СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока + презентация по теме "Прямая речь" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может быть использован в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»













План-конспект урока

по русскому языку

в 5 классе на тему «Предложения с прямой речью»

















Разработала: Семенюта Галина Ивановна





















Тема урока: Предложения с прямой речью

Дата проведения. 06.12. 2018

Тип урока. Усвоение новых знаний

Технология урока. Системно-деятельностный подход, технология развивающего обучения.

Цель урока. Развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью.

Задачи.

1. Образовательные:

  • ввести понятие предложения с прямой речью;

  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

  • обогащать словарный запас учащихся.

2.Развивающие:

  • развитие внимания;

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

3.Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову.

Планируемые образовательные результаты.

1. Предметные:

  • уметь определять границы прямой речи и слов автора; знать глаголы, вводящие прямую речь.

2. Метапредметные:

  • способность извлекать информацию из различных источников;

  • свободно пользоваться словарями различных типов.

3. Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные термины, понятия. Прямая речь, слова автора.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, карточки.

План урока

1.Мотивация к учебной деятельности. (1-2 минуты)

2.Актуализация и пробное учебное действие. (4-5 минут)

3.Выявление места и причины затруднения. (3 -4 минуты)

4.Построение проекта и решение проблемы. (4-6 минут)

5.Реализация сформированной модели. (5-8 минут)

6.Первичное закрепление с проговариванием вслух. (4-5 минут)

7.Самостоятельная работа с самоконтролем. (3-5 минут)

8.Включение в систему знаний и повторений. (5-8 минут);

9.Рефлексия. (2-3 минуты)


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку …

(учащиеся хором: «Пять!»)

- Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

II. Актуализация и пробное учебное действие

- Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос. Ваша задача – ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не появляется. Буквы зафиксируйте в тетради.

1. Найти «лишнее» слово П

ночь, ночной, ночлег, ночевка

2. Найти все существительные Р

Вода перестала течь.

В лодке открылась течь.

3. Найти слово без приставки Я

Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка

4. Сколько звуков и букв в слове М

съедобен

5. Раскрыть скобки: А

(в)долг (с)вернула

6. Вставить безударную гласную: Я

рано пос..дел, пос..дел за партой

7. Вставить, если нужно мягкий знак: Р

ноч(?)ной купат(?)ся

8. Подобрать антонимы: Е

скупой глубокий

9. Расставит знаки препинания. Ч

Лисичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы.

10. Найти главные члены предложения.

Ь

В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами.

- Молодцы! А теперь сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Прямая речь.)

Отвечают на вопросы

1. Ночной.

2. Вода, лодке, течь.

3. Поилка.

4. 8 звуков, 8 букв.

5. В долг, свернула.

6. Рано поседел. Посидел за партой.

7. Ночной, купаться.

8. Щедрый, мелкий.

9.Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мышиные норы.

10.Животные разговаривают.

III. Выявление места и причины затруднения

- Итак, тема урока – «Прямая речь».

- Кто, ребята, знаком с этим понятием? (Учащиеся отвечают.)

- Давайте прочитаем предложения. (Предложения на слайде.)

  • Я попросил папу, чтобы он проводил меня.

  • Я попросил папу: «Проводи меня».

  • «Проводи меня», - попросил я папу.

-Что вы можете сказать о этих предложениях? (Предложения передают чью-то речь.)

- Верно. А в каких предложениях чужая речь передана дословно, точно? (Во 2 и 3 предложениях.)

- Правильно. Так что же такое прямая речь? (Выслушиваются варианты ответов.)

- Из каких частей состоят предложения с прямой речью? Как называются они? (Выслушивает варианты ответов.)

-Выделите эти части в первом предложении.

-Кто произносит первую часть? (Автор)

-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора)

-Что показывают слова автора? (Кому принадлежит речь)

-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова говорящего)

Аналогично со вторым предложением.

-В чем было затруднение?

-Что нам делать?

-Какое задание я просила сделать?

-Что вы не смогли сделать?

-Какова же цель нашего урока? (Находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них.)

Выполняют задания, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

IV. Построение проекта и решение проблемы


Физкультминутка

- Прочитайте правило в учебнике (§ 27).







Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Читают, формулируют собственные мысли

V. Реализация сформированной модели

- Ребята, переверните карточки, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите на слайде.

Карточка.

1. «Землю разделили – давай море делить»,- проговорил Никита. (Р. н. с. «Никита Кожемякин»)

2. Знайка сказал: « Сделаем воздушный шар и полетим на шаре». (Н. Носов «Приключения Незнайки»)

3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега. (Р. н. с. «Гуси-лебеди»)

4. «Пузырь, может на тебе переплывем?» - спросил Лапоть. (Р. н. с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»)

Вопросы:

- Как называется сказка?

- Какие предложения записаны на карточках? (С прямой речью.)

- Где стоят слова автора? (В начале предложения или в конце.)

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (Кавычками.)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Как слова автора отделяются от прямой речи? (Двоеточием и тире.)

- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (Схемы на слайде.)

