Подготовка к восприятию
Физ. Мин.
Обобщение знаний.
Итог.
|
1.Речевая разминка.
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Скороговорка: Тетерев сидел у Терентия в клетке.
- чтение про себя.
- чтение вслух.
Пословица: Красна птица опереньем, а человек ученьем.
-интонация голоса
-объяснение значения пословицы.
2. Введение в тему.
Ребята вам предложены разделы учебника, по которым уже работали или будете работать, найдите тот раздел учебника, по которому вы работаете сейчас.
Назовите авторов и произведения, которые вы изучали по данной теме раздела.
Какие произведения вам особенно понравились? Чем?
Сегодня на уроке познакомимся еще с одним автором и его произведением по теме «Люби живое».
Русский поэт Сергей Викулов в своем сборнике стихов написал такие замечательные строки:
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени Природа!
У ней для нас хватает доброты,
И мы живем, запечатлев в душе навеки
Её прекрасные черты - поля, луга, моря и реки.
Ребята, а как вы думаете, как нужно читать эти строки? С какими эмоциями?
Наверное, читая, эти строки у нас проявляется, любовь к природе, так давайте мы прикоснемся к своему сердцу, и передавая все свои эмоции и свою любовь, прочитаем эти строки.
Именно о природе писал Виктор Петрович Астафьев.
Портрет. Ребята, а по вашему мнению какой он?
Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяла на себя бабушка. Началом его «сочинительства» было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось «Васюткино озеро»- первый рассказ для детей.
«До будущей весны», «Огоньки», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот».
Виктор Петрович очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений, посвящены природе и человеку. Произведения этого автора- это уроки жизни, в которой встречаются душевное тепло, людская злоба и бесконечная доброта. И сегодня мы с вами будем читать рассказ «Капалуха».
Откройте учебники на странице 98.
Ребята, а вы знаете, что обозначает это слово?
Капалуха - это самка глухаря. Капалуха очень заботливая мама и никогда не покинет свое гнездо, даже если знает, что погибнет. Живут эти птицы в основном в лесах. Зимой эти птицы ночуют в снегу. Этих птиц стало очень мало на Земле, поэтому их надо беречь и охранять.
Давайте рассмотрим с вами иллюстрацию на странице 98. Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
В этом рассказе вам встретятся непонятные слова, давайте мы с вами их разберем.
Валежник - сухие сучья, деревья.
Просека - очищенное от деревьев место.
По-ко-роб-лен-ны-е ветрами - кривые, сломанные.
Чер-нич-ник – заросли черники.
О-зи-рать-ся – оглядываться.
Закостенели от неподвижности – затвердели.
Поднимает руки класс это раз,
Завертелась голова – это два,
Три – руками три хлопка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
А теперь давайте мы с вами прочитаем рассказ «Капалуха».
Каждый рассказ состоит из частей, давайте с вами выделим эти части.
(на экране план: пейзаж, портрет, диалог, монолог)
Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?
А есть ли в этом рассказе пейзаж?
Прочитайте.
Еще часто в рассказах используется диалог, кто знает, что такое диалог? Найдите и прочитайте его. Сколько человек участвует в диалоге? А с какой интонацией нужно прочитать первую реплику? А вторую?
Следующей частью является портрет. Кто знает, что такое портрет?
Портрет – это изображение или описание чего-либо.
А где в рассказе у нас присутствует портрет?
Ребята мы с вами узнали, что такое диалог, а кто знает, что такое монолог?
Монолог – это речь действующего лица, в отличии от диалога, обращенная к самому себе или к зрителям.
Как вы считаете, есть ли в рассказе монолог?
Кто нашел? Прочитайте.
Кому принадлежат эти слова?
После слов учителя, ребята изменились? Им перехотелось брать яйца с собой домой?
Какая, по вашему мнению «Капалуха»?
Она настоящая мать, которая проявляет свою любовь к детям, наверное она такая же как и каждая мама, которая любит, заботит и оберегает своего ребенка.
Ребята, а чему нас учит этот рассказ?
Домашнее задание: пересказ прочитанного произведения «Капалуха».
|
Выполняют речевую разминку.
Из предложенных разделов выбирают, тот раздел, по которому они работают.
«Люби живое».
Дети называют произведения, В.В. Бианки «Мышонок Пик», В.И. Белов «Манька провинилась» и тд.
Отвечают.
Эти строки нужно читать с любовью, заботой, ласково.
Читают строки.
Открывают учебники.
Предлагают различные варианты значения слова «Капалуха».
Внимательно слушают значение слова «Капалуха».
Рассматривают иллюстрацию и высказывают свое мнение, о чем будет идти речь в рассказе.
Читают слова на экране.
Читают по абзацам рассказ.
Пейзаж-это описание природы.
Да
-Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей.
- В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником.
Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами.
В диалоге участвует 2 человека.
Её нужно читать с удивлением, потому что мальчику стало интересно когда он увидел яйца. И немного выдохнув.
Портрет – это изображение человека.
При описании птицы.
Да
-А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птица, - сказал подошедший учитель.
Она заботливая, любящая.
Этот рассказа учит нас, оберегать природу, любить ее.
Записывают в дневники домашнее задание.
|