Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке вы получите возможность не только обогатиться знаниями, но и пообщаться друг с другом, проявить свои способности. У вас на столах есть мягкий пластилин, цветная бумага с ножницами, фломастеры и ручки, а также листы А.4., желтый лист с таблицей для рефлексии, ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК из бумаги) На уроке вы будете работать в группах, жестами поприветствуйте друг -друга и пожелайте удачи. Я надеюсь на вашу активность и сотрудничество. | Сидят по командам за пятью изолированными столами так, чтобы было удобно для совместной деятельности Дети приветствуют друг - друга в команде и желают удачи | Умение слушать. Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии |
2. Создание проблемной ситуации учителем и формулирования проблемы учениками | Тема нашего урока Основное - как организованно и устроено живое. А эпиграф к теме я подобрала такой «Ключом ко всякой науки является вопросительный знак» Оноре Де Бальзак Презентация: слайд №1 Предлагаю вам, пообщавшись, в 2-3 предложениях сказать, о чем пойдет речь, и насколько обоснован предложенный эпиграф к уроку? Может кто-то предложит свой? Выслушать ответы. МОЛОДЦЫ Презентация: слайд №2 В 1665 году, Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил, что она состоит из ячеек. - Что обнаружил Р. Гук? - Как он назвал эти ячейки? - Предложите объяснение Появление ячеек в пробке Дерева? ОТЛИЧНО | Учащиеся обсуждают вопросы учителя и выдвигают свои предположения, аргументируя их (по необходимости записывают их) Представители от команд высказывают совместное решение Учащиеся обсуждают вопрос, записывают ответ и сдают учителю. Второй представитель от команды отвечает на поставленные вопросы | Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, владение речью. Сотрудничество в группах, умение договариваться находить общее решение Формировать и обнаруживать свои проблемы и находить способы их решения. |
3. Актуализация знаний | С тех пор прошло немало лет и даже для пятиклассника не секрет, что в основе строения живых организмов лежит клетка. Следовательно, | Ученики, взвесив свои знания, продолжают мысль учителя (нужно повторить, изучить, закрепить, обобщить, вспомнить и т.д.) | Умение слушать собеседника и продолжать мысль другого человека, умение - формирование ответственного и осознанного отношения к учению - формулировать цель и задачи урока. |
4. Поиск решений и выдвижение гипотез решения проблемы | Ребята, перед вами лежит текст, прошу внимательно прочитать его, затем: - определить, о какой клетке идет речь; - с помощью имеющихся средств создать модель этой клетки; - используя слова КЛЕТКА –ЗАМЕТКА, ВАКУОЛЬ – ИЗВОЛЬ. Составить мини –стихотворение, вложив в него биологический смысл, и не сделав биологических ошибок. Фиксирует и анализирует работу в командах, выясняет, есть ли лидеры и те, кто безынициативен и малоактивен и т.д. ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ | Ребята работают в группах по поиску решений предложенного учителем задания; составляют алгоритм качественного и быстрого выполнения, при необходимости делятся на мини-группы, для параллельной работы. По мере выполнения предложенного задания, учащиеся представляют свои работы и свое творчество | - Умение составлять алгоритм совместных действий; - работа с информацией и выбор необходимого материала, - умение применения метода моделирования - сотрудничество в группах, взаимно контроль своих действия, - умение договариваться и находить общее решение проблемы. - умение слушать, анализировать и давать адекватную оценку своей работе и работе одноклассников. |
5. Решение проблемы индивидуально, или работая в команде. | Все вы смотрели передачу самый умный, а если отнести это к группе, то можно подкорректировать и получится …. ВОПРОС – ОТВЕТ (приложение 1) Учитель поочередно задает вопросы командам, отвечает любой ученик из команды (вопросы задаются быстро, с 5 секундной задержкой для ответа, принимается только первый ответ, если он неверный, то ответ говорит учитель) ОТЛИЧНО | Учащиеся слушают и продолжают мысль учителя (самые умные, самые эрудированные, команда +, классная команда, самые внимательные, самые сплоченные и т.д.) | Умение слушать собеседника и продолжать мысль другого человека; Взаимно контроль своих действия, Волевая саморегуляция, Способность к мобилизации сил и энергии Способность взять на себя инициативу и ответственность |
6. Применение знаний учениками в стандартных и нестандартных ситуациях | Давайте представим, что вашу группу пригласили на телепередачу для участия в программе «Кто хочет стать миллионером». Вы бы согласились? Давайте попробуем. Вопросы задаются командам по очереди, после обсуждения 15 секунд команда дает ответ Презентация: слайд №3-18 (один правильный ответ) Презентация: слайд № 19 (после обсуждения команда записывает ответ на листочках и отдает учителю) | | Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии. Способность взять на себя инициативу и ответственность. Умение договариваться и находить общее решение задания. Сотрудничество в группах. |
7. Домашнее задание | Подумайте, чем отличается растительная и животная клетка от бактериальной? Ответ предложите в виде кластера. | | - Умение работать с информацией, интернет ресурсами и преобразовывать информацию в кластер. |
7. Рефлексия | Наш урок подошел к концу, Возьмите таблицу (желтый лист) из последнего файла листок с таблицей, отметьте знаком «+» то, что у вас вызвало трудности и то, что удалось лучше всего. У нас на уроке сегодня были внештатные корреспонденты журнала «Основа» (заранее предложить 2-3 учащимся выполнить эту роль) Им очень интересно ваше мнение о своей работе на уроке и работе ваших одноклассников. Им слово. - Что вам запомнилось больше всего? - Какой вопрос или какая деятельность были наиболее интересными? - Подумайте и примите решение, какая из команд проявила себя в большей степени и в каких заданиях? _Вручите этой команде свой ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК. Наш урок подошел к концу, благодарю вас за плодотворную работу и сотрудничество. Урок закончен. | Заполняют таблицу Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы корреспондентов. | Умение слушать, анализировать и давать адекватную оценку своей работе и работе одноклассников |