СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока "Свойства солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Свойства солей"»

План-конспект урока.

Класс: 8

Предмет: химия

Тема урока

Химические свойства солей.

Цели урока

Образовательные:

- В процессе исследования изучить химические свойства солей и их значение в природе

и жизни человека.

Развивающие:

-Развивать практические навыки и умения составлять уравнения химических реакций

-Учить анализировать полученную информацию.

-Развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации.

-Учить выделять причинно-следственные связи.

Воспитательные:

-Развивать интерес к предмету.

-Развивать взаимосвязь между предметами.

-Развивать знания о применении химии в быту.

-Развивать познавательную деятельность через эксперимент.

-Учить правильному обращению с лабораторным оборудованием и реактивами при выполнении лабораторных работ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, лабораторная работа.

Организационные формы: беседа, практическая и самостоятельная работы.

Оборудование и реактивы:

-периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

-штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, химические стаканы,

-Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин

-Соляная и серная кислота.

-Металлы: цинк, железо, медь.

-Гидроксид натрия

-Соли: сульфат меди (II), хлорид бария, карбонат натрия

-Вода.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

  • Анализ учебной информации.

  • Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.

  • Выдвижение гипотез.

  • Анализ и составление обобщающих выводов.

План урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний учащихся

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Домашнее задание

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний учащихся:

-Я бы хотела начать наш урок  с конкурса «Химический чемоданчик».

Конкурс  “ Химический чемоданчик”

В чемодане находится вещество, которое необходимо угадать, как в игре ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

 1.В ее честь названы многие города, реки и озера.

2. Она необходима организму человека каждый день. Ее недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье.

3.В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она – символ гостеприимства, верности, радушия.

 Как вы думаете,  о каком веществе идет речь?(Поваренная соль).

-К какому классу неорганических соединений она относится.   Правильно, соли,  эту тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке.


Фронтальный опрос:  «Что мы знаем о солях?»

- состав…

- физические свойства…

-классификация…

- номенклатура….                                                                

Индивидуальная работа: «Подтвердить или опровергнуть»

1. соли – это твердые вещества

2.все соли растворимы

3. CuSOсредняя соль

4. NaHCOпитьевая сода

5. FeSO₄ сульфит железа

6. AlOHCl2 кислая соль

7. (CuOH)2CO3  гидроксокарбонат меди

8. Mg(HSO4)2  гидросульфат магния

9. на доске мы пишем солью

10. нитрат  калия нерастворим                                        


А сейчас я предлагаю вам отправиться в « химическую кухню» и провести следующие опыты

- «Химическая кухня» :

1.опыт – взаимодействие соды и лимона

2.опыт – взаимодействие  растворов соды и соли

-Вопрос:      Что вам захотелось узнать

                      после данных экспериментов о солях?                     

- Предполагаемый ответ:  

(Почему в одном случае видны происходящие изменения, а в другом нет.)

-Для того чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны с вами узнать? 

(Мы должны узнать химические свойства солей.)

-Это и будет темой нашего урока:  Химические свойства солей    

-Определим  наши задачи:

  • изучить химические свойства солей;

  • применять знания при составлении уравнений;

  • уметь записывать уравнения реакций                                       

III.Изучение нового материала

Ранее мы изучали химические свойства оксидов, кислот и оснований. Давайте вспомним, взаимодействуют ли эти вещества с солями, и что при этом получается.

  1. Кислоты взаимодействуют ли с солями? Что при этом получается? Какие условия надо соблюдать, чтобы реакция пошла?

  2. Будет ли реагировать основание и соль? Что при этом получается? Какие условия надо соблюдать, чтобы реакция пошла?

Продемонстрируем эти реакции на опыте. Но прежде вспомним правила техники безопасности, только потом приступим к демонстрации опытов

Первое свойство. 

Опыт №1. Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой. Первый ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl р. обмена, белый осадок

Второе свойство. 

