СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект урока окружающий мир 1 класс "Помоги птицам зимой!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока окружающий мир в первом классе "Помоги птицам зимой!"

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока окружающий мир 1 класс "Помоги птицам зимой!"»

Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

  • формировать интерес к изучению родной природы;

  • понимать важность заботы о зимующих птицах;

  • повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

  • Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;

  • Правильно подбирать корм для птиц.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

  • наблюдать и делать выводы;

  • знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

  • работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

  • приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

  • составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

  • проговаривать в логической последовательности свои действия;

  • учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке у меня будут помощники. Они будут помогать сообщать мне некоторые сведения о птицах.

- Послушайте стихотворение Сергея Есенина (ученик)

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. 
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (Слайд 1)


- О каком времени года это стихотворение?

- Назовите приметы зимы. Зима. Вся живая природа готовилась к ней.

- Скажите, как готовились белки, медведи, зайцы?

- Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Догадайтесь какой вопрос?.(Открывается запись “зимуют, где, птицы?”) (Слайд 3)

3. Актуализация и пробное учебное действие.

На доске изображены птицы.

- Может, вы мне сразу на него ответите?

- Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.

– Как называются птицы, которые улетают в теплые края; остаются зимовать?

- Можем мы определить какие из них перелётные, а какие зимующие?

Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Давайте вначале поговорим о тех, кто улетает от нас в дальние края. (Слайд 4)

4. Выявления места и причины затруднения.

- Почему ласточка улетает в теплые края?

- Почему журавль улетает?

- Как же ученые узнали, куда улетают птицы?

Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. (Слайд 5)

Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно. Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. (Показ по карте миграцию птиц). (Слайд 6)

Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.





5. Применение знаний.

Отгадайте загадки о птицах.
Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (Слайд 7)


Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль) (Слайд 8)


Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это ... (Соловей) (Слайд 9)


Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец) (Слайд 10)


В лесу одна смешная птица
Весь день поет: “Ку-ку! Ку-ку!”
Никак не может научиться
Петь, как петух: “Ку-ка-ре-ку!”. (Кукушка) (Слайд 11)


– Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.

– Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по загадкам:

Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Зёрнышки ворует. (Воробей) (Слайд 12)

– А вы знаете, почему его так назвали?

Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: “Вора бей!” – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (Слайд 13)


Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Тук-тук, тук-тук. В лесу он лучший друг. (Дятел) (Слайд 14)


Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его “лесным доктором”.

Глаза, как плошки,
А не видит днем ни крошки,
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом. (Сова) (Слайд 15)


Крупная птица, с большими глазами, серым оперением, клюв крючком. Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.

И все-таки тяжело им зимой.

6. Физминутка. (Слайд 16)

7. Первичное закрепление. Работа с учебником. Стр. 74.

Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут. (Слайд 18)

Работа в парах.

Раздавленные семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни. Хороши крошки белого хлеба, а чёрного – не годятся. Для синиц очень хороши кусочки несоленого сала, а солёное сало давать нельзя.

-Отберите корм, который можно давать птицам.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Слайд 19)

9. Включение в систему знаний и повторения.

- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки) . Демонстрация кормушек.(Слайд 20)

Стихотворение “Покормите птиц зимой”. (Слайд 21)

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.


Рассмотрите кормушки на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Слайд 22)

10. Рефлексия.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Проверь себя», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Я читаю вопрос , а вы поднимаете карточку. Если согласны « +», если нет «-«.

1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)

3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик в тетради.

 

11. Итог урока. (Слайд 23)

- Что нового вы узнали на уроке?

- На вопрос, который был перед нами поставлен в начале урока, мы узнали ответ?