Академический школьный учебник «Окружающий мир 1 класс» (1 часть) А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, Рабочая тетрадь (1 часть), УМК «Перспектива».
-осознавать необходимость доброго отношения к домашним питомцам, развивать в себе стремление наблюдать за ними, подмечать интересное в их поведении, стараться лучше понять их.
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном, наглядно-образном уровне.
- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.
- уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к учебной деятельности | Настрой на работу. Прозвенел звонок, Начинается урок. Все за парты дружно сели, На меня все посмотрели. (Дети садятся.) - Проверим, правильно ли вы сидите. Руки? – На месте. Ноги? – На месте. Локти? – У края. Спина? – Прямая. - Молодцы! - А теперь возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь ему. Поделитесь своим хорошим настроением. | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. | Личностные: -личностный смысл учения; -позитивный настрой на учебно-познавательную деятельность. Регулятивные: -целеполагание; Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация знаний и умений СЛАЙД 1 | - Весь многообразный мир, который нас окружает и существует без участия человека – природа. В природе встречаются дикие и домашние животные. - Скажите, чем отличаются дикие животные от домашних. Дикие животные. | Домашние животные. | Живут в лесах, водоемах. | Живут с человеком. | Сами заботятся о себе. | Человек ухаживает за ними. | Сами строят себе жилье. | Человек строит им жилье. | Сами добывают пищу. | Человек кормит их | Сами заботятся о потомстве. | Человек выводит новые породы. | - А вы сможете отличить их друг от друга? Давайте проверим? - У вас у каждого на парте листок с рисунками. Ваша задача обвести диких животных зелёный карандашом, а домашних – синим. Самопроверка. - Кто выполнил задание правильно – поднимите «солнышко». Молодцы! - Для чего человек разводит домашних животных? (Домашние животные приносят пользу человеку). - Еще они создают хорошее настроение, украшают жилье, радуют глаз человеку. | Работа в парах. Дети определяют животных. В результате работы на доске появляется схема с правильными ответами. | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: -самостоятельное определение разных животных с помощью фотоснимков. |
3.Постановка учебной задачи ФОТО СОБАКИ СЛАЙД 2 | Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию. - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с домашними животными. А о каком животном мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку: В тени под деревом лежит И двор и сад наш сторожит. Не то что настоящий вор - Прохожий не зайдет во двор. А нас он любит, признаёт, Учтиво лапу подаёт. - О ком же пойдет речь на нашем уроке? (О собаке) - Где живут собаки? (С человеком.) - Как бы вы назвали тему урока? (Собаки в нашем доме.) - Сегодня мы поговорим о собаках, узнаем много нового и интересного об их жизни. | Дети внимательно слушают загадку и самостоятельно формулируют тему урока. | Предметные: -установка на получение новой информации о собаках; -определение способов и средств поиска информации о собаках; -постановка темы и целей урока. Метапредметные: -умение ориентироваться в своей системе знаний; -умение ставить и формулировать проблему, определять цель деятельности, планировать предстоящую работу в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя, определять средства решения поставленной задачи; -умение слушать и слышать учителя, одноклассников, строить речевое высказывание соответственно речевой ситуации. Личностные: -ценностное отношение к теме урока. |
4.Аналитический этап. СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 | Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. - А давно ли собаки стали домашними? (Да) -Давайте узнаем об этом из учебника на стр.74. -Какую новую информацию вы узнали? (Человек приручил собаку в древние времена. Собака помогала человеку охотиться. Предком домашней собаки был волк). - Собака живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Считается, что собака пришла к человеку самая первая и стала ему настоящим преданным другом. - Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? У собаки острые слух, нюх и зрение. Она слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеку. Собаки особенно чутки ночью. - В древних пещерах по всему миру находят наскальные рисунки (выполненные на камнях, скалах). - Что на них изображено? (Сцены охоты) - В древности человек использовал собаку для охоты. - А для чего современному человеку нужна собака? (Сторожить дом, охраняют границу Родины, разыскивают