Государственное учреждение образования
«Учебно-педагогический комплекс ясли сад-средняя школа №24 г. Борисова»
План-конспект
урока по русской литературе в 3 «В» классе
Учитель: Янкова Ю.И.
Учитель Янкова Ю.И.
Тема: Юнна Мориц «В очках и без очков». Владимир Орлов «Чудеса
приходят на рассвете». Борис Заходер «Петя мечтает»
Цель: познакомить с творчеством и событиями из жизни поэтов Ю.Мориц, В.Орлова, Б.Заходера.
Задачи:1)способствовать формированию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; умения выражать своё отношение к героям, событиям произведения; определять тему и главную мысль произведения;
2) развивать навык словесного рисования, анализа стихотворения, развивать воображение, речь, память, мышление, внимание, наблюдательность, воображение и творческое начало;
3) создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету.
Оборудование: учебник по литературному чтению за 3 класс, карточки с заданиями для индивидуальной работы, компьютер для показа презентации, рисунки учащихся, портреты поэтов, книги для дополнительного чтения со стихотворением В.Орлова «Обиженная лошадь».
Ход урока
I. Актуализация знаний
Я валяюсь на траве –
Сто фантазий в голове.
Помечтай со мною вместе -
Будет их не сто, а двести.
- Какие уже известные вам произведения можно отнести к стране «Сто фантазий»? Назовите героев этих произведений? Какое настроение у вас после встречи с этими героями? Продолжим наше путешествие по стране «Моя Вообразилия».
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения К.Чуковского «Распутайте «Путаницу». Прочитайте, распутав путаницу и правильно расположив слова. Повторить по желанию искалочку Валентина Берестова выразительно в быстром темпе как скороговорочку.
Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть,
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?
III. Введение в тему. Постановка цели урока. Сообщение темы урока.
- Есть такая страна в которой никогда не скучно, весело, светло, радостно. Страна Вообразилия или «Сто фантазий», где живут выдумщики и фантазёры.
- Такую страну придумала замечательная детская поэтесса Юнна Мориц, в неё можно попасть только детям с добрыми и чуткими сердцами.
- Итак, давайте познакомимся с некоторыми фактами из биографии Ю. Мориц. Ученики рассказывают о биографии Ю.Мориц.
Презентация. Слайд №1, №2, №3, №4.
Юнна Петровна Мориц родилась в 1937 году. Ее детство пришлось на военные и послевоенные, очень трудные годы, поэтому было лишено положенных детям радостей. Возможно, поэтому образный мир Ю. Мориц имеет мало общего с обыденной жизнью. Ее стихотворное творчество уводит в мир необычности, фантастики, красоты. В стихах Ю. Мориц неутолимая жажда сделать каждый день, каждую секунду праздником. Она незаметно берет ребенка за руку и ведет за собой в страну чудес.
Но зато и зимой, и весною,
Даже если пурга на дворе,
Могут крылья
Прекрасно расти за спиною,
Могут мысли
Расти в голове!
- Вы знаете, что при чтении стихотворений «Ёжик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании» у читателей нескольких поколений на лице сразу появляется улыбка как при встрече с добрым знакомым.
Презентация. Слайд №5, №6, №7, №8.
Чтение стихотворений Ю.Мориц. Крыша ехала домой.
Баллада о фокусах шоколада. Букет котов
- У меня уже готов
Для тебя букет котов,
Очень свежие коты!
Они не вянут, как цветы.
Ученики рассказывают об отношении Ю.Мориц к своим читателям.
Интересно, что все герои стихов Юнны Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети. Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы к свои героям и к детям вообще. Поэтому-то герои милые и добродушные, озорные и весёлые, необычные и даже фантастические. В её поэзии действуют законы игры, смешного сна, весёлой путаницы, когда можно выдумывать всё, что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова, отправляться с героями в веселые путешествия.
У Юнны Мориц вы не найдёте назидания, поучения. Грустить, творить, фантазировать, дурачиться, капризничать ребёнок имеет полное право. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью, иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые не наносят им и окружающим физический вред», а также ребёнок должен знать, что он попадает в мир зла. Своим творчеством поэтесса, может быть, пытается оградить детей от этого мира насколько это возможно.
Презентация. Слайд №9, №10, №11, №12.
IV. Чтение стихотворения Ю.Мориц. В очках и без очков
а) Чтение хорошо читающим учеником
б) Проверка первичного восприятия стихотворения:
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какое это стихотворение по интонации: грустное, весёлое, смешное?
- Почему интонация веселья и радости? Как определили?
