Тема урока. Построение углов.
Тип урока. Урок рефлексии.
Вид урока. Комбинированный урок.
Цели:
Содержательная: повторение понятий "угол", "виды углов", закрепление навыка измерения углов с помощью транспортира, исследование техники построения угла в 30° с помощью квадратного листа бумаги.
Деятельностная: развитие умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности, развитие навыков оценки своей деятельности.
Основные понятия: градус, транспортир, измерение углов, развернутый угол, острый, прямой, тупой угол.
Оборудование и материалы: транспортиры, проектор, кроссворд, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть всех вас на занятии. На нашем уроке присутствуют гости, давайте порадуем их хорошими знаниями.
2. Мотивация урока. (слайд 2)
- Все вы, наверняка, любите решать кроссворды? Поэтому я хочу предложить вам решить небольшой кроссворд.
- В выделенном столбце получится ключевое слово урока.
1. Угол, стороны которого образуют прямую? (развернутый)
2. Единица измерения угла? (градус)
3. Угол, градусная мера которого меньше 90°? (острый)
4. Геометрическая фигура, образующая сторону угла? (луч)
Рисунок 1
- Теперь прочтем слово, которое получилось в первом вертикальном столбце? (угол)
- А теперь запишите в ваших маршрутных картах в столбце «ЗНАЮ» все, что знаете об углах.
(прямой, острый, тупой, развернутый, транспортир, астролябия, теодолит )
3. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Упражнение 1. (индивидуальная работа в маршрутных листах)
1. Построить половину развернутого угла, половину прямого угла, третью часть прямого угла.
Упражнение 2. (самостоятельная работа учащихся в парах)
- У вас на парте три макета углов трех цветов: красный - 90o, зеленый - 45o, синий - 30o.
- Развернитесь друг к другу, поработайте в паре. Я прошу вас составить из макетов углы: 135o, 75o, 15o.
Проверка (слайд 5)
Постановка целей и темы урока.
- С помощью макетов у вас получились углы с заданными градусными мерами. Макеты я построила с помощью транспортира. А как без транспортира строить углы? Заполним в таблице столбик «ХОЧУ ЗНАТЬ»
(тема: Построение углов без транспортира. Цель: разобрать способ построение угла с помощью листа бумаги).
4. Выполнение мини-проекта.
Проблемный вопрос
Решим задачу, внимательно слушайте ее условие.
Исследовательская работа (слайд 6)
- Основным показателем при расчете лестничного марша является его уклон (крутизна). Идеальный уклон 30 градусов, он создается с помощью Тетивы. Тетива – это основа лестницы, несущая опорная конструкция, в виде наклонных балок. Папа на даче строит лестницу и хочет установить угол наклона балок в 30 градусов. Для этого ему нужен макет угла из фанеры. Он просит своего сына помочь ему сделать бумажный шаблон угла, который он затем приложит к фанере и выпилит нужный макет.
- Что мы с вами должны сделать? (шаблон угла в 30 градусов)
- При наличии транспортира отложить любой угол можно! Но транспортира на даче нет, и данный угол нужно получить здесь и сейчас!!!
- Можно ли построить угол без транспортира? (слайд 7)
- В чём же наше проблема? (как без транспортира построить угол в 30°, как изготовить шаблон угла в 30° без транспортира)
- Хватает имеющихся знаний для решения проблемы? У вас есть только квадратный лист бумаги! Предположим, что с помощью него можно отложить угол в 30 градусов!
- Как? Ваши предположения, как это можно сделать? (дать время подумать)
- Проведем эксперимент – это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат.
- Приглашаю присоединиться ко мне. (демонстрация учителя)
Эксперимент:
- Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. Затем, делаем второй сгиб, посмотрите в инструкцию, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата совпала с линией первого сгиба.
- Как проверить градусную меру получившегося угла? (взять транспортир и измерить)
- Сколько градусов получился угол?
- Подтвердился эксперимент?
- Что нам нужно было получить? (шаблон угла)
- Ребята прогладьте хорошо сгиб несколько раз и сделайте отрыв угла.
- Получился шаблон?