- Как вы думаете, к какой схеме подходит каждое из предложений? (Обратить внимание на то, с какой буквы пишется прямая речь и слова автора.)

- А теперь запишем схематический диктант (по одному ученику у доски).

1. “А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.

2. “Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.

Отвечают на вопросы, пишут схематический диктант

VI. Первичное закрепление с проговариванием вслух

-Теперь давайте выполним задание на карточках, которые лежат у вас на столе. чтобы проверить, в чем вы разобрались, а что вызывает у вас затруднения

1. Задание: найти Прямую речь, подчеркнуть ее 2 чертами, слова Автора - одной, расставить знаки препинания.

Карточка.

Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина.

2. Следующее задание выполним устно . Я читаю предложение, а вы показываете ту схему, которая к нему подходит. Каточки со схемами лежат у вас на столе.


Папа сказал: «Сегодня на улице холодно»

Мальчик спросил: « Когда кончится дождь?»

Даша радостно закричала: «Подснежники   распустились!»

«Будь внимательным», - учил дедушка внука.

«Когда ты пойдешь в библиотеку?» - поинтересовалась сестра.

«Каникулы!» - радостно кричали дети

Выполняют упражнения

VII. Самостоятельная работа с самоконтролем

- А теперь самостоятельная работа по карточкам: спишите предложения в тетрадь и составьте к ним схемы.

Карточка.

1. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь». (А: «П».)

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна. («П?» - а.)

(Самоконтроль осуществляется сравнением предложений на слайде.)

Выполняют упражнения

VIII. Включение в систему знаний и повторений

- А теперь я предлагаю вспомнить все, о чем мы говорили на уроке и восстановить текст.

Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения.

В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.

Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.


- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Восстанавливают текст

IX. Рефлексия

Самооценивание, анализ своей работы

(Уровни оценивания своих знаний и умений

1.Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.

2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.)

Домашнее задание.

1)§ 27 выучить правила;

2) упражнение 343;

3) подобрать 5 предложений с прямой речью из народных сказок (индивидуально).

Анализируют свои достижения, записывают домашнее задание

Список использованной литературы:

 Русский язык. Теория. 5-9 классы./ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, - М: Дрофа;

Русский язык. Практика. 6 класс/под ред. Г.К.Лидман-Орловой;

Русский язык. Поурочные планы по комплекту учебников под редакцией В. В. Бабайцевой; Волгоград, 2006

Русский язык. Технологические карты уроков по УМК В. В. Бабайцевой


http://kopilkaurokov.ru/



Просмотр содержимого презентации
«прямая речь»

Тема урока П Р Я М А Я Р Е Ч Ь Учитель русского языка Семенюта Галина Ивановна МКОУ Маландинской основной общеобразовательной школы Тема урока

Тема урока

П

Р

Я

М

А

Я

Р

Е

Ч

Ь

Учитель русского языка Семенюта Галина Ивановна МКОУ Маландинской основной общеобразовательной школы

Тема урока

Цель урока:  Знать:   определение понятия «прямая речь», «слова автора».   Уметь:  определять слова автора, прямую речь; составлять схемы предложений  с прямой речью.

Цель урока:

Знать: определение понятия «прямая речь», «слова автора». Уметь: определять слова автора, прямую речь; составлять схемы предложений с прямой речью.

Я попросил папу, чтобы он проводил меня.  Я попросил папу: «Проводи меня».  «Проводи меня», - попросил я папу.
  • Я попросил папу, чтобы он проводил меня.
  • Я попросил папу: «Проводи меня».
  • «Проводи меня», - попросил я папу.
1. «Землю разделили – давай море делить»,- проговорил Никита. (Р. н. с. «Никита Кожемякин») 2. Знайка сказал: « Сделаем воздушный шар и полетим на шаре». (Н. Носов «Приключения Незнайки») 3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега. (Р. н. с. «Гуси-лебеди») 4. «Пузырь, может на тебе переплывем?» - спросил Лапоть. (Р. н. с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»)

1. «Землю разделили – давай море делить»,- проговорил Никита. (Р. н. с. «Никита Кожемякин»)

2. Знайка сказал: « Сделаем воздушный шар и полетим на шаре». (Н. Носов «Приключения Незнайки»)

3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.

(Р. н. с. «Гуси-лебеди»)

4. «Пузырь, может на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

(Р. н. с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»)

Употребление различных оттенков слов «говорения» для ввода прямой речи:

Употребление различных оттенков слов «говорения» для ввода прямой речи:

  • сказала, заплакало, зарыдало, шепнул объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть и пр.
Схемы предложений П – прямая речь А, а – слова автора «П», - а. А: «П». «П?» – а. А: «П?» «П!» – а. А: «П!»

Схемы предложений

П – прямая речь

А, а – слова автора

«П», - а.

А: «П».

«П?» – а.

А: «П?»

«П!» – а.

А: «П!»

Проверь себя! 1. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».  (А: «П».) 2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна. («П?» - а.)

Проверь себя!

1. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь». (А: «П».)

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна. («П?» - а.)

Восстанови текст Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

Восстанови текст

Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения.

В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.

Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!