СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект урока "Десятичная запись дробных чисел".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План -конспект урока "Десятичная запись дробных чисел".

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока "Десятичная запись дробных чисел".»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Десятичная запись дробных чисел

ФИО: Ботова Наталья Александровна

Место работы: Филиал «Павловская ООШ» МБОУ «Студенковская СОШ» Александро-Невского района Рязанской области

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: «Десятичная запись дробных чисел»; урок №1

Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 28-е изд., М.: Мнемозина, 2013

Цели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки применения алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь, умения читать десятичные дроби.

Цели ученика: освоение понятия «десятичная дробь», освоения алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь; развитие умения применять полученные знания для решения задач и упражнений.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

развивать способность к познанию, формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей. Проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий:

способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь в трудную минуту, инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.

Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Регулятивные: учить ставить цель, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы и оценить результаты своей деятельности на уроке и результаты товарищей.

Познавательные: развивать способность к познанию, формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей. Проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с информацией, ориентироваться в учебнике, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.

Коммуникативные: учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, учить детей работать группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.

Предметные:  знать правило записи и чтения десятичных дробей, уметь правильно записывать и читать десятичные дроби, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.


Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма обучения: индивидуальная, групповая, парная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 28-е изд., М.: Мнемозина, 2012, презентация “Десятичные дроби”; мультимедиа проектор, компьютер, ЭОР.












Этап урока

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

ученика

I. организационно-мотивационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит эмоциональный настрой на урок.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.


Проверка настроения - прием «мордашки». Покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент. Давайте улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение и начнем нашу работу.


Давайте откроем тетради, запишем число, классную работу.

У вас на партах лежат листки успешности, вы будете с ними работать на протяжении всего урока.


Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём с повторения.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на урок.



Показывают «мордашку», которая соответствует настроению в данный момент.


Разбираются в листках успешности, уточнение критериев оценки

Р. Обеспечение организации учебной деятельности.


Л. Вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам.


К. Умение слушать и вступать в диалог


П. Осознанное и построение речевого высказывания

II. Устный счет



























































Изучение нового материала.





















Физминутка










Первичное закрепление.




Предлагает учащимся задание для устного счета.

Задание 1.

1) Назвать правильные дроби (слайд 2)

2) Назвать неправильные дроби.

Задание 2. (слайд 3)

Задание 3. (слайд 4)

Задание 4. Выполните вычисления и выберите ответы из конверта, переверните карточки с ответами и получите картинку (слайд 5)

Учитель задает вопросы:

-Что изображено на картинке?


-Соревнования по каким видам спорта проходят на Олимпиаде в Сочи?


Сегодня более подробно поговорим о хоккее (модуль5)






Ребята, а каковы размеры хоккейной площадки? (61м и 30м) (слайд 7)

Какую высоту имеют борта? 1м 22см (слайд 8)

Какова высота ограждения из защитного стекла? 2м (слайд 9)

Чему равен диаметр стоек ворот? 5см (слайд 10)

Чему равен максимальный вес шайбы, толщина и диаметр шайбы? 185г, 2см 5мм, 76мм. (слайд 11)

Сколько весит экипировка игрока? 15кг (слайд 12)

Проверьте свои ответы (слайд 13)

Задание: перевести эти величины в более крупные единицы.

Что для этого нужно знать?

Сколько метров в километре?

Сколько сантиметров в метре?

Какую часть километра составляет метр?

Какую часть метра составляет сантиметр?


Проверьте по слайду


-Какую особенность вы заметили в этих числах?

Значит сегодня будем изучать именно такие дроби со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д., которые условились записывать без знаменателя.

Значит название таких дробей связано со словом десять.

Сформулируйте тему нашего урока и цели

Составим алгоритм десятичной записи дробных чисел.

(модуль 1) слайд 15

(модуль 3) слайд 17

слайд 16

Выполняет упражнения вместе с детьми (слайд 18)

Разряды десятичной дроби (ресурс 3,4) (слайд19, 20, 21)

Работа с учебником коллективно и в парах.

Открыть учебник на стр. 181, №1145, (выполнить задание хором, в парах).