в) Вторичное чтение текста учащимися про себя
г) Чтение парами «дует»
д) Анализ содержания стихотворения:
- Кто главный герой? Какой он?
- Опишите главного героя, его внешний вид.
- Как мальчик относится к себе?
- Чего он не опасается? Что он предлагает для сна?
- Что главное во сне?
- Какие сны мальчик мог увидеть?
е) Выявление художественных средств изображения:
- Какие слова делают стихотворение смешным и весёлым?
(приём гипербола – преувеличения - делает его ещё смешнее и веселее.)
ё) Творческая работа парами – срифмовать слова, подобрать свою рифму: без очков……….на жучков
шкатулку………булку
никогда……кота
окно…….кино
сны……не нужны
луна……тишина
кровать ……не открывать
Физкультминутка
V. Чтение стихотворения В.Орлова. Чудеса приходят на рассвете.
а) Проверка первичного восприятия
- Какой сон приснился берёзкам?
- Какое настроение вызвало этот стихотворение?
б) Словесное рисование картин изображённым автором.
- Какими красками вы изобразили бы фон деревьев на заднем плане?
- Какими красками вы изобразили бы берёзки на переднем плане?
- Какого цвета больше всего получилось на рисунке?
в) Повторное чтение стихотворения про себя.
г) Словарно-лексическая работа – рассвет, дремлют, голубоватым,
босоногие серёжки
– Как вы понимаете значение этих слов?
- Какое слово сложное?
г) Чтение «хор» по рядам
- В каком темпе следует его читать? С каким настроением?
(таинственное, с восхищением, радостью, умилением)
- Каким должно быть сила голоса и громкость при чтении этого стихотворения?
- Выразительное чтение учащимися.
VI. Чтение стихотворения Б.Заходера. Петя мечтает.
а) - Давайте предугадаем по заглавию о чём это стихотворение?
- А о чем мечтаете вы? Поделитесь с нами своими мечтами.
- Какую задачу поставим перед собой, читая произведение?
- Давайте послушаем, о чем же мечтает Петя?
б) Словарно-лексическая работа:
- Есть ли непонятные слова?
- С какой интонацией нужно читать стихотворение энергично или замедленно, с ленцой? (Весёлое, забавное, смешное, юмористическое)
– А вы хотели бы дружить с Петей? (Дети высказывают свое мнение.)
- Какие черты характера присущи Пете?
- А что же вы посоветовали Пете? Из данных пословиц выберите только те, которыми можно дать совет Пете..
- А о чём мечтает живая природа?
в) Работа в парах: выбирают пословицы, которые дают совет Пете.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Ум хорошо, а два лучше.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Ученье свет, а не ученье тьма.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Сделай дело, гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
-Чему учит вас стихотворение?
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав это стихотворение?
- Почему оно в стране «Сто фантазий»?
VII. Сравнение содержания и настроения в трёх стихотворениях.
- Что общего во всех этих стихотворениях?
- Какие два стихотворения похожи и чем? (Интонация)
- Какое настроение у читателей после их прочтения?
- Чему они учат детей?
- А какое у вас настроение в конце урока?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Подошло к концу наше путешествие по стране «Сто фантазий». Давайте подведём итог путешествия и обменяемся своими впечатлениями от услышанных и прочитанных стихотворений. Поместите листок напротив того стихотворения, которое наиболее всего вас затронуло.
1 2 3
Петя мечтает Чудеса приходят на рассвете В очках и без очков
IX. Дополнительное чтение. Книга Живое слово 3 класс.
Стихотворение В.Орлова. Обиженная лошадь. На странице 23
- Кто из героев поступил хуже?
- Какой вывод сделали для себя?
X. Домашнее задание:
Выучить одно стихотворение наизусть на выбор на стр.69 – 72
XI. Выставление отметок и оценивание учащихся за работу на уроке
за выразительность чтения;
за умение анализировать;
за умение высказать свое отношение;
за умение сравнивать, обобщать.
Приложение
В очках и без очков
Когда хожу я
Без очков,
Я наступаю
На жучков
И укусить могу
Шкатулку,
Вполне приняв её
За булку!
Зато в очках
Я никогда
Не сел
На спящего кота,
Не вышел в сад
Через окно,
Не спутал
Почту и кино!
Но для того,
Чтоб видеть сны,
Очки мне вовсе
Не нужны!
А ночь нужна,
И тишина,
И звёзды в небе,
И луна,
Нужна подушка
И кровать
И нужно
Глаз не открывать!
Ёжик малиновый
По роще калиновой,
По роще осиновой,
Hа именины к щенку
В шляпе малиновой
Шел ежик резиновый
C дырочкой в правом боку.
Были у ежика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош.
