Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
формировать интерес к изучению родной природы;
понимать важность заботы о зимующих птицах;
повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
наблюдать и делать выводы;
знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
проговаривать в логической последовательности свои действия;
учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке у меня будут помощники. Они будут помогать сообщать мне некоторые сведения о птицах.
- Послушайте стихотворение Сергея Есенина (ученик)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (Слайд 1)
- О каком времени года это стихотворение?
- Назовите приметы зимы. Зима. Вся живая природа готовилась к ней.
- Скажите, как готовились белки, медведи, зайцы?
- Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Догадайтесь какой вопрос?.(Открывается запись “зимуют, где, птицы?”) (Слайд 3)
3. Актуализация и пробное учебное действие.
На доске изображены птицы.
- Может, вы мне сразу на него ответите?
- Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.
– Как называются птицы, которые улетают в теплые края; остаются зимовать?
- Можем мы определить какие из них перелётные, а какие зимующие?
Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Давайте вначале поговорим о тех, кто улетает от нас в дальние края. (Слайд 4)
4. Выявления места и причины затруднения.
- Почему ласточка улетает в теплые края?
- Почему журавль улетает?
- Как же ученые узнали, куда улетают птицы?
Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. (Слайд 5)
Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно. Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. (Показ по карте миграцию птиц). (Слайд 6)
Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.
5. Применение знаний.
Отгадайте загадки о птицах.
Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (Слайд 7)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль) (Слайд 8)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это ... (Соловей) (Слайд 9)
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец) (Слайд 10)
В лесу одна смешная птица
Весь день поет: “Ку-ку! Ку-ку!”
Никак не может научиться
Петь, как петух: “Ку-ка-ре-ку!”. (Кукушка) (Слайд 11)
– Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
– Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по загадкам:
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Зёрнышки ворует. (Воробей) (Слайд 12)
– А вы знаете, почему его так назвали?
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: “Вора бей!” – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (Слайд 13)
Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Тук-тук, тук-тук. В лесу он лучший друг. (Дятел) (Слайд 14)
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его “лесным доктором”.
Глаза, как плошки,
А не видит днем ни крошки,
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом. (Сова) (Слайд 15)
Крупная птица, с большими глазами, серым оперением, клюв крючком. Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.
И все-таки тяжело им зимой.
6. Физминутка. (Слайд 16)
7. Первичное закрепление. Работа с учебником. Стр. 74.
Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут. (Слайд 18)
Работа в парах.
Раздавленные семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни. Хороши крошки белого хлеба, а чёрного – не годятся. Для синиц очень хороши кусочки несоленого сала, а солёное сало давать нельзя.
-Отберите корм, который можно давать птицам.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Слайд 19)
9. Включение в систему знаний и повторения.
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки) . Демонстрация кормушек.(Слайд 20)
Стихотворение “Покормите птиц зимой”. (Слайд 21)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Рассмотрите кормушки на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Слайд 22)
10. Рефлексия.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Проверь себя», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Я читаю вопрос , а вы поднимаете карточку. Если согласны « +», если нет «-«.
1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)
3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)
Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик в тетради.
11. Итог урока. (Слайд 23)
- Что нового вы узнали на уроке?
- На вопрос, который был перед нами поставлен в начале урока, мы узнали ответ?