-Что нужно сделать?


-Первую строчку читаем хором.

-(Теперь работаем в парах) Вторую строчку 1 ученик читает, третью строчку – второй ученик читает.

-В листке успешности отметьте свои результаты.


Теперь выполним №1146

Прочитайте задание и скажите, что надо сделать?


Что нам поможет выполнить это задание?

Теперь вернемся к нашим заданиям о хоккее. Скажите теперь мы можем по-другому записать смешанные числа, которые у вас получились? (слайд 22)

Записать смешанные числа в виде десятичных дробей (слайд 23)

(Ресурс 2)

Выполняют устно вычисления













Решают парами примеры на сложение обыкновенных дробей и получают картинку





Логотип Олимпиады в Сочи

Учащиеся перечисляют и сверяют свои ответы, посмотрев на слайд 6



Некоторые ученики выступают с подготовленными краткими сообщениями об истории появления хоккея с шайбой.

Учащиеся выбирают отвечают на вопросы, выписывают данные величины в тетрадь в столбик.






61м=61/1000км

30м=30/1000км

1м22см=1 22/100км

2м=2/1000км

5см=5/100м

185г=185/1000кг

2см5мм=2 5/10см

76мм=76/10см

15кг=15/100ц

Учащиеся проверяют себя по слайду.

Учащиеся замечают особенность данных дробей: дроби, со знаменателями 10,100,1000 - десятичные дроби.

Учащиеся формулируют тему и цели урока.



Учащиеся составляют алгоритм десятичной записи:

  1. Уравнять (если это необходимо) число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе.

  2. Записать целую часть (она может быть равна нулю).

  3. Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.

  4. Записать числитель дробной части.

Выполняют упражнения.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.








-Прочитать десятичные дроби

Читают числа.



Оценивают свою работу в листках успешности.


-Записать в виде десятичной дроби

-Алгоритм

Да, в виде десятичных дробей. Используя алгоритм, записывают десятичные дроби, проверяют себя.


Работают на ноутбуках


П. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Р. Планирование, определение последовательности действий


Л. Самоопределение




























П. структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений.

К. учебное сотрудничество.


Л. Самоопределение


































Л: ориентация в межличностных отношениях



















П. отработка вычисления алгоритма записи десятичных чисел


Р.контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Л. самоопределение

III. рефлексивно-оценочный

Подведение итогов урока.

- Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
- Как называют число, записанное перед запятой?
- Как называют число, записанное после запятой?
- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
- Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?








ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

П.30.Выучить алгоритм, №1166 (Десятичная запись дробей), 1168,1169 (задача)

Темы индивидуальных заданий (по желанию)

1. Происхождение десятичных дробей.

2. От шестидесятеричных к десятичным дробям (Аль-Каши).

3. “Десятая” Симона Стевина.

4. Распространение десятичных дробей, их значение в жизни современного общества

Рефлексия (слайд)

Проверка настроения - прием «мордашки». Покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент.

Какое из них обозначает ваше настроение на конец урока?


Отвечают на вопросы

Определяют уровень достижений своих результатов. Учащиеся сдают карточки самооценивания.




Р. оценивать степень и способы достижения цели, развитие адекватной самооценки.

К. Излагать свое мнение с возможной полнотой и точностью









ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса


Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Десятичная запись дробных чисел. Правила

Информационный


иллюстрация

http://school-аssistant.ru/?predmet=matematika&theme= desatichnaj_zapis_drobey

2

Запись смешанных чисел в виде десятичной дроби

Практический

презентация

http://school-assistant.ru/?predmet=matematika&theme= desatichnaj_zapis_drobey

3

Разряды десятичной дроби.


Информационный

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/113962/?interface=teacher&class= 47&subject=16

4

Чтение десятичных дробей

Практический

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113846/

5

Появление хоккея. Хоккейная площадка. Экипировка игрока. Шайба

Информационный


презентация

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D0%B9_%D1%81_%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%B1%D0%BE%D0%B9#.D0.9F.D0.BE.D1.8F.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.85.D0.BE.D0.BA.D0.BA.D0.B5.D1.8F