Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа » п. Поливаново
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: Химические свойства кислорода. Применение кислорода
Выполнил: Смирнов С.М.
Поливаново 2022г.
Цель урока:
Изучить химические свойства кислорода; ознакомиться с применением кислорода
Тип урока - урок изучения нового материала
Технология критического мышления
Формы организации учебной деятельности – фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
Проблемный, частично-поисковый
Межпредметная беседа.
Приемы обучения:
создание проблемной ситуации при помощи проблемных вопросов
самостоятельная /групповая/ работа учащихся при постановке и решении учебных проблем.
Планируемый результат – К концу урока дети должны:
Характеризовать химические свойства кислорода.
Составлять уравнения реакций горения простых в кислороде.
Объяснять горение веществ на воздухе и в кислороде как процесс окисления кислородом.
Характеризовать условия горения и способы его прекращения.
Определять направление использованного кислорода.
Объяснять обусловленность применения кислорода его свойствами.
Задачи урока:
I Обучающие:
Знакомство с особенностями химических свойств и областями применения кислорода
II Развивающие:
Развитие и обобщение знаний об окислении и горении.
Развитие и обобщение знаний о роли кислорода в природе и его физиологическом действии на живые организмы.
Развитие и обобщение знаний учащихся о практическом использовании кислорода.
III Воспитательные:
Экологическая безопасность.
Отношение к личной и общественной безопасности.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
для демонстрационных опытов: фосфор, магний, ложечки для сжигания веществ, спиртовка, спички, склянки заполненные кислородом, пробирки
инструктивная карточка «Применение кислорода»
Литература для учителя:
Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Г.Е.Рудзитис. – М.:Просвещение, 2020.
Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 кл.: учебно-метод. Пособие. –М.: Вентана –Граф, 2018.
Г.О. Аствацатуров Технология целеполагания урока. – Волгоград: Учитель, 2019.
Материалы мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» АНО «Центр Развития Молодежи» г. Екатеринбург
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учителя. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать кислород, вещество, вокруг которого, как говорил шведский химик Якоб Берцелиус, вращается вся земная химия. (Слайд 1)
II Актуализация знаний
Откройте тетрадки. Давайте вспомним все то, что знаем о кислороде, и запишем в левом столбике. Столбик называется «Узнал». Дети пишут. Затем сверяемся. Посередине заполним «Кластер». Вместе с учителем заполняют его. Итак, чего же здесь не хватает? Правильно, химических свойств. И надо дополнить применение кислорода. И в правом столбике пишем название столбика «Узнаю» и пишем то, что мы сегодня должны узнать. Итак, какова же тема урока сегодня? Химические свойства кислорода и его применение (Слайд 2, 3).
Для того, чтоб узнать, с чем же реагирует кислород, покажу вам лабораторные опыты (На столе склянки, заполненные кислородом, фосфор, магний, ложечки для сжигания, спиртовка, спички). В склянках уже есть кислород. Мы уже знаем каким образом собирается кислород. А как его определять? Тлеющей лучинкой – она вспыхивает. Если опустить в сосуд с кислородом тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду. Она мутнеет, так как при горении угля образуется оксид углерода (lV):
С + О2 → СО2
Фосфор сгорает в кислороде ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твёрдых частиц оксида фосфора (V):
4P + 5O2 → 2P 2O5
В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например магний. Магний горит
2Mg + O2 → 2MgO
Можно сказать, что кислород взаимодействует с металлами (магний) и неметаллам (фосфор и уголь) (Слайд 4). Давайте запишем уравнение реакции.
Как называется вещества, которые образовались в результате реакции? Оксиды.
Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород (Слайд 5).
А что еще общего между этими реакциями? Выделяется теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения.
Горение – это химическая реакция, сопровождающая выделением теплоты и света.
2.2. Применение кислорода
Для того, чтобы узнать, где применяется кислород, возьмите инструктивные карточки «Применение кислорода» и прочитайте (30 сек). Теперь давайте скажем, где применяется кислород.
Знаете ли вы, что очень много кислорода расходуется на разнообразную деятельность человека, тратится на процессы дыхания человека, животных, растений, а также на процессы гниения. Человек при дыхании в течение 1 мин в среднем употребляет 0,5 дм куб. кислорода, в течение суток – 720 дм куб., а в год – 262, 8 м куб. кислорода. Можно рассчитать, что все жители земного шара (5 миллиардов) в течение года для дыхания используют 1314 миллиардов кубических метров кислорода. Если такой объём кислорода при нормальном давлении поместить в железнодорожные цистерны, то поезд был бы протяжённостью более 300 млн. км, что равняется расстоянию до Солнца и обратно.
III. Закрепление
В заключение урока и при подведении его итогов учащимся можно предложить закончить уравнения химических реакций (Слайд 13).
В заключении, учитель говорит о домашнем задании: §23, задания 2после §; дополнительно – нарисовать, как вы себе представляете кислород.