Тема урока: Кислоты.
Цель: Обеспечить восприятие и усвоение учащимися понятия о кислотах, их составе, названии и классификации.
Задачи урока:
Образовательная: Сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;
Развивающая: Совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека
Воспитательные: Воспитывать наблюдательность, интерес к науке химии.
Оснащение урока: на столах учащихся: пронумерованные пробирки с растворами NaOH, HCI, универсальная индикаторная бумага, таблица растворимости; на столе учителя: раствор HCI, метилоранж, пробирки, лучинка, серная кислота (конц).
Компьютер, презентация «Кислоты», проектор, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация знаний (7 мин.)
Этап усвоения новых знаний (25 мин.)
Закрепление (10 мин).
Подведение итогов (2мин).
Ход урока:
Орг.момент.
Актуализация знаний (фронтальный опрос):
- какие классы неорганических веществ вам известны?
- какие вещества называются оксидами?
- какие вещества называются основаниями?
- как можно распознать щелочи?
-как меняется окраска индикаторов в щелочи?
Из предложенного перечня веществ назовите оксиды, основания:
CaO, NaOH, HCI, CO2, Fe(OH)2, H2SO4
Среди данных формул остались неизвестные нам вещества: HCI, H2SO4.
(слайд № 2) Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь представлены плоды, продукты питания, муравей. А что общего между ними? Какой класс веществ мы будем изучать?
Этап усвоения новых знаний.
И так, сегодня мы будем изучать «Кислоты».
Кислоты в природе.
(слайд 3,4). Кислоты в нас и вокруг нас.
Как вы сказали, кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Яблоко –кислое, так как содержит яблочную кислоту, лимон – лимонную кислоту, молоко скисает из-за молочной кислоты, а муравьи выделяют муравьиную кислоту. Кислоты образуются и в нашем организме, например, во время физических нагрузок в мышцах образуется молочная кислота. Кислоты бывают органические (яблочная, молочная) и неорганические (соляная). Мы с вами будем изучать неорганические кислоты.
(слайд 5). Скажите, что общего в составе кислот?
Определение кислот.
(слайд 6). Кислоты – это сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
Классификация кислот.
(слайды 7,8,9). Классификация кислот: а) по числу атомов водорода, б) по содержанию кислорода, в) по растворимости в воде.
Распознавание кислот.
(слайд 10). Хотя все кислоты имеют кислый вкус, ни один химик не будет распознавать их по вкусу. Как же химики судят о том, является ли данное вещество кислотой?
(слайд 11). Индикаторы в кислой среде.
На ваших столах имеются пронумерованные пробирки с растворами неизвестных веществ. Определите в какой пробирке содержится кислота.
Лабораторный опыт: Распознавание растворов кислот с помощью индикаторов.
Вывод по проделанной работе: Изменение цвета индикаторов в кислой среде (учащиеся заполняют таблицу).
Правила работы с кислотами.
(слайды 12,13.14). Правила работы с растворами кислот.
Демонстрация учителем: обугливание лучинки серной кислотой.
(слайды 15,.16). Правила разбавления кислот:
Сначала – вода, потом кислота!
(слайд 17). Если кислота попала на кожу, нужно оказывать 1 медицинскую помощь.
Правила оказания 1 мед.помощи.
Закрепление.
(слайд 19). 1) Выберите группу веществ, в состав которой входят только кислоты. Как вы определили их?
(слайд 20). 2) Выберите группу веществ, в состав которой входят только кислородсодержащие кислоты. 3) Укажите одноосновные, двухосновные и многоосновные кислоты.
4) Укажите нерастворимую в воде кислоту.
5. Подведение итогов. (слайд 21).