Тема: «Метод проектов на уроках истории, обществознания , и во внеурочной деятельности по выявлению способностей обучающихся»
Согласно ФГОС, системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Ее использование на уроках и во внеурочное время предполагает, что учащимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того чтобы они могли развивать свои способности и пополнять знания. При этом под развитием способностей понимается предоставление учащимся возможности работать самостоятельно, быть активными в проектировании, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их.
В современной школе проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Учебные программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Что же такое метод проектов?
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта
Учебный проект – это продукт (материальный или интеллектуальный), разработанный и изготовленный самостоятельно от идеи до ее реализации, обладающий субъективной или объективной новизной и выполняемый под руководством преподавателя.
Структура учебного проекта.
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность». Вы видите на слайде.
Проект — это «пять «П»»:
Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
Проектирование (планирование деятельности).
Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
Продукт (изготовление, оформление продукта).
Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Стадии работы над проектом.
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:
− подготовка (формулирование темы и целей проекта);
− планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
− исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
− оформление результатов и выводов;
− представление или отчет;
− оценка результатов и процесса.
Классификация проектов по количеству участников делятся на:
-Индивидуальные.
-Парные.
-Групповые.
.2.Классификация проектов по продолжительности
1.Мини-проекты могут укладываться в один урок.
Пример. Тема «Составить план рекламной акции» (обществознание, 7 класс).
Каждая группа получает задание: в процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.
Тема «Невская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма: Смоленщина-земля великих имен» (Внеурочная деятельность).
В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».
Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».
Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.
Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.
3.Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Пример. Тема «Древний Египет». Проект «Загадки Египта».
В начале изучения темы предлагается на выбор различные проблемные вопросы по данной теме. Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков учащиеся собирают информацию, используя дополнительную литературу, различные источники и в конце изучения данной темы предлагают свой творческий продукт .Форма и презентация проекта детьми продумывается самостоятельно.
Учащиеся должны:
– сформулировать название своего проекта;
– написать небольшой авторский текст;
– раскрыть событийно-хронологический ряд;
– отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.;
– придумать иллюстрации.
4.Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края, города» и др.
5.Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.
Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.
Пример. Социальный проект «По следам боевой славы: история памятника».
(Врамках классного часа подходит тоже). В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам.
Работа предполагает:
1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам поселка, района;
2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;
3) историческое просвещение детей и родителей
Из практики многих лет, я наблюдаю, что чаще всего в 9классе обучающиеся выбирают итоговый проект по истории.
Цели и задачи индивидуального итогового проекта
Для обучающихся:
Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
Для педагогов:
Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Задачами выполнения проекта являются:
Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать
шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
Формировать и развивать навыки публичного выступления.
Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Требования к организации работы над проектом.
В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы
Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
Заключительный (март - апрель): защита проекта, оценивание работы.
Типы итоговых проектов.
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт |
Практико- ориентированный, Социальный | Решение практических задач. | анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, веб-сайт, видеофильм, выставка, газета, буклет, журнал, действующая фирма, игра, карта, коллекция, компьютерная анимация, оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, отчёты о проведённых исследованиях, праздник,публикация, путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж, экскурсия |
Исследовательский | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. |
Информационный | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации |
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта. |
Игровой или ролевой | Представление опыта участия в решении проблемы проекта. |
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Исследовательский проект (проект направлен на решение конкретной проблемы, направленной на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы через сбор, анализ и обобщение соответствующей информации с последующим представлением для широкой аудитории).
Информационно-познавательный проект (проект, целью которого является сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории).
Социальный проект (проект, который направлен на выявление причин актуальных и перспективных социальных проблем, выработка оптимальных вариантов решения. Привлечение интереса молодежи (обучающихся) к актуальным проблемам общества и поиск ресурсов для её решения).
Творческий проект (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы).
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
материальный объект, макет, модель, иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Заключение
Секрет успеха проектной методики на уроках истории и обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.
Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, городских и республиканских конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом, надеюсь в дальнейшем, и на школьной научно-практической конференции по защите проектов; на классных и на общешкольных классных часах и внеурочной деятельности; возможно, на родительских собраниях.
Показатели, по которым я отслеживаю эффективность деятельности:
Создание проектов обучающимися на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском).