СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока Решение логических задач с помощью таблиц истинности.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Закрепить в сознании учащихся умение решать логические задачи при помощи таблиц истинности.

 Задачи урока:

образовательные:

  • рассмотреть и изучить основные понятия алгебры логики;
  • сформировать представление о простейших логических операциях;
  • отработка умений составления логических выражений, нахождение истинного высказывания.

развивающие: 

  • развитие логического мышления, внимания, наблюдательности; развитие навыков анализа логической структуры высказываний;
  • понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями.

воспитательные: 

  • воспитание информационной культуры, интереса к предмету;
  • формирование активности и самостоятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока Решение логических задач с помощью таблиц истинности.»

План-конспект урока

Решение логических задач с помощью таблиц истинности.

Цель урока: Закрепить в сознании учащихся умение решать логические задачи при помощи таблиц истинности.

Задачи урока:

образовательные:

  • рассмотреть и изучить основные понятия алгебры логики;

  • сформировать представление о простейших логических операциях;

  • отработка умений составления логических выражений, нахождение истинного высказывания.

развивающие: 

  • развитие логического мышления, внимания, наблюдательности; развитие навыков анализа логической структуры высказываний;

  • понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями.

воспитательные: 

  • воспитание информационной культуры, интереса к предмету;

  • формирование активности и самостоятельности учащихся.

Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • законы логики;

  • правила преобразования логических выражений;

  • методы решения логических задач.

Учащиеся должны уметь:

  • применять законы логики;

  • упрощать сложные логические выражения:

  • решать логические задачи средствами алгебры логики.

Оборудование, материалы: 

  • ПК учителя;

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска;

  • ПК учащихся.


Ход урока

1. Организационный момент. (приветствие, проверка отсутствующих, психологический настрой обучающихся на продуктивную деятельность.)

2 . Актуализация знаний.

Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие три способа решения логических задач:

  • средствами алгебры логики;

  • табличный;

  • с помощью рассуждений.

Сегодня на уроке познакомимся с решением логических задач средствами алгебры логики.

Обычно используется следующая схема решения:

  1. изучается условие задачи;

  2. вводится система обозначений для логических высказываний;

  3. конструируется логическая формула, описывающая логические связи между всеми высказываниями условия задачи;

  4. определяются значения истинности этой логической формулы;

  5. из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении.

3. Изучение нового материала.

Задача.

Для какого из указанных значений X истинно высказывание ¬((X 2)→(X 3))?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Решение (вариант 1, прямая подстановка):

  1. определим порядок действий: сначала вычисляются результаты отношений в скобках, затем выполняется импликация (поскольку есть «большие» скобки), затем – отрицание (операция «НЕ») для выражения в больших скобках

  2. выполняем операции для всех приведенных возможных ответов (1 обозначает истинное условие, 0 – ложное); сначала определяем результаты сравнения в двух внутренних скобках:


X

X 2

X 3

(X 2)→(X 3)

¬((X 2)→(X 3))

1

0

0

1

0

2

0

0

1

0

3

1

0

0

1

4

1

1

1

0

  1. таким образом, ответ – 3.

Решение (вариант 2, упрощение выражения):

  1. обозначим простые высказывания буквами:

A = X 2, B = X 3

  1. тогда можно записать все выражение в виде

¬(A B) или

  1. выразим импликацию через «ИЛИ» и «НЕ» (см. выше):

¬(A B)= ¬(¬A B) или

  1. раскрывая по формуле де Моргана операцию «НЕ» для всего выражения, получаем

¬(¬A B)= A ¬B или

  1. таким образом, данное выражение истинно только тогда, когда A истинно (X 2), а B – ложно (X ≤ 3), то есть для всех X, таких что 2 X ≤ 3

  2. из приведенных чисел только 3 удовлетворяет этому условию,

  3. таким образом, ответ – 3.

Задача 1.

Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание

((X ((X

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

X

X

X3

X

X

((X

((X

((X ((X

1

1

1

1

0

1

0

0

2

1

1

0

0

1

1

1

3

1

0

0

0

0

1

0

4

1

0

0

0

0

1

0


Задача 2.

Для какого числа X истинно высказывание ((X 3)(X

1) 1 2)2 3) 3 4) 4



Х

(X 3)

(X

((X 3)(X

(X

((X 3)(X

1

0

1

1

0

0

2

0

1

1

0

0

3

0

0

0

0

1

4

1

0

1

0

0


4. Закрепление темы.

Задача 3

Для какого числа X истинно высказывание X 1 ((X

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Х

(X

(X

((X

X 1

X 1 ((X

1

1

1

1

0

0

2

1

1

1

1

1

3

1

0

0

1

0

4

1

0

0

1

0



Задача 4

Для какого имени истинно высказывание:

¬ (Первая буква имени гласная Четвертая буква имени согласная)?

1) ЕЛЕНА 2) ВАДИМ 3) АНТОН 4) ФЕДОР

А- первая буква имени гласная

В- четвертая буква имени согласная


А

В

А→В

А→В

Елена

1

1

1

0

Вадим

0

0

1

0

Антон

1

0

0

1

Фёдор

0

0

1

0



Задача 5

Для какого из значений числа Z высказывание ((Z 2)(Z 4)) →(Z 3) будет ложным?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Х

(Z 2)

(Z 4)

((Z 2)(Z 4))

(Z 3)

((Z 2)(Z 4)) →(Z 3)

1

0

0

0

0

1

2

0

0

0

0

1

3

1

0

1

0

0

4

1

0

1

1

1



Задача 6

Для какого числа X истинно высказывание

((X X ((X X

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Х

(X

(X

((X X

(X

(X

((X X

((X X ((X X

1

1

1

1

1

0

0

0

2

1

1

1

1

0

0

0

3

1

0

0

0

0

1

0

4

0

0

0

0

0

1

1




5. Рефлексия, итоги урока.

Обобщить пройденный материал, оценить работу активных учеников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!