г. Воронеж
2014 г.
1. Раскрыть понятия «древесина», «пиломатериалы», «природные материалы».
2. Раскрыть технологию изготовления пиломатериалов и конструкционных материалов.
3. Уметь определять пиломатериалы и конструкционные материалы по внешнему виду, знать их основные элементы и отличия.
4.Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.
5.Делать выводы, обобщать.
№ | ЭТАП УРОКА. | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1. | Организационный момент, мотивация учебной деятельности | | Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих. Готовит ЭОР к работе. | Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствуют учителя. | 3 мин. |
2. | Актуализация опорных знаний | | Предлагает из написанных на доске слов в произвольном порядке составить предложение («человек», «материал», «который», «древности», «в глубокой», «распространенный», «обрабатывать», «научился»). Должно получиться предложение: «Распространенный материал, который человек научился обрабатывать в глубокой древности». Задает вопросы: «Ребята, как вы думаете, что это за материал?» (Ответ: Древесина) «Ребята, оглянитесь вокруг и назовите мне, как можно больше предметов. сделанных из древесины.» (Ответы: мебель, полы, двери, рамы, столярный верстак и т. д.) Обобщает ответы учеников, подводит к мысли о том, что этот урок будет посвящен изучению древесины. | Анализируют информацию, делают выводы, составляют предложение, отвечают на вопросы, перечисляют предметы из древесины. | 7 мин. |
3. | Мотивация к учебной деятельности | | Проблемный вопрос: В лесах нашей страны произрастают деревья более ста различных пород. Все они состоят из ствола, корней, ветвей, коры и листьев. Подумайте и ответьте, из каких частей дерева получают «деловую» древесину, которая идет на изготовление пиломатериалов (досок, брусков и т. д.)? | Анализируют, рассуждают, обсуждают, дают ответ, корректируют ответы товарищей, делают выводы. | 4 мин. |
4. | Формирование темы урока, постановка цели | | Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень. Мы приходим к выводу, что древесина легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом. Поэтому вам необходимо знать, какие пиломатериалы и конструкционные материалы получают из древесины, т. к. они имеют широкое применение. Объявляет тему урока: «Древесина. Пиломатериалы. Природные материалы» и ставит цели. | Принимают цели, высказывает своё мнение, помогают сформулировать тему, записывают тему в тетрадь. | 4 мин. |
5. | Изучение нового | Ресурс 1. http://trudovik.ucoz.ua/load/prezentacija_quot_drevesina_quot/1-1-0-854; Ресурс 2. http://nmasalitin.ru/load/1-1-0-190. | Просмотр ресурса 1. Предлагает информацию к обсуждению. Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом. Демонстрация образцов изделий и материалов из разных пород древесины. Спрашивает: «Какие древесные породы вам известны и на какие виды они подразделяются?» (Ответ: лиственные, хвойные). Обсуждает с учащимися отличия видов деревьев друг от друга. Демонстрирует ресурс, объясняет, из чего состоит дерево. Рассказывает, что при продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы: брусья, бруски, доски, пластины, четвертины и горбыли. Какие основные элементы они имеют (пласть, кромка, торец, ребро). Демонстрирует образцы пиломатериалов. Проводит беседу о том, как получают конструкционные материалы, где применяют и что из них изготавливают. В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП. | Смотрят, слушают пояснения учителя, записывают понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выполняют задания. Читают текст, анализируют, выделяют значимое, формулируют ответы, записывают понятия, рассматривают рисунки учебника, обсуждают. На основе теоретического материала и наглядных образцов выявляют преимущества и недостатки древесины, сравнивая ее с другими материалами (металлы, пластмассы и др.).
Выясняют, как получают конструкционные материалы, где применяют и что из них изготавливают. В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП. | 20 мин. |
6. | Закрепление нового. | Ресурс 3. http://www.mukhin.ru/besthome/roofwork/13.html | Проводит физкультминутку. Постановка цели практического задания, обсуждение порядка выполнения работы. Предлагает выполнить практические работы: 1) Определение свойств древесины; 2) Определение пород древесины по образцам. | 1) Разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек волокон расщепление невозможно, даже при больших усилиях. 2) Пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов: фанеры, ДВП и ДСП. Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо режущим инструментом (ножовка, напильник и т. д.). | 2 мин. 30 мин. |
7. | Контролирующие задание | | Организует индивидуальную работу с текстом учебника (§ 3). | Выполняют самостоятельно работу с текстом учебника (§ 3), делают выводы. | 10 мин. |
8. | Рефлексия учебной деятельности | | Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тестовое задание. - Что вызвало интерес? -- Что показалось трудным? | Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. | 5 мин. |
9. | Домашнее задание | | Повторить материал параграфа § 3 по тетради; Творческое д/з (по желанию). Придумать рассказ на тему: «Использование древесины как природного материала». | Оценивают свои возможности при выборе д/з. Записывают д/з в дневник. Оценивают свои действия и действия партнёров, усваиваемое содержание при помощи смайликов. | 5 мин. |
1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
2. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012
1. http://trudovik.ucoz.ua/load/prezentacija_quot_drevesina_quot/1-1-0-854;
2. http://nmasalitin.ru/load/1-1-0-190.
3. http://www.mukhin.ru/besthome/roofwork/13.html