- Какой вид угла мы получили? (острый)
5. Физкультминутка (учитель читает утверждения, учащиеся выполняют определенные движения)
Используя свои руки покажите прямой угол; тупой угол, развернутый, острый.
6. Оценочный этап.
Самостоятельная работа. (Взаимопроверка. Третье задание проверяет учитель)
Вариант 1.
Задания:
1. По рисунку 2 выполните следующие задания:
- назовите угол;
- измерьте этот угол;
- запишите результат измерения;
- запишите вид угла.
2. На рисунках найдите угол в 115 градусов.
3. Постройте угол в 210 градусов.
Вариант 2.
Задания:
1. По рисунку 2 выполните следующие задания:
- назовите угол;
- измерьте этот угол;
- запишите результат измерения;
- запишите вид угла.
2. На рисунках найдите угол в 50 градусов.
3. Постройте угол в 260 градусов.
7. Домашнее задание.
Учебник: № 398.
1. Найдите углы, обозначьте их градусную меру.
2. Какой еще угол можно найти при сгибании квадратного листка?
8. Рефлексия (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся)
- Выставите себе оценки в маршрутном листе, согласно вашим баллам.
- Заполните последнюю колонку таблицы «УЗНАЛ».
- Большое спасибо за урок.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
УЧЕНИКА(ЦЫ) ___________________________________________________________________
1. Решите кроссворд. 1. Угол, стороны которого образуют прямую? 2. Единица измерения угла? 3. Угол, градусная мера которого меньше 90°? 4. Геометрическая фигура, образующая сторону угла? | 1 б | |
2. Построить угол: а) половину развернутого угла; б) третью часть прямого угла. | 2 б | |
2. Из макетов составить углы: 135o, 75o, 15o. | 2 б | |
3. Задача. Основным показателем при расчете лестничного марша является его уклон (крутизна). Идеальный уклон 30 градусов, он создается с помощью Тетивы. Тетива – это основа лестницы, несущая опорная конструкция, в виде наклонных балок. Папа на даче строит лестницу и хочет установить угол наклона балок в 30 градусов. Для этого ему нужен макет угла из фанеры. Он просит своего сына помочь ему сделать бумажный шаблон угла, который он затем приложит к фанере и выпилит нужный макет. | 3 б | |
Вариант 1. Задания: По рисунку 2 выполните следующие задания: - назовите угол _______________ - измерьте этот угол; - запишите результат измерения _______________ - запишите вид угла ___________________ 2. На рисунках найдите угол в 50 градусов. Обведите верный рисунок. | 1б 1б 1б | |
3. Постройте угол в 210 градусов. | оценивается учителем | |
ИТОГО | 11 б | |
11-10 б – «отлично»
9-8 б – «хорошо»
7 б – «удовлетворительно»
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
УЧЕНИКА(ЦЫ) ___________________________________________________________________
1. Решите кроссворд. 1. Угол, стороны которого образуют прямую? 2. Единица измерения угла? 3. Угол, градусная мера которого меньше 90°? 4. Геометрическая фигура, образующая сторону угла? | 1 б | |
2. Построить угол: а) половину развернутого угла; б) третью часть прямого угла. | 2 б | |
2. Из макетов составить углы: 135o, 75o, 15o. | 2 б | |
3. Задача. Основным показателем при расчете лестничного марша является его уклон (крутизна). Идеальный уклон 30 градусов, он создается с помощью Тетивы. Тетива – это основа лестницы, несущая опорная конструкция, в виде наклонных балок. Папа на даче строит лестницу и хочет установить угол наклона балок в 30 градусов. Для этого ему нужен макет угла из фанеры. Он просит своего сына помочь ему сделать бумажный шаблон угла, который он затем приложит к фанере и выпилит нужный макет. | 3 б | |
Вариант 2. Задания: По рисунку 2 выполните следующие задания: - назовите угол _______________ - измерьте этот угол; - запишите результат измерения _______________ - запишите вид угла ___________________ 2. На рисунках найдите угол в 115 градусов. Обведите верный рисунок. | 1б 1б 1б | |
3. Постройте угол в 260 градусов. | оценивается учителем | |
ИТОГО | 11 б | |
11-10 б – «отлично»
9-8 б – «хорошо»
7 б – «удовлетворительно»
3)