СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект урока Строение и функции органов дыхания. Значение дыхания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока Строение и функции органов дыхания. Значение дыхания»

План – конспект урока биологии

Тема: Строение и функции органов дыхания. Значение дыхания

Цель урока: формирование представлений обучающихся о сущности дыхания, его роли в обмене веществ и превращении энергии в организме человека;

Задачи:

Образовательные: выявить значение дыхания и его физиологический смысл, раскрыть особенности строения и функции различных отделов дыхательной системы, механизмы образования звука.

Развивающие: способствовать развитию мышления, умений анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной компетентности, умению высказываться вслух

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

Умение характеризовать особенности строения и функций дыхательной системы человека

Метапредметные результаты

Умение работать с различными источниками информации,

Умение работать с таблицами и схемами

Устанавливать причинно-следственные связи

Личностные результаты:

Понимание ценности здоровья и бережное отношение к нему

Тип урока: урок усвоения нового материала

Методы обучения: частично-поисковый, проблемно-деятельностный

Оборудование:компьютер, мультимедийная приставка, презентация, видеосюжет «Работа голосовых связок», рабочие листы и проверочные тесты для обучающихся, «Рефлексивная мишень», стикеры, «Жетоны» для подсчета результативности ответов, модель гортани.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация и мотивация.

  3. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы

  4. Воспроизведение и первичное усвоение материала учащимися

  5. Обобщение и применение знаний

  6. Подведение итогов и рефлексия.

  7. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент. ( Взаимное приветствие. Обращаю внимание на оборудование на столах)

2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

Учитель:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух, кислород)

Фронтальный опрос:

1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма)

2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа

3) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)


3. Изучение нового материала.(Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы)

Постановка проблемы: Без пищи и воды животные и человек могут прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Объясните и запишите ответ.

Ученики: высказывают предположения, что нет запасов этого газа, записывают ответ в рабочем листе

Учитель: Тема урока Строение и функции органов дыхания

Учитель: Какие задачи нам предстоит решить? ( высказывают предположения, корректируем )

Задачи урока:

1. Раскрыть сущность процесса дыхания

2. Изучить строение и функции органов дыхания

3. Выяснить механизмы образования голоса

1. «Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа» (записывают в рабочих листах)

2. Как в организм поступает кислород? (через органы дыхания) Проследите путь кислорода и назовите известные вам органы дыхания (Работают со слайдом №5 презентации)

(Слайд №6) Учитель: Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные пути и органы дыхания.

Дыхательные пути: носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи.

Органы дыхания: легкие (Заполняют схему в рабочем листе)

Сейчас нам предстоит совершить путешествие по дыхательной системе.

Цель нашего путешествия - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией. Во время путешествия вы будете вести журнал, в который и запишите все свои открытия.

Работаем в группах, в рабочих листах каждая группа ведет записи по своей части дыхательной системы. Предлагаю разделить обязанности: анатомы выяснят особенности строения, а физиологи объяснят механизмы работы. Время на подготовку 5 минут.

Название отдела

Строение

Функции

Носовая полость




Из двух половин, извилистые ходы, капиллярная сеть, мерцательный эпителий,

железы, обонятельные рецепторы


Согревает (охлаждает),

очищает и увлажняет воздух, ощущение запахов,

чихание


Гортань




Воронковидная форма,

хрящи,

слизистая оболочка, голосовые связки, надгортанник


Проводит и очищает воздух,

образование звуков, надгортанник закрывает вход в гортань


Трахея




Трубка, образованная хрящевыми полукольцами,

задняя стенка мягкая, слизистая оболочка


Проводит и очищает воздух,

не препятствует прохождению пищи, кашель


Бронхи



Ветвящиеся трубки (бронхиальное дерево) хрящевые кольца, слизистая оболочка


Проводят воздух


Легкие




Альвеолы→доли→

легкое.

Легочная и пристеночная плевра, плевральная полость. Капиллярная сеть. Сурфактант.


Газообмен, обезвреживает микро

организмы






4. Воспроизведение и первичное усвоение материала учащимися

Учитель: сопровождает отчет каждой группы слайдами презентации и демонстрацией фрагмента заполненной таблицы.( Сравнение с образцом)

(СЛАЙД №8) Как вы объясните, что необходимо дышать через нос? (Воздух в носовой полости обезвреживается от микробов слизистой оболочкой, задерживает пыль, увлажняется и нагревается до комфортной температуры при помощи крови в капиллярах)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Существует множество методик дыхания, особенно в практике Йоги. Давайте подышим одной из практик Капалабхати – Огненное или Очистительное Дыхание. Дословно, это название можно перевести как "уборка черепа".
Дыхание Капалабхати

оказывает тонизирующее действие на организм в целом,

очищение от токсинов; укрепление нервной системы;

благотворное влияние на работу головного мозга

укрепление мышц брюшного пояса, устранение излишних жировых отложений в области живота, улучшение структуры тканей;
Методика: Дыхание выполняется через нос. Сначала нужно сконцентрироваться на глубоком ровном дыхании, прослеживая каждый поток воздуха. В конце очередного выдоха, мы сильно и быстро сжимаем мышцы живота, резко выдыхая весь воздух через нос, как будто хотим высморкаться. При этом живот двигается внутрь к позвоночнику. Выдох должен получиться коротким и мощным, при этом максимально полным. За мощным выдохом сразу следует короткий, пассивный вдох. Чтобы правильно выполнить вдох, мы отпускаем мышцы живота, возвращая брюшную стенку в ее расслабленное состояние.


(СЛАЙД №9) Гиперссылка на видеоролик «Работа голосовых связок)


(СЛАЙД №10)

1. Почему так говорят: Когда я ем, я глух и нем? ( во время глотания надгортанник закрывает вход в гортань)

2. Какие факторы могут вызвать повреждение голосовых связок? ( курение и алкоголь, крик)

(СЛАЙД №12) какое значение имеет тот факт, что задняя стенка трахеи мягкая? ( Это не препятствует прохождению пищи, т.к. за трахеей расположен пищевод)

(СЛАЙД №13) Какое значение имеет жидкость в плевральной полости?( Уменьшает трение во время движения легких при вдохе-выдохе)



5. Обобщение и применение знаний

Спасибо, наше путешествие завершилось, вы отлично поработали. Теперь давайте закрепим полученные результаты. Закройте учебники и рабочие листы и попытайтесь ответить на вопросы теста. Время 5 минут.

(СЛАЙД №16) Обменяйтесь работами и проверьте правильность выполнения работы соседа по парте, затем выставьте оценку, используя критерий. В конце урока, пожалуйста, сдайте работы.

6. Рефлексия и выставление оценок наиболее активным участникам урока ( подсчет жетонов, если набрали по 3 жетона – оценка «Пять»)

(СЛАЙД №3) Давайте вернемся к тем задачам, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их решить?

1. Мы раскрыли сущность процесса дыхания? (Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа)

2.Установили взаимосвязь строения и функций органов дыхания (Да, мы установили, что строение определяет функции)

3. Знаете ли вы где формируются звуки и какие гигиенические правила необходимо соблюдать?

( Звук зарождается в гортани, необходимо беречь голосовые связки)

7. Домашнее задание

  • Повторить §32, ответить на вопросы

  • Составить синквейны на тему урока

  • Сообщения о профилактике заболеваний органов дыхания

(СЛАЙД №17) Ребята, мне было интересно с вами работать и хотелось бы получить обратную информацию от вас. Я попрошу вас при выходе из кабинета на цветной круг прикрепить стикеры. Спасибо. Всего доброго.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!