преступников, спасают людей во время катастроф, сопровождают слепых, возят в упряжках, пасут стада, охотятся на зверей) - Всех собак делят на группы: - Служебные собаки охраняют границу, помогают полиции разыскивать преступников, спасают людей в чрезвычайных ситуациях. - Охотничьи собаки помогают человеку выслеживать и настигать лесного зверя. - Пастушьи собаки охраняют склады и дома, пасут скот и охраняют его от хищников. - Ездовые собаки перевозят человека и грузы в суровых северных условиях. - Собаки-поводыри человеку, потерявшему зрение, как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути. - Декоративные породы собак создают радостное настроение. | Работа с учебником с.74 Дети читают текст. Анализ иллюстрации с.74 | Предметные: -определить роль собаки в жизни человека; -классифицировать по существенным признакам группы (виды)собак; -охарактеризовать каждую группу собак. Метапредметные: -умение воспринимать на слух или читать информацию; -умение использовать для поиска информации словари и энциклопедические источники под руководством взрослых; -умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения; -умение выбирать и преобразовывать информацию; - умение совместно договариваться, уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать со старшими и одноклассниками, - первичные умения работать в группе; -самостоятельный вывод о взаимоотношениях людей и собак теперь и в прошлом. Познавательные: -моделирование, логические – решение проблемы. Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Гимнастика для глаз. СЛАЙД 10 МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ | - Сядьте ровно. Представьте, что вы собачка. - Залетела пчёлка и летает вокруг мордочки –водим только глазами за пчёлкой. - Села на кончик носа – посмотрели на кончик носа. - Зажмурились. - Пчелка улетела – посмотрели в даль. - Молодцы! | | |
6. Первичное закрепление. СЛАЙД 11 СЛАЙД 12 СЛАЙД 13 СЛАЙД 14 СЛАЙД 15 СЛАЙД 16 СЛАЙД 17 СЛАЙД 18 СЛАЙД 19 | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. - Скажите, ребятки, все ли собаки похожи друг на друга? ( Нет. Бывают собаки с длинной шерстью и с короткой, пушистые и гладкие, маленькие и большие.) - Верно. Собаки отличаются внешним видом, то есть они разной породы. - А знаете ли вы, что на земле огромное количество пород собак – 337. - Существует ли место, где можно увидеть разные породы собак вместе? (Да. На выставке собак.) - Рассмотрите нижние фотографии в учебнике. - Что на них изображено? (Выставка – это конкурс, где владельцы собак демонстрируют красоту, навыки хорошего поведения и способности своего питомца.) - Какие породы собак вам известны? - А теперь выполним задание № 1 в тетради на с. 58. - Собака какой породы больше всего похожа на предка – волка? Обведите рисунок. - Какой рисунок обвели? (Немецкая овчарка) - А сейчас я приглашаю вас на выставку собак. Зимой и летом - в лисьей шубе, В реке, в снегу купаться любит. Надежен, верен и спокоен Ваш лучший друг – собака… КОЛЛИ Колечком хвостик у ней И очень тонкое чутьё, В тайге с охотником хозяйка Облает всех собака… ЛАЙКА Он прирождённый скалолаз, Спасатель просто первый класс! В горах поможет санитар: Придёт на помощь...СЕНБЕРНАР Короткие ножки, невинные глазки, Внимания требует, требует ласки, Умен и находчив: то клоун, то плакса - Хитрюжка-притворщик по имени… ТАКСА Ну прямо царская порода, И на собачек этих мода, Хоть с давних пор к ней интерес. Зовут малышку… ПЕКИНЕС Кудрявые свисают ушки, Весёлый он и добродушный. На охоте – лучший зверь. Конечно, это …СПАНИЕЛЬ Летит вперёд, спина дугой, Охотник следом верховой. В бегах участвует. Не злая. Собачку как зовут?... БОРЗАЯ Взгляд исподлобья, короткая морда, Розочкой ушки, лай басом аккорда. Шерстка короткая, толстенький бок. Кто перед нами? Конечно, …БУЛЬДОГ Красавец белый в чёрных пятнах, Весёлый и такой приятный, Среди собак не исполин, Детей любимец … ДАЛМАТИН - Вы увидели какие бывают породы собак. Постарайтесь их запомнить. - Рассмотрите собак в учебнике на с. 75. - Ваша задача назвать породы собак. (Колли, лайка, такса, пекинес, кокер-спаниель, сенбернар) | Работа с учебником с.74 Анализ иллюстрации с.74 Работа в тетради на печатной основе Выполнение задания основе №1 с.58. Просмотр презентации. Работа с учебником с.75 Анализ иллюстрации с.75 | Регулятивные: -контроль, оценка, коррекция; Познавательные: -общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение. |
