Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Красноусольская башкирская гимназия-интернат МР Гафурийский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании кафедры | Заместитель директора по ВР _______________ | Директор МОБУ Красноусольская башкирская гимназия-интернат |
Протокол № | | ________________ |
от « » ___________ | « » ____________ | Приказ № от |
Рабочая программа
«Я патриот России»
(духовно-нравственное направление)
(2015/2016 учебный год , 1 час в неделю)
Автор-составитель программы: Газизова Эльмира Салиховна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу я – патриот родины С.В. Сабиной с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа внеурочной деятельности «Я живу в России» направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
образовательные:
дать первоначальные представления о роли семьи в жизни человека;
дать представления о профессии учителя;
дать первоначальные представления об истории родного села, родного района, родной республики;
познакомить с историческим прошлым Башкортостана;
дать представления о народных песнях, праздниках, традициях, обычаях;
познакомить с государственными праздниками, с государственной символикой;
познакомить с городами – героями;
дать представления об участии жителей села в Великой Отечественной войне.
развивающие
формировать навыки коллективной работы и работы в группах;
формировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
развивать самостоятельность, аккуратность.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей;
воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Рабочая программа разработана для учащихся первого года обучения в рамках внеурочной образовательной деятельности по духовно - нравственному направлению и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа предназначена для детей 10-11 лет. Продолжительность реализации программы один год. Продолжительность занятий 45 минут.
УЧЕБНо-тематический план
№ | Разделы программы и темы занятий | Количество часов |
Общее кол – во часов | Теория | Практика |
1. | Моя семья | 8 | 3 | 5 |
2. | Моя школа | 7 | 3 | 4 |
3. | Моя малая Родина | 9 | 4 | 5 |
4. | Я – гражданин России | 10 | 5 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. «Моя семья»
Теоретическая часть: День рождения в семье. Утро в моей семье. Вечер в моей семье. Я сын, дочь, внук, внучка. Мои обязанности по дому. Дети и родители. Давайте понимать друг друга. Слово о родителях. Родители - самые близкие люди. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях. Доброе Слово о родителях - основа порядочности человека.
Практическая работа : Составление родословной. Выполнение творческой работы «Мой будущий дом».
Формы занятий: занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская,
Методы и приёмы: практический (наблюдение, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка), наглядный, метод проектов.
2. «Моя школа»
Теоретическая часть: Гимназия – наш второй дом. Добрые дела для родной гимназии. Что доброго могу сделать я? Профессия – Учитель. Легко ли быть учителем.
Практическая работа: Создание стенда или альбома об учителях. Творческая работа «Какой я хочу видеть мою гимназию в будущем»
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, просмотр презентаций.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: книги, картины, фотографии, презентации
3. «Моя малая Родина»
Теоретическая часть: С чего начинается Родина? История родного села, родного района, родной республики. Столица Башкортостана - Уфа. Историческое прошлое города Уфы, культура, традиции.
Практическая работа: фоторепортаж «Мой любимый уголок в селе»
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, экскурсия, фоторепортаж.
Методы и приёмы: практический (наблюдение), словесный (рассказ, беседа), наглядный.
Дидактическое оснащение занятий: книги, картины, фотографии, иллюстрации, презентации, фотокамера, фотоаппарат
4. Я – гражданин России»
Теоретическая часть: Праздник. Смысл праздника. Почему праздник называют - труд души. Главные праздники года. Праздники моего народа. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Песня колыбельная, задушевная, лирическая. Частушка. Народные игры. Служение Отечеству. Честь, отвага и мужество.
Практическая работа: Оформление альбома об участниках военных действий. Выставка рисунков. Участие в субботнике по уборке территории памятника. Участие в митинге, посвященном Дню Победы.
Формы занятий: занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, экскурсия, просмотр презентации, просмотр документальных фильмов.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: книги, фотографии, видеофильмы, презентации, иллюстрации
Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия:
Набор фотографий «Город – герой Волгоград»
Презентация «История родной гимназии»
Презентация «Сталинградская битва»
Презентация «Города – герои»
Презентация «Главный праздник»
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором магнитов для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер.
Ноутбуки
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Сообщения
Просмотр видеоматериала
Экскурсии
Практические занятия:
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные общеучебные действия
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи;
устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли полно и точно;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Личностные УУД
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка;
самоопределение
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
- «Моя родословная»
- творческая работа «Мой будущий дом»
- творческая работа «Какой я хочу видеть гимназию в будущем»
- фоторепортаж «Мой любимый уголок в селе»
- рассказы об учителях,
- оформление стендов,
- выставка рисунков «Этих дней не смолкнет слава»
- участие в митинге, посвященном Дню Победы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и темы | Кол-во часов | Дата |
| Моя семья | 8 | | |
1 | Я и семья. Я – сын, дочь, внук, внучка | 1 | 04.09 | |
2 | Мои родители | 1 | 11.09 | |
3 | Мои бабушка и дедушка | 1 | 18.09 | |
4 | Моя родословная. | 1 | 25.09 | |
5 | Профессии моих родителей | 1 | 02.10 | |
6 | Мои обязанности по дому. Забота о ближних. | 1 | 09.10 | |
7 | День рождения, утро, вечер в моей семье | 1 | 16.10 | |
8 | Мой будущий дом | 1 | 23.10 | |
| Моя школа | 7 | | |
9 | Первый раз в первый класс. Мое первое впечатление о гимназии. | 1 | 30.10 | |
10 | Изучение истории гимназии. | 1 | 06.11 | |
11 | Летопись гимназии. | 1 | 13.11 | |
12 | Мои учителя | 1 | 20.11 | |
13,14 | Учителя - ветераны | 2 | 27.11 04.12 | |
15 | Какой я хочу видеть свою гимназию в будущем | 1 | 11.12 | |
| Моя малая Родина | 9 | | |
16 | С чего начинается Родина (Экскурсия по родному селу) | 1 | 18.12 | |
17 | Изучение истории родного села | 1 | 25.12 | |
18 | Летопись села | 1 | 15.01 | |
19 | Мой любимый уголок в селе. (Фоторепортаж) | 1 | 22.01 | |
20 | Гафурийскому району - 85 лет. | 1 | 29.01 | |
21 | О чем рассказывают названия деревень | 1 | 05.02 | |
22 | Памятные места Гафурийского района. | 1 | 12.02 | |
23 | Село Красноусольский. | 1 | 19.02 | |
24 | Заочная экскурсия по Гафурийскому району: памятники, площади, музеи | 1 | 26.02 | |
| Я – гражданин России | 11 | | |
25-26 | Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица) | 2 | 04.03 11.03 | |
27 | Русские и башкирские народные песни | 1 | 18.03 | |
28 | Русские и башкирские народные игры | 1 | 08.04 | |
29 | Государственные праздники | 1 | 15.04 | |
30 | Традиции, обычаи моего народа | 1 | 22.04 | |
31 | Летопись Великой Отечественной войны | 1 | 29.04 06.05 13.05 | |
32-34 | Путешествие по городам - героям | 3 | 20.05 | |
35 | Участники войны – мои односельчане | 1 | 27.05 | |
| Итого: | 35 ч. | | |
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастности к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Разделы программы | Ожидаемые результаты |
«Моя семья» | Обучающиеся знают: - о роли семьи в жизни человека - о выполнении социальных ролей - о своих обязанностях |
«Моя школа» | Обучающиеся знают: - историю родной гимназии - об учителях – ветеранах родной школы |
«Моя малая Родина» | Обучающиеся имеют элементарные представления об истории родного села, родного района, родной республики |
«Я – гражданин России» | Обучающиеся знают: - города – герои - государственные праздники, государственную символику Обучающиеся имеют представления: - о народных праздниках, традициях, обычаях - об участии жителей села в Великой Отечественной войне |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты. Классные часы и внеклассные мероприятия.
Воспитываем патриота и гражданина. Классные часы. Клубные часы. Тематические вечера.
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий.
История башкирского народа. З. Я. Рахматуллин, И. Г. Акманов
История Башкортостана А. Г. Низамов
Письма огненных лет Ф. Н. Вахитов
Башкирия в годы ВОВ Г. Д. Иргалина, Г. Р. Махаметдинова