План-конспект урока по теме:
«Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания».
По программе коллектива авторов под руководством В.В. Пасечника. Биология 7 класс.
Тип урока: изучение нового материала: комбинированный.
Цели урока:
Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания. формирование творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций. Продолжить формирование умений наблюдать за живыми организмами,
Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных и лабораторных работ.
Воспитательные: воспитание осознанного, бережного отношения к природе, позитивного отношения к совместному труду, самостоятельности и уважения при работе в парах и группах.
Формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: Литровые банки с рыбками из аквариума, чешуя рыб,чашки Петри, лупы, муляж рыбы, компьютер, проектор.
Ход урока.
1.Орг. момент.Здравствуйте мои дорогие! .Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, Искренняя улыбка и доброе слово согревают самые черствые сердца. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и успешно выполним поставленные перед нами цели.
2.Мотивация. Играет музыка из передачи: Что? Где? Когда?
Учитель: чёрный ящик! Выведены впервые в Китае, и надежно скрывались за стенами дворцов китайских императоров. В Европе впервые появились только в XVII в. В Россию впервые попали из Китае в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи. В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет. Сказочный персонаж, исполняющий желания.
Ответ уч-ся: Золотая рыбка. (Емкость с рыбкой ставим на кафедру учителя).
Учитель: Цель нашего урока сегодня, мы познакомимся с общей характеристикой рыб и особенностями внешнего строения рыб в связи со средой обитания.
Перед вами на столах находятся кроссворды. Большинство особенностей рыб Вам известны, поэтому мы даем общую характеристику рыб в необычной форме, разгадывая кроссворд. На выполнение кроссворда 7 минут.
Строение рыбы

1. Жидкость, выметываемая самцами рыб при наружном оплодотворении, содержащая сперматозоиды. 2. Наиболее мощный непарный плавник рыбы. 3. Орган дыхания рыб.
4. Органы передвижения рыб. 5. Рыбы, имеющие хрящевой скелет.
6. Внутренний орган многих рыб, развившийся из отростка кишки и наполненный воздухом.
7. Орган обоняния и вкуса некоторых рыб в виде длинных выростов на голове, например у сомов и налимов. 8. Орган, воспринимающий направление и скорость течения воды, находящийся по бокам тела рыбы. 9.Роговые пластинки, покрывающие и защищающие тело рыбы. 10.Самая многочисленная группа рыб, скелет которой состоит из костей. 11. Парные передние плавники рыбы.
3. Характерные признаки рыб. (Называют уч-ся).
Рыбы – позвоночные животные, обитающие в воде и передвигающиеся при помощи плавников. Их тело состоит из головы, туловища и хвоста.Форма тела в основном обтекаемая. Их кожу покрывает чешуя и слизь. Имеется особый орган чувств – боковая линия. Орган дыхания – жабры. Кровеносная система в виде одного замкнутого круга кровообращения, сердце- двухкамерное. Известно свыше 20 000 видов. Наука изучающая рыб называется: ихтиология.
4. Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания (Самостоятельная лабораторная работа).
Учитель: Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию формы их тела, множеству приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях.
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.
В ходе лабораторной работы мы будем развивать умения исследовательской работы, умения наблюдать за живыми объектами, устанавливать связь строения и функций.
Лабораторную работу вы будете выполнять в парах самостоятельно. Внимательно читаете задания, отвечаете на вопросы и заполняете таблицу. Шаблоны лабораторной работы лежат у вас на столах. Ваша задача заполнить оставшуюся часть таблицы и в конце работы обязательно сделайте вывод. На выполнение лабораторной работы 10 минут.
Дата______________. Ф.И._______________________________________7 «__» класс.
Лабораторная работа №7
«Внешнее строение и способ передвижения рыбы»
Цель. Изучить внешнее строение и покров тела рыбы как приспособление к водной среде обитания.
Оборудование: Литровая банка с рыбкой из аквариума. В чашке Петри чешуя карпа, лупа.
Ход работы.
Рассмотрите рыбу в банке с водой, и запишите в таблицу свои наблюдения.