7. Физкультминутка «Собачьи повадки» СЛАЙД 18 МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ | -А сейчас мы с вами превратимся в собачек. Вокруг себя повернись и в собачку превратись. Вправо, влево повернись, Наклонись и поднимись! Лапки вверх и лапки в бок И на месте прыг да скок! - Как собака потягивается? - Как виляет хвостом? - Как почёсывает за ушком? - А как гавкает? - Молодцы! | Дети повторяют движения, имитируя собаку. | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в действии. |
8.Продолжение работы по закреплению. | - Выполним теперь задание в тетради. - У вас на столах 6 пород собак. Поместите каждую собаку на свой коврик. - Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. - Проверьте ещё раз по учебнику на стр.77 - Кто выполнил задание правильно – поднимите «солнышко». Молодцы! - Это говорит о том, что вы научились различать породы собак. | Работа в тетради на печатной основе. Выполнение задания основе №3 с.59. | Регулятивные: -контроль, оценка, коррекция. Познавательные: -общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение. |
9.Включение в систему знаний и повторение. | Организует деятельность по применению новых знаний. - Скажите, а нужно ли ухаживать за собаками и зачем? (Да. Что бы собака была здоровой, активной, весёлой.) - Кто знает, как надо ухаживать за собакой? (Вовремя кормить, купать, выгуливать, водить к ветеринару на проверку, делать прививки.) - Для содержания собаки необходимы некоторые предметы. Они изображении на нижней иллюстрации учебника на с.75. - Посовещайтесь с соседом по парте и скажите для чего нужны данные вещи. (Поводок – выгуливать собаку; намордник – чтобы не покусала прохожих при прогулке, щётка и расчёска – вычёсывать шерсть, миска с питьём и миска с кормом – для кормления, коврик – спать собаке, она должна знать своё место, шампунь – купать.) | Работа с учебником с.75 Анализ иллюстрации с.75 | Регулятивные: -контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Личностные: -самоопределение. Коммуникативные: -управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Регулятивные: -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Познавательные: - понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения. |
10. Работа над темой урока. Отношение к собакам. | - Собака – самый преданный друг человека. - Послушайте стихотворение Агния Барто «Уехали». - Подумайте, о чем заставляет задуматься это стихотворение? Щенка кормили молоком. Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком — Ему пощупать нос. Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу. Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пес, И вдруг приехал грузовик И всех ребят увез. Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костер? Привык он к яркому костру, К тому, что рано поутру Труба зовет на сбор. И лаял он до хрипоты На темные кусты. Он был один в саду пустом, Он на террасе лег. Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нем — Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти. Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо. Его ласкали малыши, И лаял он от всей души. - О чем заставляет задуматься это стихотворение? (Друзей нельзя бросать.) - А откуда берутся бездомные собаки? (Их выбрасывают люди.) - Заводя собаку человек должен хорошо подумать, готов ли он взять на себя ответственность за неё. Готов ли посвящать ей много времени, заботиться о ней. Если пока не уверен в себе, лучше повременить с приобретением собаки. | | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли. Личностные: -осмысление ответственности за животное; -нравственно-этическая ориентация. |
11.Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | Организует рефлексию. - Чему учились на уроке? (Различать породы собак и правилам содержания собак и ухода за ними.) - Что нового узнали? (Предок собаки – волк. Собаки бывают сторожевые, охотничьи, поводыри, ездовые, декоративные. ) - Оцените свою работу на уроке. - Если вам понравилось, как вы работали на уроке, помогали своим товарищам, многое узнали и запомнили – поднимите солнышко. - Если вы считаете, что не так активно помогали классу в работе, узнали мало интересного – поднимите тучку. | . Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Метапредметные: -умение оценивать свою деятельность, опираясь на предложенные оценочные суждения; -умение выбирать информацию соответственно поставленной цели; -умение строить речевое высказывание, логическое суждение. Личностные: -умение выполнять личностную самооценку. |
12. Задание на дом. | - Если у вас есть собака, придумайте рассказ о ней. Попросите взрослого записать его. - Наклейте фотографию своей собаки или нарисуйте её. - А я дарю вам раскраску. Какая порода собаки изображена? (Такса) - Если появится желание, вы можете раскрасить этот рисунок и повесить у себя в комнате. - Наш урок закончился и я благодарю вас за работу . | | |