Опыт №2. Взаимодействие сульфата меди(II) с гидроксидом калия. Второй ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):

CuSO4+2KOH= Cu(OH)↓+K2SOр. обмена, синий осадок

Сейчас мы продемонстрировали свойств солей, которые мы знали из предыдущих уроков, когда изучали химические свойства кислот и оснований. Оказывается, соли реагируют еще и другими веществами.

Третье свойство. 

Третий ученик записывает взаимодействие соли летучей кислоты с нелетучим оксидом. Опыт не проводим, запишем уравнение реакции:

CaCO3 + SiO2 → СO2↑ + CaSiO3 р. обмена, идет при нагревании.

Четвертое свойство. 

Опыт №3. Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия. Четвертый ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):

Na2SO+ BaCl= 2NaCl + BaSO4↓ р. обмена, белый осадок

Пятое свойство. 

Опыт №4. Взаимодействие сульфата меди(II) с железом и золотом. Четвертый ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):

CuSO+ Fe = FeSO+ Cu↓ р. замещения, красный осадок

CuSO+ Au = не идет

Записать правило: реакция между металлом и раствором соли идет, если металл активнее, чем металл соли (смотри ряд активности металлов).

Учащиеся делают записи в тетрадях.

Обратить внимание учеников, что в ходе всех записанных реакций образуются соли, поэтому эти реакции могут служить способами для их получения.

Выполним следующее задание.

Задание №1. Написать уравнение реакции между раствором сульфата меди(II) с натрием.

Ученик пишет уравнение на доске по вышеизложенному правилу. Учитель предлагает проверить предположения опытным путем.

Опыт №5. Взаимодействие раствора сульфата меди(II) с натрием. Смотрим опыт (проводит учитель). Обсуждаем увиденное.

Гипотеза: реакция между веществами идет, но не по правилу, и образуются совсем другие продукты.

Вопросы.

1Что наблюдаем в пробирке?

2. Какие вещества образовались в реакции?

3. Почему в ходе реакции образовались совсем другие продукты, чем мы предполагали? Как это объяснить?

4. Какие еще вещества присутствуют в растворе?

5. Возможны ли реакции между этими веществами?

А далее в ходе рассуждений в эвристической беседе учащиеся должны прийти к выводу, что натрий в первою очередь будет реагировать с водой:

2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

Образовавшийся гидроксид натрия, будет взаимодействовать с раствором сульфата меди(II):

CuSO4+ 2NaOH = Cu(OH)↓+Na2SOр. обмена, синий осадок

Итоговое уравнение: 2Na + CuSO4+2H2O → Cu(OH)↓+Na2SO4 + H2↑, следовательно, образовавшийся газ – водород, а голубой осадок – гидроксид меди(II).

Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.

Вывод из опыта: активные металлы взаимодействуют с растворами солей с образованием основания, соли и водорода.

IV. Закрепление   

  • Типичные реакции солей                                                       

  • Какие реакции возможно осуществить:                              

Cu + 2AgNO3 → Cu(NO3)2+ 2Ag

Ba(NO3)2 + 2KOH → Ba(OH)2 + 2KNO3

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4                                         


Тест      (работа в парах)                                                              

1.Реакция происходит между :

а.Cu и FeCl2

б.Ca и  NaCl

в.Fe и Cr2(SO4)3

г.Na и KCl

    2.Реакция не идет между :

а.NaCl и Al(NO3)3

б.NaCl и AgNO3

в.Na2SO4 и BaCl2

г.СaCl2 и Na2CO3

3.Осадок выделяется при взаимодействии:

а.KNO3 и BaS

б.CuS  и HCl

в.Na2SO4  и  Ba(OH)2

г.MgSO4  и   Li Br                                                

V.Домашнее задание: §47, с.164 №3.

VI. Рефлексия

Выявляется степень выполнения учебных целей.

(Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Были ли моменты непонимания?

Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.

Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?)

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.