Божьей коровке,
Цветочной головке
Ласково кланялся еж.
"Здравствуйте, елки,
Hа что вам иголки?
Pазве мы волки вокруг?
Как вам не стыдно!
Это обидно,
Когда ощетинился друг".
Hебо лучистое,
Облако чистое.
Hа именины к щенку
Ежик резиновый
Шел и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
"Милая птица,
Извольте спуститься -
Вы потеряли перо.
Hа красной аллее,
Где клены алеют,
Ждет вас находка в бюро".
Hебо лучистое,
Облако чистое.
Hа именины к щенку
Ежик резиновый
Шел и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Много дорожек
Прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку!
Большой секрет для маленькой компании
Под грустное мычание,
Под бодрое рычание,
Под дружеское ржание
Рождается на свет
Большой секрет
Для маленькой,
Для маленькой такой компании,
Для скромной такой компании
Огромный такой
Секрет:
- Ах, было б только с кем...
Ах, было б только с кем...
Ах, было б только с кем
Поговорить!
Баллада о фокусах шоколада
Пришёл на каток
Николай с шоколадкой
И съесть пожелал
Шоколадку украдкой.
Зажал Николай
Шоколадку в кулак
И сделал открытие:
«Я-не дурак!»
Свою шоколадку
Держа в кулаке,
Он всех обгонял
В этот день на катке!
Он слышал, как сзади
Летели друзья, -
Мечтал оглянуться,
Но было нельзя!
Нельзя с шоколадкой
Ему расставаться!
И мчался вперёд,
Не желая сдаваться!
Дышал Николай,
Словно тигр уссурийский,
Держал Николай
Марафон олимпийский!
Каток под серебряной пылью
Дрожал,
А он шоколадку с ванилью
Зажал!
Не мог Николай
Укусить шоколадку,
Он мчался
И ел её только вприглядку!
И мимо друзей,
Словно двигатель шумный,
Пуская пары,
Пролетал, как безумный!
Пылал Николай,
Словно русская печка,
Но он перегрелся -
И вышла осечка:
В руке шоколадка
Кипит, как в кастрюльке,
И льются в рукав
Шоколадные струйки...
И мимо друзей
Николай ненаглядный
Пыхтит,
Тарахтит,
Словно пупс шоколадный!
Ванильный,
Ореховый,
Сладкий
И липкий,
Он бешено мчится
С глупейшей улыбкой -
Легко ли
Такой шоколадке огромной
В тени оставаться
И выглядеть скромной?
Ревёт Николай
На катке ледяном -
Везут Николая
В большой гастроном!
Завязана розовой лентой
Коробка -
Не трюфельный торт,
Не конфеты «Коровка»!
Шофёр восхищён:
- Ах, какой Шоколай!
- Какой Шоколай? -
Возмущён Николай!
- Ты был Николаем, -
Шофёр говорит, -
А стал Шоколаем, -
Шофёр говорит. -
И мы, дорогой,
Любоваться желаем
Огромным таким
И живым Шоколаем!
Стоит Шоколай
На витрине нарядной,
И всем говорит
Его вид шоколадный:
Прекрасно
Ходить на каток с шоколадкой!
Опасно
Съедать шоколадку украдкой!
Быть жадным - ужасно!
Не надо, не надо,
А то превратишься в кусок
Шоколада!
У меня уже готов
Для тебя букет котов,
Очень свежие коты!
Они не вянут, как цветы.
Вянут розы и жасмин,
Вянут клумбы георгин,
Вянут цветики в саду,
На лугу и на пруду,
А у меня - букет котов
Изумительной красы,
И, в отличье от цветов,
Он мяукает в усы.
Я несу букет котов,
Дай скорее вазу.
Очень свежие коты -
Это видно сразу!
Крыша ехала домой
Мальчик шёл, сова летела,
Крыша ехала домой,
Эта крыша не хотела
Спать на улице зимой.
Мыли блюдца два верблюдца
И мяукали дрова,
Я ждала, когда вернутся
Крыша, мальчик и сова.
Спит диван со мной в обнимку,
Пляшет снег над головой,
Вдруг я слышу - в кнопку бимкнул
Мальчик с крышей и совой!
Я от этого бим-бома
Стала песней на слова,
Я пою, когда все дома -
Крыша, мальчик и сова.
Мальчик шёл, сова летела,
Крыша ехала домой -
Вот какое было дело
В среду вечером зимой!
Интересно, что все герои стихов Юнны Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети. Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы к свои героям и к детям вообще. Поэтому-то герои милые и добродушные, озорные и весёлые, необычные и даже фантастические.