План работы | Наблюдения | Значение |
1.Рассмотрите форму тела рыбы. Как называется такая форма тела? | | |
2. Как плавает рыба? Какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении? | | |
3. Какова окраска спины, боков, брюха рыбы? | | |
4. Движутся ли плавники, когда рыба стоит на месте. С помощью каких плавников рыба всплывает к поверхности или погружается вглубь | | |
5. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы. Как они расположены? Какое значение имеет такое расположение чешуи? Определите по числу годичных колец возраст рыбы. | | |
6. На какие отделы делится тело рыбы? | | |
7.Найдите боковую линию на теле рыбки, по учебнику определите функцию боковой линии у рыб? | | |
«Рыбные вопросы»
1. Практически у всех рыб____________________ форма тела.
2. Тело рыб покрыто________________.
3.Сколько кругов кровообращения у рыб? ___________________________________
Вывод:
Сдай этот рабочий лист учителю на проверку.
После работы учащихся в группах учителем подводятся итоги урока.
5. Учитель делает общий вывод «Приспособленность рыб к среде обитания». Приспособленность рыб к среде обитания.
Обтекаемая форма тела
Покровительственная окраска
Особенности покровов тела (наличие чешуи и слизи)
Боковая линия
Развитие органов передвижения (плавники)
Наличие плавательного пузыря
6.Рефлексия.
Учитель:
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
-Все ли было понятно сегодня на уроке?
-Какая работа на уроке вызвала затруднения?
-Какая работа на уроке показалась вам наиболее интересной?
-Какое настроение у вас после урока?
7.Домашнее задание:
Параграф 21, вопросы (устно), рис. 83 – в тетрадь, по желанию – сообщение по теме «Значение рыб в природе и жизни человека»
Приложение 1.Ответы на кроссворд.
Ответы:
ы.
1. молоки 2. Хвостовой 3. Жабры 4. Плавники 5. Хрящевые 6. Пузырь 7. Усики 8. Линия 9. чешуя
10. костные 11. грудные
Приложение 2.Ответы на лабораторную работу.
«Внешнее строение и способ передвижения рыбы».
Цель. Изучить внешнее строение и покров тела рыбы как приспособление к водной среде обитания.
Оборудование: Литровая банка с рыбкой из аквариума. В чашке Петри чешуя карпа, лупа.
Ход работы.
Рассмотрите рыбу в банке с водой, и запишите в таблицу свои наблюдения.
План работы | Наблюдения | Значение |
1.Рассмотрите форму тела рыбы. Как называется такая форма тела? | Обтекаемая, сжатая с боков. | Снижение трения воды |
2. Как плавает рыба? Какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении? | рыб плавает головой вперед. плавники чаще всего имеют плоскую форму | Координация и движение. |
3. Какова окраска спины, боков, брюха рыбы? | Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба) | Защитная, маскировка |
4. Движутся ли плавники, когда рыба стоит на месте. С помощью каких плавников рыба всплывает к поверхности или погружается вглубь | 1.Брюшные 2.Парные: Грудные 3.Не парные плавники: Спинной, анальный 4. Хвостовой | 1.Удерживает в равновесии в вертикальном положении 2.Повороты в воде, движение вверх вниз и в стороны 3.Устойчивость при движении 4.Движение вперед |
5. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы. Как они расположены? Какое значение имеет такое расположение чешуи? Определите по числу годичных колец возраст рыбы. | чешуйки сидят в складках кожи, а свободными концами налегают друг на друга, по ходу течения воды., точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, концентрические линии, напоминают годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью. Карпу 5 лет. | Чешуя защищает от механических повреждений кожу,Слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ |
6. На какие отделы делится тело рыбы? | Голова плавно переходит в туловище и хвост. | Снижение трения воды |
7.Найдите боковую линию на теле рыбки, по учебнику определите функцию боковой линии у рыб? | Каналы лежащие под чешуей. Специализированные клетки. | Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля |
«Рыбные вопросы»
1. Практически у всех рыб обтекаемая форма тела.
2. Тело рыб покрыто чешуёй и слизью.
3.Сколько кругов кровообращения у рыб? Один.
Вывод:
1. Обтекаемая форма тела
2. Покровительственная окраска
3. Особенности покровов тела (наличие чешуи и слизи)
4. Боковая линия
5. Развитие органов передвижения (плавники)
6. Наличие плавательного пузыря