Предмет: русский язык
Класс: 8 (для обучающихся вечерней школы)
Тема: Однородные члены предложения, связанные при помощи сочинительных союзов.
Цели: развить понятие о союзном соединении однородных членов, повторить союз как часть речи; выработать и закрепить пунктуационный навык.
Ход урока:
I. Повторение изученного об однородных членах.
1. Беседа по вопросам:
1) Какие члены предложения называются однородными?
2) Какие определения являются однородными, какие неоднородными?
3) Как осуществляется сочинительная связь при однородных членах? (С помощью интонации и сочинительных союзов.)
2. Анализ текста, записанные на карточках.
Что такое такт, тактичность? Такту по учебнику не научишься. Такт - сложное чувство. Это сочетание душевной чуткости, тонкой наблюдательности, гибкого ума, умение понять другого человека.
Обратите внимание: у грубого, невнимательного, бестактного человека не бывает друзей.
Чувство такта может развить в себе только тот, кто вкладывает в отношения с другими людьми особую чуткость, внимание, уважение.
Задание: 1. Прочитать текст выразительно. 2. Расставить и объяснить знаки препинания.
3. Доказать однородность определений. 3. Повторение союзов.
Задание: заполнить таблицу
Соединительные | Разделительные | Противительные |
| | |
| | |
4. Записать стихотворение Михаила Чехова, раскрыть скобки, вставить орфограммы и пунктограммы, объяснить их графически.
Как я люблю свои б…рёзы,
Св… и л…са свои луга,
И ночи летние и грозы,
И зиму (с) стужей и снега!
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный разговор,
И травки бархатный, душистый,
(С) цв…тами скромными к…вёр.
II. Новый материал.
1. Анализ текста.
Замесите не очень крутое тесто. Вишни помойте, очистите от косточек, засыпьте сахаром. Раскатайте тесто, стаканом вырежьте кружочки и положите на них вишни. Залепите вареники. К вареникам подайте не сметану, а сок от вишен.
Задание: 1) Найдите предложения, в которые входили бы ряды однородных членов, показанные на схемах [О, О, 0];[0, О и 0];[0, а О].
2) Вспомните и расскажите правила пунктуации, соответствующие этим схемам.
2. Анализ предложений и вывод.
/. Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль (Д. Фурманов).
2. Не род, а ум поставлю в воеводы (А. С. Пушкин).
3. Воззвание было написано в грубых, но сильных выражениях. (А. С. Пушкин).
4. Мал золотник, да дорог (Пословица).
5. То простодушны, то лукавы, то наивны дошедшие до нас народные названия трав (Полуянов).
6. Для изготовления лекарств используются яды не только кобры, гюрзы, но и гадюки обыкновенной.
7. Санин ощущал во всем существе своем если не удовольствие, то некоторую легкость (И. Тургенев).
8. На бесконечном, вольном просторе блеск и движение (Ф. Тютчев).
Учащиеся находят в предложениях однородные члены, обозначают (заключая в овал) союзы. В итоге создаётся таблица.
Запятая | Союзы | |
1.0,0 | а; но; да (но); зато | |
2. 0, а 0 | ни-ни; не то - не то | |
3. то 0, то 0 | или - или | |
4. не только О, но и 0 | как, так и; не только, но и; если не, то |
5.0иО | и; или; либо; да (и) | |
Затем учащиеся сами, глядя на таблицу, выводят правило: запятые между однородными членами ставятся всегда, кроме того случая, когда они соединены одиночными союзами и; или; либо; да (и).
Вопрос: к какому разряду сочинительных союзов относятся эти союзы? (Соединительные, разделительные.)
III. Учащиеся знакомятся с правилом в интерпретации учебника §29.
IV. Закрепление изученного.
1. Упр. 263.
2. Упр. 266 (составить сложные предложения. Для этого соедините простые предложения и однородные члены в них союзом и. Записать, расставляя знаки препинания).
3. Дополнительный материал к этому упражнению.
1. Ещё затемно принесли в избы дрова из огромных поленниц и сложили охапки у печей. 2. На березовых, еловых и ольховых поленьях снежинки. 3. Они тают, сверкают и наполняют жилище свежим морозным запахом, тревожа и взрослых, и малых. 4. Затапливаются печи, и колеблющиеся отсветы пламени играют в промороженных окнах (Бочарников).
Задание:
1) запишите номер и схему сложносочиненного предложения;
2) запишите номер неполного предложения (№ 2);
3) выпишите из предложения № 3 словосочетание с неоднородными определениями (свежим морозным запахом).
V. Задание на дом:
Упр. 264, стр. 126