнить действие в столбик) А можно ли выполнить вычитание десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные? (можно) А как? (так же как и сложение – в столбик) | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. | Знать правило перевода десятичных дробей в смешанные числа и наоборот. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
3. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий. | Работа с учебником: стр. 220 - 222 -Давайте еще раз проговорим тему урока. -Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему «Сложение вычитание десятичных дробей»? -Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему. | С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели. При сложении (вычитании) десятичных дробей надо:
1) при необходимости уравнять количество знаков после запятой, добавляя нули к соответствующей дроби.
2) Записать дроби так, чтобы их запятые находились друг под другом.
3) Сложить (вычесть), не обращая внимания на запятую.
4) Поставить запятую в сумме (разности) под запятыми, складываемых (вычитаемых) дробей. | Уметь работать с текстом учебника. Составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
4. Реализация построенного проекта. Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; -закрепить новые знания в речи и знаках; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках. | Задание 1: Выполните сложение десятичных дробей: а). 5,8 + 22,191 б). 8,9021 + 0,68 в). 2,7 + 1,35 г). 13,75 + 8,2 д). 95,381 + 3,219 Задание 2: Выполните вычитание десятичных дробей: а). 9,4 – 7,3 б). 16,78 – 5,48 в). 11,1 – 2,8 г). 6,6 – 5,99 д). 88,252 – 4,69 С проговариванием во внешней речи | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках | Научиться применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. | Познавательные: уметь добывать новые знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективному плану. |
5. Первичное закрепление темы. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Работа с учебником: стр. 223 № 864, №866. С комментариями | Выполняют задания на доске и в тетрадях. | Уметь применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (математический диктант, тест) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. | организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку; -организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. | Самостоятельная работа. Графический диктант: Ответ «да» соответствует символу +, ответ «нет» символу – 1). 0,2 + 0,3 = 0,5 2). 0,03 + 0,04 = 0,07 3). 0,81 + 1 = 0,82 4). 0,37 + 0,21 = 0,58 5). 0,12 + 0,4 = 0,16 6). 0,1 + 0,01 = 0,11 7). 0,76 + 0,2 = 0,96 8). 5 + 3,8 = 9,8 9). 3,5 + 4,5 = 8 10). 0,8 + 0,7 = 0,15 Самопроверка: 0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; Более 2-х ошибок –«2». | Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку. Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Познавательные: использовать знаково-символические средства. Личностные: уметь осуществлять самооценку. |
7. Рефлексия учебной деятельности. Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания урока; рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Подведем итоги работы на уроке. -Какую цель мы ставили? (научиться складывать и вычитать десятичные дроби) -Назовите тему урока.(сложение и вычитание десятичных дробей) -Скажите, что нового вы узнали на уроке? Оцените свою деятельность на уроке ( в тетрадях): «» - я всё понял, у меня всё получилось; «» - не всё получилось, но я доволен своей работой; «» - я хорошо знаю теоретический материал, но на практике у меня не всё получилось; «?» - мне было очень сложно -Оценки за урок. Домашнее задание: № 865, № 867 | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали нового на уроке. Записывают домашнее задание. | | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий. Личностные: уметь осуществлять самооценку. |