СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однородные члены предложения при помощи сочинительных союзов.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока (8 класс)»

Предмет: русский язык

Класс: 8 (для обучающихся вечерней школы)

Тема: Однородные члены предложения, связанные при помощи сочинительных союзов.

Цели: развить понятие о союзном соединении однородных членов, повторить союз как часть речи; выработать и закрепить пунктуационный навык.

Ход урока:

I. Повторение изученного об однородных членах.

1.      Беседа по вопросам:

1)     Какие члены предложения называются однородными?

2)  Какие определения являются однородными, какие неоднородными?

3)  Как осуществляется сочинительная связь при однородных чле­нах? (С помощью интонации и сочинительных союзов.)

2.       Анализ текста, записанные на карточках.

Что такое такт, тактичность? Такту по учебнику не научишься. Такт - сложное чувство. Это сочетание душевной чуткости, тонкой на­блюдательности, гибкого ума, умение понять другого человека.

Обратите внимание: у грубого, невнимательного, бестактного че­ловека не бывает друзей.

Чувство такта может развить в себе только тот, кто вкладыва­ет в отношения с другими людьми особую чуткость, внимание, уважение.

Задание: 1. Прочитать текст выразительно. 2. Расставить и объ­яснить знаки препинания.

3. Доказать однородность определений. 3. Повторение союзов.

Задание: заполнить таблицу


Соединительные

Разделительные

Противительные

 

 

 




4. Записать стихотворение Михаила Чехова, раскрыть скобки, вставить орфограммы и пунктограммы, объяснить их графически.

Как я люблю свои б…рёзы,
Св… и л…са свои луга,
И ночи летние и грозы,
И зиму (с) стужей и снега!

Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный разговор,
И травки бархатный, душистый,
(С) цв…тами скромными к…вёр.


II. Новый материал.

1.   Анализ текста.

Замесите не очень крутое тесто. Вишни помойте, очистите от косточек, засыпьте сахаром. Раскатайте тесто, стаканом вырежьте кружочки и положите на них вишни. Залепите вареники. К вареникам по­дайте не сметану, а сок от вишен.

Задание: 1) Найдите предложения, в которые входили бы ряды однородных членов, показанные на схемах [О, О, 0];[0, О и 0];[0, а О].

2) Вспомните и расскажите правила пунктуации, соответствующие этим схемам.

2.     Анализ предложений и вывод.

/. Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль (Д. Фур­манов).

2.    Не род, а ум поставлю в воеводы (А. С. Пушкин).

3.    Воззвание было написано в грубых, но сильных выражениях. (А. С. Пушкин).

4.    Мал золотник, да дорог (Пословица).

5.    То простодушны, то лукавы, то наивны дошедшие до нас народ­ные названия трав (Полуянов).

6.    Для изготовления лекарств используются яды не только кобры, гюрзы, но и гадюки обыкновенной.

7.  Санин ощущал во всем существе своем если не удовольствие, то некоторую легкость (И. Тургенев).

8.    На бесконечном, вольном просторе блеск и движение (Ф. Тютчев).

Учащиеся находят в предложениях однородные члены, обозначают (заключая в овал) союзы. В итоге создаётся таблица.

 

Запятая

Союзы

 

1.0,0

а; но; да (но); зато

 

2. 0, а 0

ни-ни; не то - не то

 

3. то 0, то 0

или - или

 

4. не только О, но и 0

как, так и; не только, но и; если не, то

5.0иО

и; или; либо; да (и)

 


Затем учащиеся сами, глядя на таблицу, выводят правило: запятые между однородными членами ставятся всегда, кроме того случая, когда они соединены одиночными союзами и; или; либо; да (и).

Вопрос: к какому разряду сочинительных союзов относятся эти союзы? (Соединительные, разделительные.)

III.  Учащиеся знакомятся с правилом в интерпретации учеб­ника §29.

IV.  Закрепление изученного.

1.     Упр. 263.

2.     Упр. 266 (составить сложные предложения. Для этого соедините простые предложения и однородные члены в них союзом и. Записать, расставляя знаки препинания).

3.     Дополнительный материал к этому упражнению.

1. Ещё затемно принесли в избы дрова из огромных поленниц и сло­жили охапки у печей. 2. На березовых, еловых и ольховых поленьях снежин­ки. 3. Они тают, сверкают и наполняют жилище свежим морозным запа­хом, тревожа и взрослых, и малых. 4. Затапливаются печи, и колеблющиеся отсветы пламени играют в промороженных окнах (Бочарников).

Задание:

1) запишите номер и схему сложносочиненного предложения;

2)  запишите номер неполного предложения (№ 2);

3)  выпишите из предложения № 3 словосочетание с неоднородными определениями (свежим морозным запахом).

V. Задание на дом:

Упр. 264, стр. 126









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!