У Юнны Мориц вы не найдёте назидания, поучения. Грустить, творить, фантазировать, дурачиться, капризничать ребёнок имеет полное право. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью, иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые не наносят им и окружающим физический вред». Своим творчеством поэтесса, может быть, пытается оградить детей от этого мира насколько это возможно.
Б.Заходер «Петя мечтает»
Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок...
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой -
Все сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места -
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй...
Без труда не вытащишь …….. а от труда здоровеет.
Маленькое дело…….. а два лучше.
Человек от лени болеет, …… и рыбку из пруда.
Ум хорошо, …….. лучше большого безделья.
Без труда не вытащишь …….. а от труда здоровеет.
Маленькое дело…….. а два лучше.
Человек от лени болеет, …… и рыбку из пруда.
Ум хорошо, …….. лучше большого безделья.
Без труда не вытащишь …….. а от труда здоровеет.
Маленькое дело…….. а два лучше.
Человек от лени болеет, …… и рыбку из пруда.
Ум хорошо, …….. лучше большого безделья.
Без труда не вытащишь …….. а от труда здоровеет.
Маленькое дело…….. а два лучше.
Человек от лени болеет, …… и рыбку из пруда.
Ум хорошо, …….. лучше большого безделья.
Без труда не вытащишь …….. а от труда здоровеет.
Маленькое дело…….. а два лучше.
Человек от лени болеет, …… и рыбку из пруда.
Ум хорошо, …….. лучше большого безделья.
Без труда не вытащишь …….. а от труда здоровеет.
Маленькое дело…….. а два лучше.
Человек от лени болеет, …… и рыбку из пруда.
Ум хорошо, …….. лучше большого безделья.
Без труда не вытащишь …….. а от труда здоровеет.
Маленькое дело…….. а два лучше.
Человек от лени болеет, …… и рыбку из пруда.
Ум хорошо, …….. лучше большого безделья.
Грамоте учиться –….. так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки, …. всегда пригодится.
Под лежачий камень …… не ученье тьма.
Ученье свет, а …… вода не течёт.
Грамоте учиться –….. так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки, …. всегда пригодится.
Под лежачий камень …… не ученье тьма.
Ученье свет, а …… вода не течёт.
2. Грамоте учиться –….. так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки, …. всегда пригодится.
Под лежачий камень …… не ученье тьма.
Ученье свет, а …… вода не течёт.
2. Грамоте учиться –….. так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки, …. всегда пригодится.
Под лежачий камень …… не ученье тьма.
Ученье свет, а …… вода не течёт.
2. Грамоте учиться –….. так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки, …. всегда пригодится.
Под лежачий камень …… не ученье тьма.
Ученье свет, а …… вода не течёт.
2. Грамоте учиться –….. так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки, …. всегда пригодится.
Под лежачий камень …… не ученье тьма.
Ученье свет, а …… вода не течёт.
2. Грамоте учиться –….. так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки, …. всегда пригодится.
Под лежачий камень …… не ученье тьма.
Ученье свет, а …… вода не течёт.
Человек от лени болеет, а …… гуляй смело.
Сделай дело, …… от труда здоровеет.
За двумя зайцами погонишься, ….. люби и саночки возить.
Любишь кататься, ….. ни одного не поймаешь.
Человек от лени болеет, а …… гуляй смело.
Сделай дело, …… от труда здоровеет.
За двумя зайцами погонишься, ….. люби и саночки возить.
Любишь кататься, ….. ни одного не поймаешь.
3. Человек от лени болеет, а …… гуляй смело.
Сделай дело, …… от труда здоровеет.
За двумя зайцами погонишься, ….. люби и саночки возить.
Любишь кататься, ….. ни одного не поймаешь.
3. Человек от лени болеет, а …… гуляй смело.
Сделай дело, …… от труда здоровеет.
За двумя зайцами погонишься, ….. люби и саночки возить.
Любишь кататься, ….. ни одного не поймаешь.
3. Человек от лени болеет, а …… гуляй смело.
Сделай дело, …… от труда здоровеет.
За двумя зайцами погонишься, ….. люби и саночки возить.
Любишь кататься, ….. ни одного не поймаешь.
3. Человек от лени болеет, а …… гуляй смело.
Сделай дело, …… от труда здоровеет.
За двумя зайцами погонишься, ….. люби и саночки возить.
Любишь кататься, ….. ни одного не поймаешь.
3. Человек от лени болеет, а …… гуляй смело.
Сделай дело, …… от труда здоровеет.
За двумя зайцами погонишься, ….. люби и саночки возить.
Любишь кататься, ….. ни одного не поймаешь.