СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Метод проектов на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Метод проектов на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"»

Тема: «Метод проектов на уроках истории, обществознания , и во внеурочной деятельности по выявлению способностей обучающихся»



Согласно ФГОС, системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Ее использование на уроках и во внеурочное время предполагает, что учащимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того чтобы они могли развивать свои способности и пополнять знания. При этом под развитием способностей понимается предоставление учащимся возможности работать самостоятельно, быть активными в проектировании, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их.

В современной школе проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Учебные программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

Что же такое метод проектов?

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Структура учебного проекта

Учебный проект – это продукт (материальный или интеллектуальный), разработанный и изготовленный самостоятельно от идеи до ее реализации, обладающий субъективной или объективной новизной и выполняемый под руководством преподавателя.

Структура учебного проекта.

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность». Вы видите на слайде.

Проект — это «пять «П»»:

  1. Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

  2. Проектирование (планирование деятельности).

  3. Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

  4. Продукт (изготовление, оформление продукта).

  5. Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Стадии работы над проектом.

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

 − подготовка (формулирование темы и целей проекта); 

− планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

− исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

− оформление результатов и выводов; 

− представление или отчет; 

− оценка результатов и процесса. 

  1. Классификация проектов по количеству участников делятся на:

-Индивидуальные.

-Парные.

-Групповые.

.2.Классификация проектов по продолжительности

1.Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Пример. Тема «Составить  план  рекламной  акции» (обществознание, 7 класс).

Каждая группа получает задание: в процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.

Тема «Невская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма: Смоленщина-земля великих имен» (Внеурочная деятельность).

  1. В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».

  2. Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».

  3. Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.

  4. Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.

3.Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Пример. Тема «Древний Египет». Проект «Загадки Египта».

В начале изучения темы предлагается на выбор   различные проблемные вопросы по данной теме. Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков учащиеся собирают информацию, используя дополнительную литературу, различные источники и в конце изучения данной темы предлагают  свой  творческий  продукт .Форма    и  презентация проекта  детьми продумывается самостоятельно.

Учащиеся должны:

– сформулировать название своего проекта;

– написать небольшой авторский текст;

– раскрыть событийно-хронологический ряд;

– отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.;

– придумать иллюстрации.

4.Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края, города» и др.

5.Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта. 

Пример. Социальный проект «По следам боевой славы: история памятника».

(Врамках классного часа подходит тоже). В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам.

Работа предполагает:

1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам поселка, района;

2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;

3) историческое просвещение детей и родителей


Из практики многих лет, я наблюдаю, что чаще всего в 9классе обучающиеся выбирают итоговый проект по истории.

Цели и задачи индивидуального итогового проекта



Для обучающихся:

Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.

Для педагогов:

Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

Задачами выполнения проекта являются:

Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать

шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).

Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.

Формировать и развивать навыки публичного выступления.

Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).

Требования к организации работы над проектом.


В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы

Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.

Заключительный (март - апрель): защита проекта, оценивание работы.

Типы итоговых проектов.



Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Практико- ориентированный,

Социальный


Решение практических задач.

анализ данных социологического опроса, атлас,

атрибуты несуществующего государства, бизнес-план,

веб-сайт, видеофильм, выставка, газета, буклет, журнал,

действующая фирма, игра,

карта, коллекция,

компьютерная анимация, оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий,

статья, сказка, костюм, макет, модель, музыкальное произведение,

мультимедийный продукт,

отчёты о проведённых исследованиях, праздник,публикация, путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж, экскурсия

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ

информации

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта.

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы

проекта.

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

    • Исследовательский проект (проект направлен на решение конкретной проблемы, направленной на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы через сбор, анализ и обобщение соответствующей информации с последующим представлением для широкой аудитории).

    • Информационно-познавательный проект (проект, целью которого является сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории).

    • Социальный проект (проект, который направлен на выявление причин актуальных и перспективных социальных проблем, выработка оптимальных вариантов решения. Привлечение интереса молодежи (обучающихся) к актуальным проблемам общества и поиск ресурсов для её решения).

    • Творческий проект (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

  • материальный объект, макет, модель, иное конструкторское изделие;

  • отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.



Заключение

 Секрет успеха проектной методики на уроках истории и обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, городских и республиканских конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом, надеюсь в дальнейшем, и на школьной научно-практической конференции по защите проектов; на классных и на общешкольных классных часах и внеурочной деятельности; возможно, на родительских собраниях.

Показатели, по которым я отслеживаю эффективность деятельности:

Создание проектов обучающимися на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!